Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических положений и практических рекомендаций по вопросу о потребительском кредитовании его разновидностей и современной практике на примере организации Коммерческих и Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты организации потребительского кредитования;
- Разобрать основные подходы банка при проведении кредитных операций;
- Оценить рынок потребительских кредитов в современной России;
Не остаются
в накладе и банки с
В отличие от классического потребительского кредитования, где в основном кредиты выдаются в рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%. Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации. На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее время средний дисконт с торговой организации вышел на уровень 1,5-2,5%. Это связано с тем, что, борясь за клиентов, банки начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети "первого" порядка заставляют банки платить им. Так уже в конце 2004 года, компания "МИР" в рамках проводимого тендера обозначила банкам условную цену того, что потребительские кредиты будут распространяться на территории магазинов. По некоторым данным, величина такого дисконта составляет 2-3%. Другим, немаловажным и перспективным направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным. В начале 2000-х годов, "Русский стандарт", "Хоум кредит" постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других. В регионах, крупнейшим московским банкам составляют большую конкуренцию местные банки, которые также готовы предложить клиентам выгодные условия и более дешевый кредитный продукт. Таким образом, московские банки помимо своей внутренней конкуренции, получают конкурентную борьбу в регионах еще и с местными банками. На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.
К положительным можно отнести:
– получение
банками стабильно высокой
К отрицательным: – повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков; – значительные переплаты за товар, который покупает клиент;
Тем не менее, комплексная
реализация программ потребительского
кредитования несет для экономики
страны больше положительных тенденций,
нежели отрицательных. Однако, сохранение
потребительского кредитования в тех
формах, которые оно носит сейчас
весьма проблематично. Следующим этапом
(который начал реализовываться уже сейчас)
станет нецелевое кредитование при помощи
пластиковых карт. Сейчас формы подобного кредитования
в России существуют, однако не пользуются
большой популярностью. В первую очередь
это связано, с неразвитостью инфраструктуры
принятия пластиковых карт к оплате (небольшое
количество POS-терминалов, импринтеров,
банкоматов). А во-вторых, для получения
подобных кредитов банки требуют с заемщиков
дополнительные подтверждения платежеспособности.
Для развития данных программ банкам необходимо: – снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса; – страхование финансовых рисков под возможные потери; – создание кредитных бюро на всей территории России; – развитие технологий банковской инфраструктуры.
В заключении необходимо отметить, что в настоящее время потребительское кредитование активно развивается в нашей стране, что положительно сказывается на экономике как банковского сектора, так и экономике России в целом.
Характеристика
рынка потребительского кредитования
Как отмечается в исследовании компании
AnalyticResearchGroup, 2012 год характеризуется для
банковской сферы укреплением положительных
тенденций. Потребность в кредитных ресурсах
у населения восстанавливается более
высокими темпами в сравнении с ростом
спроса со стороны корпоративных клиентов.
Так, за первые 5 месяцев 2012 года рост объемов
кредитования юридических лиц составил
2,5%, физических лиц — 9,3%.
Активное развитие рынка потребительского
кредитование происходит благодаря эффекту
отложенного спроса. Положительную динамику
демонстрируют показатели объема потребительского
кредитования 2012 года: на 01 апреля банками
было выдано кредитов населению на сумму
1 433,1 млрд. руб., на 01 июня — 2 664,9 млрд. руб.
В течение последних двух с половиной
лет наблюдается умеренный рост доли потребительского
кредитования в кредитном портфеле банков.
Так, по итогам 1-го квартала 2010 года доля
потребительского кредитования составила
15,9%, по итогам 2010 года — 17,7%, по итогам
2011 года — 19,1%, на 1 июня 2012 года — 24,1%.
Почти третья часть всех потребительских
кредитов, выданных в России c января по
май 2012 года, пришлась на Центральный федеральный
округ, Приволжский ФО и Сибирский ФО.
Динамика сегмента
товарных потребительских кредитов
2012 год продолжает быть успешным для автомобильного
рынка России, во втором квартале продолжается
устойчивый рост российского автомобильного
рынка. По итогам шести месяцев 2012 года
российский авторынок вырос на 14% – до
1,41 млн. легковых и легких коммерческих
автомобилей. При этом совокупный объем
продаж в первом полугодии, несмотря на
замедление темпов роста, вышел на новый
рекорд 4-летнего периода. Исследование
показало, что 20 крупнейших банков в сегменте
автокредитования предлагают свыше 250
различных программ: 100 базовых предложений
и свыше 155 специальных предложений. Наиболее
часто встречаются программы автокредитования
с первоначальным взносом в 15%. Более половины
предлагаемых программ автокредитования
(61,0%) позволяет получить кредит на приобретение
автомобиля в рублях. В настоящее время
минимальные процентные ставки по рублевым
автокредитам чаще всего находятся в диапазоне
11,1—15,0%. В 2010 году активное восстановление
рынка товарных кредитов подтвердилось
результатом года в сегменте POS—кредитования
- объем выданных банками кредитов в местах
продаж составил 155,4 млрд. руб. По итогам
2011 года объем рынка кредитования в точках
продаж составил 189,0 млрд. руб. По прогнозам
компании AnalyticResearchGroup, в 2012 году показатель
объема рынка будет находиться в диапазоне
от 202,2 млрд. руб. до 222,1 млрд. руб. Развитие
рынка будет зависеть от роста благосостояния
населения, потребительских предпочтений
в сегменте товаров длительного пользования,
а также политики банков в формировании
условий кредитования в местах продаж.
Динамика сегмента
финансовых потребительских кредитов
На начало 2012 года сохранилась положительная
динамика развития рынка банковских пластиковых
карт. Популярность карт росла с каждым
годом, чему способствовали динамичное
развитие инфраструктуры по приему к оплате
банковских карт и новации в сфере платежных
технологий, связанные с расширением спектра
банковских услуг с их использованием.
На 01 января 2012 года количество активных
банковских карт составило 129,2 млн. ед. Анализ
тарифов и условий обслуживания пластиковых
карт 20-ти крупнейших банков России по
объему эмиссии в 2011 году показал, что
наиболее востребованными являются карты
класса Classic.
В 31,9% программ процентные ставки по кредитам,
предоставляемым в рамках кредитных карт,
находятся в диапазоне 17,6—20,0%. По условиям
трети программ минимальный размер кредита
по кредитным картам не превышает 10 000
руб. В большей части программ максимальный
размер кредитного лимита по кредитным
картам находится в диапазоне 400 001—500
000 руб.
Таблица 1 - Топ-15 банков по объему портфеля POS-кредитов
Место по объему портфеля на 01.07.2012 |
Краткое название банка |
Рейтинг кредитоспособности от «Эксперта РА» |
Остаток ссудной задолженности по необеспеченным кредитам, выдаваемых в торговых точках, млн рублей |
Темп прироста, % | ||
на 01.07.2012 |
на 01.01.2012 |
на 01.07.2011 |
01.07.2012 01.07.2011 | |||
1 |
ХКФ-банк |
- |
39 182 |
44 575 |
39 783 |
-2 |
2 |
Альфа-банк |
- |
24 127 |
25 612 |
21 081 |
14 |
3 |
Русфинанс Банк |
- |
13 299 |
16 965 |
12 735 |
4 |
4 |
КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК |
- |
8 534 |
8 761 |
5 545 |
54 |
5 |
Банк «Ренессанс Кредит» |
- |
7 129 |
7 822 |
5 547 |
29 |
6 |
Национальный банк «Траст» |
A |
4 511 |
3 887 |
1 811 |
149 |
7 |
Росбанк |
- |
3 302 |
4 324 |
5 587 |
-41 |
8 |
МТС-Банк |
- |
715 |
119 |
16 |
4 474 |
9 |
Банк «Открытие» |
- |
695 |
662 |
494 |
41 |
10 |
Банк «Восточный» |
- |
514 |
791 |
990 |
-48 |
11 |
МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК |
- |
356 |
171 |
35 |
925 |
12 |
Связной Банк |
- |
237 |
263 |
77 |
206 |
13 |
Банк «Первомайский» |
- |
227 |
104 |
52 |
339 |
14 |
Азиатско-Тихоокеанский Банк |
- |
137 |
143 |
162 |
-15 |
15 |
Алтайэнергобанк |
- |
59 |
474 |
378 |
-84 |
Портфель необеспеченных кредитов населению в период с 01.07.2011 по 01.07.2012 вырос на 65% за счет опережающей динамики кредитов наличными и кредитных карт (см. прил А). Первоклассные заемщики уже практически разобраны, в погоне за новыми клиентами многие банки готовы выходить в более рискованные сегменты и даже конкурировать с микрофинансовыми организациями. Уже в следующем году особо «заигравшиеся» участники могут попасть под пристальное внимание регулятора. За период с 01.07.2011 по 01.07.2012 портфель необеспеченных кредитов населению вырос на 65% и составил порядка 4,1 трлн рублей. Это более чем в 2,5 раза превышает ипотечный портфель банков (1,6 трлн рублей) и сопоставимо с портфелем кредитов малому и среднему бизнесу (4,2 трлн рублей). Поддержку рынку оказывает устойчивое снижение безработицы, повышение уровня доходов населения, стабильный рост депозитов физлиц, а в период локальных «провалов» ликвидности – рефинансирование со стороны Банка России. Ведущие участники рынки смещают приоритеты из POS-кредитования в сферу кредитов наличными и кредитных карт. В период с 01.07.2012 по 01.07.2012 портфель кредитов наличными и задолженность по банковским картам увеличились на 70%. За тот же период портфель POS-кредитов вырос всего на 10%. Снижение интереса к POS-кредитованию обусловлено слабым потенциалом роста, высоким уровнем конкуренции и ожиданием выхода на него ведущих госбанков – Сбербанка России и ВТБ24. В отличие от POS-кредитов, кредитование наличными и по банковским картам фактически не имеет ограничений по целевому назначению кредита. Развитие «карточного» бизнеса вообще находится в зачаточном состоянии. Резерв дальнейшего роста розницы за счет первоклассных заемщиков практически исчерпан. Уже сегодня основной поток заявок на кредиты поступает от клиентов, имеющих несколько действующих кредитов. Закредитованность заемщиков способна привести к тому, что в периоды экономического спада даже максимально диверсифицированный портфель розничных банков может в короткие сроки оказаться невозвратным. При этом и система межбанковского обмена информацией, и бюро кредитных историй мало помогут в оценке риска такого «социального дефолта».
В стремлении расширить базу клиентов и поддержать доходность бизнеса банки начинают постепенно смягчать условия кредитования и выходят в более рискованные сегменты – «вотчину» микрофинансовых организаций. Неудивительно, что чрезмерные темпы роста беззалогового потребительского кредитования в отдельных банках вызывают опасения со стороны регулятора. Банк России уже заявил об особом контроле деятельности наиболее активных игроков на рынке, а в следующем году особо «заигравшиеся» участники могут попасть под проверки главной инспекции кредитных организаций. По прогнозам «Эксперта РА», по итогам 2012 года портфель необеспеченных кредитов населению вырастет на 55-60% и составит 5-5,2 трлн рублей. При этом сегмент кредитных карт вырастет на 70-75%, а темпы прироста POS-кредитов не превысят 20-30%. Активнее других будут наращивать портфель банки второго эшелона, обладающие сегодня большим запасом прочности по капиталу. В 2013 году темпы роста рынка замедлятся до 45-55%. Лидеры рынка вряд ли пойдут на принятие рисков закредитованности заемщиков, а активность особо «смелых» игроков будет ограничивать регулятор.
Информация о работе Теоретические аспекты организации потребительского кредитования