Теоретические аспекты организации потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических положений и практических рекомендаций по вопросу о потребительском кредитовании его разновидностей и современной практике на примере организации Коммерческих и Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты организации потребительского кредитования;
- Разобрать основные подходы банка при проведении кредитных операций;
- Оценить рынок потребительских кредитов в современной России;

Файлы: 1 файл

Курсовая_по_специализации 4ф2.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Величина и вид процентов  устанавливаются договором между  банком и фирмой-заемщиком. На размер процентов оказывает влияние ряд факторов как микро, так и макроэкономического характера:

- степень риска возврата  кредита;

- срок погашения кредита;

- величина расходов  по оформлению кредита и контролю  за его

- использованием;

- темп инфляционного  процесса;

- цикличность развития рыночной экономики и др.

Принцип материальной обеспеченности кредита выражает необходимость  обеспечения защиты имущественных  интересов кредитора при возможном  нарушении фирмой-заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое применение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Таким образом, данный принцип означает, что по условиям кредитования заемщик обязан гарантировать кредитору возврат кредита, а при отказе в выполнении этого требования кредитор должен иметь основание для изъятия из оборота заемщика незаконно удерживаемых средств. Кредит может не иметь материального обеспечения, если кредитор абсолютно уверен в платежеспособности и обязательности заемщика.

Залог должен быть оформлен в виде отдельного договора. Преимущество залога для банка состоит в большой вероятности вернуть кредит, поскольку в случае его не возврата банк получает возможность удовлетворения своей претензии из стоимости заложенного имущества. Кроме того, право удовлетворения претензии кредитором по кредитной сделке с залогом является преимущественным перед рядом других кредиторов.

В залог, как правило, передается имущество либо имущественные  права, права пользования или  владения имуществом. Обеспечением кредита  могут быть товарно-материальные ценности, ценные бумаги, валюта, расчетные документы и т.п., за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью заемщика, в частности требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Залогом может стать  имущество, которое уже находится  в залоге в обеспечение предыдущих требований, такой залог называется последующим залогом. При использовании  последующего залога фирма-заемщик  обязана сообщить каждому последующему кредитору-залогодержателю сведения обо всех существующих на данный момент времени залогах данного имущества. Ценности, реализация которых затруднена, принимаются банками в залог с большими оговорками.

По условиям залога заложенное имущество может остаться у заемщика либо передаваться во владение кредитору. Залогодержатель обычно принимает ценные бумаги и иностранную валюту, а другие предметы оставляет у залогодателя. Предмет залога может быть оставлен у заемщика под замком или печатью кредитора, а также с наложением знаков, свидетельствующих о залоге. Такой залог называется твердым. При залоге имущественного права, подтвержденного ценной бумагой, последняя может быть передана на хранение нотариусу.

В зарубежной кредитной  практике принято, что отношение  суммы кредита к сумме залога должно составлять: под товарно-материальные ценности — не более 85% их стоимости; под обязательства дебиторов в зависимости от их надежности — от 50 до 90%; под акции — до 80%; под государственные ценные бумаги — до 95% их рыночной стоимости.

Возврат банковского кредита может быть обеспечен также поручительством или банковской гарантией.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства  полностью или частично. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и фирма-должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником. Договор может предусматривать для поручителя как субсидиарную (единоличную), так и солидарную с должником ответственность.

Поручительство прекращается: после возврата кредита банку  фирмой-заемщиком; в случае перевода долга на другое лицо, если поручитель не дал согласия отвечать за нового должника, а также в случае истечения указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано.

Банковская гарантия — это письменное обязательство  кредитной организации, выданное по просьбе другого лица — принципала, уплатить кредитору принципала — бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Фирма использует банковскую гарантию также для дополнительного  привлечения заемного капитала, при этом важна цена банковской гарантии, которая в совокупности с процентом за кредит должна обеспечивать требование самоокупаемости. Фирма должна убедиться в том, что гарант выполнит свои обязательства перед бенефициаром при получении от него соответствующего требования и документов.

Принцип целевого характера  кредита распространяется на многие кредитные операции и выражается в обязательности целевого использования  финансовых средств, полученных от кредитора. Практическое выражение этот принцип находит в соответствующем разделе кредитного договора, в котором устанавливается конкретная цель выдаваемого кредита. Нарушение обязательства целевого использования кредита может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения повышенного ссудного процента.

 Характеристика этапов потребительского кредитования

Рассмотрим этапы кредитного процесса:

1. Знакомство с потенциальным  заемщиком.

На этом этапе изучаются  сфера деятельности клиента, состояние  дел в данном бизнесе на текущий  момент и в перспективе, правовой статус организации-заемщика; определяется цель кредита и ее соответствие текущей кредитной политике банка, устанавливаются вид кредита, срок, источники возврата основного долга и уплаты процентов.

2. Оценка кредитоспособности  заемщика и риска, связанного с выдачей кредита. Изучается репутация заемщика, его кредитная история.

На основании анализа  представленных клиентом документов, рассчитанных коэффициентов платежеспособности и кредитоспособности оценивается  возможность клиента вернуть кредит в срок. Это такие документы как:

- Документы, подтверждающие  правоспособность заемщика: паспорт  или заменяющий его документ, другие документы (по требованию  банка)

- Документы, характеризующие  финансовое состояние заемщика: для физических лиц это справка с места работы о доходах и размере производимых удержаний; для граждан-предпринимателей- декларация о полученных доходах, заверенная налоговой инспекцией; и другие документы (по требованию банка)

- Документы, обеспечивающие  возможность проведения и обосновывающие эффективность кредитуемого мероприятия

- Документы, представляемые  заемщиком для выбора способа  обеспечения возвратности кредита:  документы, подтверждающие право  собственности на предметы залога, их реальную рыночную стоимость;  страховой полис на закладываемое банку имущество; документы, подтверждающие правоспособность и характеризующие финансовое положение поручителя или гаранта; другие документы (по требованию банка).

Изучаются и оцениваются  вторичные источники погашения  кредита, т. е. обеспечительные обязательства, а также оценивается качество кредита в целом.

Заключение на выдачу кредита включает:

- развернутую полную  характеристику самого заемщика (его статус, репутация в деловых  кругах, наличие положительной кредитной  истории; для физических лиц: возраст, наличие иждивенцев и т.д.);

- оценку его бизнеса,  финансового положения, плана  доходов и расходов и платежного  календаря на период кредитования;

- характеристику самого  объекта кредитования, способов  обеспечения кредита и основных  источников его погашения;

- оценку реальности  сроков возврата основного долга  и процентов, а также оценку  кредитного риска банка по  данному кредиту.

Окончательное решение  о выдаче кредитов в соответствии с полномочиями по принятию решений  выносят начальник кредитного отдела, кредитный комитет банка (или филиала банка), Правление банка.

3. Документальное оформление  и выдача кредита

Кредитное подразделение  банка оформляет кредитный договор  и договор обеспечения, юридический  отдел банка проводит правовую экспертизу текстов заключаемых договоров и визирует их.

Структура кредитного договора: общие положения, права и обязанности  заемщика, права и обязанности  банка, ответственность сторон, порядок  разрешения споров, срок действия договора, юридические адреса сторон.

Выдача кредита производится на основании распоряжения кредитного подразделения бухгалтерскому подразделению банка за подписью уполномоченного должностного лица

В распоряжении должны быть указаны

- наименование заемщика  и номер его расчетного счета,  на который перечисляется кредит

- номер и дата кредитного  договора (соглашения)

- способ предоставления  кредита

- сумма предоставляемых  средств (лимит кредитования)

- срок уплаты процентов  и размер процентной ставки

- сроки возврата кредита  (с указанием дат и суммы)

- вид обеспечения и  его сумма

- группа кредитного  риска

Кредитный мониторинг. Схему  кредитного мониторинга можно рассмотреть  на рисунке 2. За выполнением условий  каждого кредитного договора контроль осуществляется за соблюдением лимита кредитования, за целевым использованием кредита, за сохранностью обеспечения, за полнотой и своевременностью уплаты процентов за кредит и погашения кредита, за кредитоспособностью клиента.

Рисунок  1 Схема кредитного мониторинга

 

Погашение кредита

Погашение кредита физическими лицами производится путем перечисления денежных средств с их банковских счетов на основании их письменных распоряжений; перевода денежных средств через органы связи или другие кредитные организации; взноса наличных денег в кассу удержания из сумм, причитающихся на оплату труда.

 

 

 

2 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Оценка рынка потребительских кредитов в современной России

 

Данный сегмент  начал активно развиваться в  конце 90-х годов. Первым банком, который  вышел с уникальными программами по предоставлению кредитов "на месте" является "Русский стандарт". Именно, данный банк можно с уверенностью называть первопроходцем отечественного потребительского кредитования. Наряду, с высокими процентными ставками (суммарные переплаты за кредит составляли порядка 70-80% в год),      "Русский стандарт" предложил покупателю совершенно новый способ предоставления кредитов. Кредит предоставлялся быстро (в течение 30 минут), не требовалось дополнительных поручителей для заемщиков и сбора большого количества документов. Несмотря, на большую стоимость таких кредитов, желающих было много, что помогало стремительно увеличивать объемы продаж торговым организациям, а банку получать солидные прибыли. Единственной отличительной особенностью таких кредитов являлся целевой характер предоставления кредитов, т.е. кредиты выдавались только под покупку определенного товара.           Став первым банком, который не побоялся выйти на столь рискованный рынок, "Русский стандарт" дал развитие новому банковскому направлению. И уже к началу 2000 года, на данный рынок выходят и другие банки, ставшие основными розничными банками к настоящему времени.       "Хоум Кредит", "ОВК", "Альфа-банк", "МДМ-банк" и многие другие считали за честь иметь в своем продуктовом ряде потребительские кредиты. Каждый делал ставку на свои преимущества – быстрота оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т.д.

Постепенно, потребительское  кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных  результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: "М-Видео", "Эльдорадо", "МИР". На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.          Пытаясь увеличить спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как "акция", а соответственно банки вводят новые продукты: "бесплатный кредит", "кредит без первоначального взноса", "10-10-10", "беспроцентный кредит". Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.       На самом деле банки применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен способ включения недополученных процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая – в кредит, вторая – за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы – 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.        Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На "черных" рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных станет доступными в широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов.       В настоящее время, все большей популярностью пользуется разновидность потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.  Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия – страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.           Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли.

Информация о работе Теоретические аспекты организации потребительского кредитования