Теневые процессы в банковской сфере (на примере КP)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:37, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических основ возникновения теневых процессов в банковской системе в современных условиях и разработка на этой основе соответствующего организационно-методического инструментария в борьбе с теневой экономикой.
В соответствии с заданной целью в работе поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические и институциональные основы возникновения теневых процессов в банковской сфере;
• выявить закономерности порождения теневой стороны банковской деятельности в рыночной экономике;
• определить особенности формирования «теневой» экономики в финансовой и банковской сфере;
• выявить критерии подозрительной банковской деятельности;
• разработать основные направления совершенствования по снижению уровня теневых банковских операций.

Файлы: 1 файл

Теневые процессы в банковской сфере (на примере Кыргызской Респу.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

- определить выдачу лицензий  на право банковской деятельности с участием иностранного капитала в размере не более 40% в уставном капитале;

- добиваться обеспечения полномерной  прозрачности структуры капитала банков с установлением доли физических лиц в уставном капитале банка в совокупном объеме в размере не более 10% уставного капитала;

- установить следующие нормативы  как размеры активов на корреспондентских счетах; размеры краткосрочных и долгосрочных депозитов; размеры клиентской базы по государственным учреждениям и предприятиям;

- установить обязательное требование сертифицированного комплайенс-сотрудника33 в штате банка;

- установить требования к банкам по диверсификации источников финансирования, в случае, если банковское учреждение находится в значительной зависимости от отдельной финансово-промышленной группы или политической группы;

- проводить ряд мероприятий, направленных на устранение концентрации финансовых потоков в одном банке, в случае если отдельное банковское учреждение в результате каких-либо обстоятельств приобрело монопольное положение на обслуживание определенных финансовых операций.

2. Совершенствование  мер по борьбе с отмыванием  денег на уровне  финансовой разведки включает следующее:

- установить на законодательном  уровне предел подозрительных операций банка в соотношении операций, подлежащих обязательному контролю, в размере не более 10%;

- проводить обучение и подготовку сертифицированных банковских специалистов в области борьбы с отмыванием денег;

- обеспечивать надлежащие проверки в отношении не только непосредственных клиентов финансовых организаций, но и реальных выгодоприобретателей34;

- проводить более тщательные проверки в отношении денежных потоков у политических деятелей и их родственников.

3. Совершенствование  мер по борьбе с отмыванием  денег на уровне политики финансовой  безопасности:

- повышать стабильность банковской системы через мероприятия, которые проводятся правительством по улучшению общих макроэкономических факторов;

- разработать действенные системы контроля привлечения и эффективного использования средств иностранных заимствований;

- определить критерии и параметры (количественные и качественные пороговые значения) финансовой системы страны, отвечающие требованиям финансовой безопасности, а также разработать механизмы и меры идентификации угроз финансовой безопасности и их носителей;

- разработать методологию прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

- сформировать механизмы и меры финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

- определить объекты, предметы и параметры контроля за обеспечением финансовой безопасности страны.

Подводя итоги  диссертационного исследования можно утверждать, что проблемы теневых процессов в банковской сфере должны занять надлежащее место в системе национальной финансовой безопасности и снижения уровня теневой экономики страны.  При этом следует помнить, что обеспечение стабильной финансовой системы, а также ее успешное качественное развитие зависят от совместных действий всех субъектов государства.  Поэтому в современный период необходимо сделать все возможное для вывода банковской системы государства на более качественный уровень безопасности, существенную роль в которой занимает система борьбы с отмыванием денег.

 

По результатам диссертационного исследования опубликованы

следующие работы:

 

  1. Эркин А. Банковские методы в борьбе с отмыванием денег // Сборник материалов по итогам Конгресса «Легализация доходов, полученных преступным путем, организованные финансовые правонарушения и их влияние на экономику Кыргызстана», КТУ «Манас». Бишкек, 2007. С.91-97. – 0.5 п.л.
  2. Эркин А. Роль финансовой разведки в обеспечении безопасности Кыргызстана // Вестник КРСУ. Бишкек, 2007. - № 11. С.27-30. – 0.6 п.л.
  3. Эркин А. Проблемы и перспективы ипотечного кредитования // Вестник КРСУ. Бишкек, 2009. №9. С. 84-89. – 0.5 п.л.
  4. Эркин А. Финансовая безопасность страны: развитие, понятие и сущность // Экономика жана Финансы. Институт Экономики и финансов КГНУ им. Ж.Баласагына. Бишкек, 2009. №3 (2). С.133-141. – 0.6 п.л.
  5. Эркин А. Схемы отмывания денег на основе систем денежных переводов, пунктов обмена валют, и с использованием некоммерческих и благотворительных организаций // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики глазами молодых». Екатеринбург, 2009. С.775-781. – 0.6 п.л.
  6. Эркин А. Банковская система Кыргызской Республики в рамках борьбы с отмыванием денег // Вестник КазЭУ. Алматы, 2009. - №6. С. 470-475. – 0.5 п.л.
  7. Эркин А. Отмывание доходов с использованием мировой банковской системы // Вестник КРСУ. Бишкек, 2009. - № 5. С.20-23. – 0.5 п.л.
  8. Эркин А. Кыргызстан в борьбе с отмыванием денег в рамках международной интеграции // Экономика жана Финансы. Институт Экономики и финансов КГНУ им. Ж.Баласагына. Бишкек, 2010. №1. – 0.5 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать  15.11.2010 года. Формат 60х84 1/16.

Офсетная печать. Объем 1,75 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ № _____. 

 

Отпечатано в типографии КРСУ

720048, г. Бишкек, ул. Горького, 2

1 FATF – Financial Action Task Force on Money Laundering" (FATF) - специальная финансовая комиссия (группа) по проблемам отмывания денег.

2 Gutmann P. The Subterranean Economy // Financial Analysis Journal. 1977. Vol. 33.

3 К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, изд. 2-ое. Т.23 – М., 1960. – С.606.

4 Радаев В. « Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика». М.: 1988.

5 Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998. № 3.

6 Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997.

7 Dallago B. (1994) The irregular economy in transition: features, measurement and scope. In: Output Decline in Eastern Europe: Unavoidable, External influence or Homemade? Ed. by R.Z. Holzman. IIASA, Luxemburg.

8 Grossman G. (1977) The "Second economy" in USSR. Problem of Communism 26(5), 25-40.

9 Welisz S., Findlay R. Central planning and the “Second economy” in Soviet-type systems, Economic Journal, 1986, v. 96, September, p. 646-658

10 Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. - автореферат дис. д.э.н. 05.13.10. - М.: Академия МВД России, 1993. - с. 36.

11 Красавина Л.Н., Валенцина Н.И. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики // Банковское дело, 2005. - №5. 

12 Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика // РЭЖ, 2006. - №4.

13 41% - по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, 53% -  данные Министерства финансов Кыргызской Республики. По словам директора Конгресса бизнес-ассоциаций Кыргызстана Ч.Сейдахматовой, «теневая» экономика составляет больше 80%.

14 Дыйканбаева Т.С. Теневая экономика страны в переходный период. – Бишкек: Илим, 2005. – с. 73.

15 Кумсков В.И. Отраженная экономика или экономика в денежно-финансовом свете. Б.: Илим. 2005. с. 96.

16 Койчуев Т. , Койчуева М. О Законе проявления теневой экономики и её масштабах в Кыргызстане // Ж. Реформа. 2007 - №1.

17 Там же.

18 Кудабаев З.И. Ненаблюдаемая экономика в Кыргызской Республике // Ж. Реформа. 2004 - №3.

19 Волхонский Б. Взлет и падение «тигров» и «драконов» // Русский журнал. 08.11.2008.

20 www.hbr-russian.ru. – Октябрь 2008. Harward Business Review – Россия.

21 Сажина М.А.. Природа современного мирового финансового кризиса. Журнал «Финансы и кредит» №40 (376). 2009.

22 Сажина М.А.. Природа современного мирового финансового кризиса. Журнал «Финансы и кредит» №40 (376). 2009.

23 Ю.Ю.Русанов.  «Привнесенные» риски как факторы развития теневой экономики.  // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Москва, 2005.

24 В декабре 2008 г. Президент межправительственной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег /FATF/ Антонио Родригес в интервью «Российской газете» отметил следующеё: «Точных объемов "грязных" денег не знает никто. Есть подсчеты Международного валютного фонда - 2,5 % от мирового ВВП, точнеё было бы посчитать объем преступности в каждой стране или объемы, к примеру, захваченных наркотиков. При отмывании денег могут использоваться какие угодно сферы деятельности, любой бизнес. Поэтому вычислять "грязные" деньги сложно". http://bankir.ru/news/newsline/1469765

25 www.nbkr. Обзор банковской системы.

26 www.nbkr.kg

27 Служба Финансовой Разведки Кыргызской Республики. Отчет о деятельности за 2005-2008 гг.

28 В феврале 2006 года Центробанк сообщил о том, что  через корреспондентские счета в рамках «серых» схем с АУБом было проведено более чем 170 млрд. рублей за полгода.  С октября 2006 года по апрель 2007 года через Аманбанк, таким образом, прошло около 3,7 млрд. долларов США и 50 млрд. рублей.

29 Годовые отчеты АУБ за 2006-2009 гг.

30 Там же.

31 Годовые отчеты банков за 2006-2009 гг.

32 Ишенбаев М. Стиральная машина // Журнал «Финансист». 2010 - №1.

33 Комплайенс-контроль определяется как контроль соответствия банковской деятельности на финансовых рынках действующему законодательству в этой области. В банковской сфере это направление часто отождествляется с внутренним контролером по противодействию отмыванию нелегальных денег.

34 Выгодоприобрета́тель (также бенефициарий, бенефициар от фр. benefice — прибыль, польза) — физическое или юридическое лицо, которому предназначен денежный платёж, получатель денег




Информация о работе Теневые процессы в банковской сфере (на примере КP)