ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЕГО СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ
1.2. ФАКТОРЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.3. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА II. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ
БИЗНЕС В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСТАНЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КР
2.2. Гос. регулирование
функционирования малого и среднего
бизнеса в КР
2.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
После периода поклонения
транснациональными или многонациональными
корпорациями, мировая экономическая
литература, а также экономические
и политические лидеры по всему
миру, с недавних пор стали
акцентировать значимость сектора
малого и среднего бизнеса
(МСБ) для экономик как развитых стран,
так и для стран переходного периода. Основной
причиной этой новой тенденции является
переход к новой эре, где не массовое производство,
а ориентация на качество и способность
приспособить производство для меняющихся
нужд более требовательных потребителей
служит ключом к успеху. Малые предприятия
оказываются более гибкими в удовлетворении
нужд потребителей, они лучше внедряют
такое понятие, как «потребитель - центр
внимания», быстрее приспосабливаются
к меняющейся среде мировых рынков, готовы
на больший риск во внедрении новых технологий
и новых творческих методов управления.
Естественным образом МСБ часто находится
ближе к видению той новой компании, которая
создает новую модель среди предприятий
во всем мире, тот тип предприятия, который
может преуспеть на современных конкурентных
рынках, когда ведущие гиганты стараются
минимизировать убытки после многих лет
игнорирования вызова со стороны местных
и иностранных конкурентов. Было замечено,
что экономический успех, и даже расширение
экспорта, необязательно является результатом
успешной политики гигантских корпораций.
Успехи в экспорте и экономический успех
в общем, в ряде развитых странах, были
достигнуты благодаря относительно маленьким,
но оперативным компаниям, которые могли
точно нацеливаться на конкретные ниши
рынка за рубежом.
Численность МСБ растет
во многих ведущих странах
мирах. И они являются пионерами
внедрения новых технологий и
методов управления. Малый и средний
бизнес - важный элемент рыночной
экономики, без которого она
не может гармонично развиваться.
Рыночное хозяйство может быть
эффективным лишь в том случае,
если на рынках товаров и
услуг многие политические структуры
уравновешиваются необходимым числом
малых предприятий. Именно малые
предприятия в решающей степени сохраняют
рынок как конкурентную среду свободного
предпринимательства. Централизованная
плановая экономика была всегда склонна
поддерживать самых крупных производителей,
предлагая им монополистические позиции
на внутреннем рынке, и обычно защищая
их от иностранной конкуренции. Системный
переход, который сейчас происходит в
посткоммунистических странах, кардинально
меняет ситуацию. Доля сектора МСБ в Восточной
и Центральной Европе (Польша, Чешская
Республика) составляет около 60%. Значимость
малого и среднего предпринимательства
в бывшем СССР начали осознавать в конце
1980-х годов. Первым шагом Правительства
СССР, направленным на развитие малых
предприятий и создание для них необходимых
условий деятельности, можно назвать принятие
Комиссией по совершенствованию хозяйственного
механизма при Совете Министров СССР «Положения
об организации деятельности малых предприятий»
(1989 года). Важность сектора МСБ для Кыргызстана
становится ясной, если рассматривать
комплекс сложных задач по реструктуризации
страны, и необходимость перехода к новым
поколениям продукции и услуг, чье присутствие
могло бы быть оправдано самим рынком,
а не расплывчатыми социальными и политическими
критериями распределения инвестиций
централизованной властью. Развитие экономических
реформ в республике предопределило развитие
малого и среднего бизнеса как основного
гаранта стабильности и необратимости
проводимых преобразований. В стратегическом
плане малое и среднее предпринимательство
способствует решению следующих задач:
в политической сфере - формированию
многотысячного слоя частных собственников
и тем самым среднего класса, создающего
устойчивость в обществе;
в социально-экономической -
созданию в производственной и инновационной
сферах новых рабочих мест, насыщению
рынка товарами и услугами, обеспечению
стабильных налоговых поступлений.
Даже не беря во
внимание вышеуказанные глобальные
тенденции, существуют две причины,
по которым роль МСБ в Кыргызстане
особенно важна:
1) Крупные предприятия
как альтернативные ведущие силы
в процессе ускорения экономического
роста и создания новых рабочих
мест, похоже, все еще испытывают
трудности в адаптировании к новым
реалиям, и сталкиваются с нелегкой задачей
реструктуризации.
2) В виду серьезных ограничений
имеющихся в распоряжении природных
ресурсов, развитие Кыргызстана
должно основываться на творческих
силах человеческого капитала. Ожидаемые
изменения в реальной сфере
экономики могут быстрее произойти
за счет нового поколения предпринимателей
и предприятий, чем при адоптации
старых. Ввиду ограниченной ресурсной
базы, развитие сферы услуг становится
особенно важным для страны. Поскольку
в обозримом будущем, как и в настоящее
время, инвестиционные возможности индивидуальных
лиц и страны в целом будут ограничены,
сектор МСБ потенциально является главным
катализатором изменений и создания новых
рабочих мест. Структура и объем. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЕГО СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ
Критерии
определения субъектов малого
предпринимательства. Нет одного
единственного определения, которое
было бы способно отразить
все параметры «малых» или
«средних» размеров предприятий,
нельзя и ожидать, чтобы такое
определение смогло бы отразить
различия между предприятиями,
секторами деятельности или странами
на разных уровнях развития. Малые
и средние предприятия (далее
МСБ) обычно определялись на
основе различных критериев, включая:
число работающих на них лиц;
объем производимой продукции
или продаж;
стоимость используемых фондов;
использование энергии.
Какие бы,
однако, критерии не использовались,
неизбежна неточность определения.
Например, на предприятии с большой
долей основных фондов или
оснащенном самым современным
оборудованием может работать
небольшое число лиц.
В международной
практике предусматривается следующая
группировка предприятий по их
размерности в зависимости от
среднесписочной численности оплачиваемых
работников:
малые;
средние;
крупные, сверхкрупные.
Критерии
отнесения того или иного предприятия
к разряду мелкого или среднего
различаются также по странам.
В целом, изучение законодательства
75 стран показало, что существует
более 50 различных критериев,
определяющих фирмы в качестве
малых (и средних). К примеру,
в США к малым промышленным
фирмам относят обычно компании
с числом занятых до 500 человек,
а к средним - от 500 до 1000 человек, в большинстве
стран Западной Европы соответственно
- от 50 человек до 500 человек, в Японии -
от 30 до 300 человек. Как видно, разброс очень
велик. Поэтому некоторые авторы считают,
что сами по себе количественные критерии
сущность малого и среднего предпринимательства
адекватно выразить не могут и предлагают
в центр внимания поставить характеристики
качественного порядка. В рамках данного
методологического подхода возможна трактовка,
согласно которой сущность малого предпринимательства
связывается с органически присущей ему
конкурентной природой. Этой категорией,
иначе говоря охватываются такого рода
деловые предприятия, которые в рыночной
экономике не могут не выступать в качестве
независимых субъектов конкурентной среды.
Подобные предприятия, во-первых, являются
юридически самостоятельными и независимыми
в принятии решений, и, во-вторых, не господствуют
в какой-либо сфере хозяйственной деятельности
и поэтому не в состоянии диктовать своим
покупателям цены на свои товары.[1]
В этой
связи первый федеральный закон
о малом бизнесе, принятый в
США (1953 год) вообще не содержал
никаких количественных критериев,
ограничиваясь лишь отмеченного
рода качественными характеристиками.[2]
Изложенным
подходом под понятие малого
предпринимательства фактически
подводятся не только мелкие,
но и средние фирмы. Тем самым
поддержка малого предпринимательства
государством и общественными
организациями выступает как
поддержка рыночной, конкурентной
экономики в целом. Трактовка
малого бизнеса как субъекта
конкурентной рыночной экономики,
специфика которого вовсе не
сводиться к той или иной
количественной характеристике, корреспондирует
с тем обстоятельством, что
в западной статистике наряду
с «малым» нередко выделяется
и «мелкий» бизнес. В США, например,
к последнему относят предприятия
с числом занятых до 20 человек,
которые, кстати сказать, сосредотачивают
27-30% всех работающих в стране.
При выделении
«мелкого» бизнеса ориентируются
уже не столько на конкурентную
природу таких предприятий, сколько
на незначительность их размера,
зачастую отражающую самые первые,
а потому и самые трудные
шаги в становлении бизнеса,
когда предпринимателю особенно
нужна поддержка. К сожалению,
в кыргызском законодательстве
до сих пор не получила отражение
качественная характеристика малого
и среднего бизнеса. В соответствии
с Постановлением Правительства
Кыргызской Республики от 17 февраля
1998 года, категории малых и средних
предприятий имеют численность
работающих в:
промышленности, строительстве,
транспорте и связи, науке и научном
обслуживании, сельском хозяйстве, геологии,
геодезии и гидрометеорологии, прочих
отраслях производственно сферы - до 50
человек (малые) и от 51 до 200 человек (средние);
торговле, общественном питании,
материально-техническом снабжении,
сбыте и заготовках, информационно-вычислительном
обслуживании, общей коммерческой деятельности,
непроизводственных видах бытового обслуживания,
финансах, кредитовании, страховании и
других отраслях - до 15 человек (малые)
и от 16 до 50 (средние).
Для постсоветской
экономики малое предпринимательство
имеет особое значение. С ним
во многом связываются возможности
успеха социально-экономической
трансформации - создание рыночной
среды, формирование «среднего
класса», становление «критической
массы» эффективных собственников,
улучшение структуры народного
хозяйства и другие носящие
прогрессивный характер преобразования.
В их ряду, как правило, значительное
место отводится и потенциалу
малого и среднего бизнеса
в положительном решении острой
для любой рыночной системы
(тем более становящейся) проблемы
занятости.
Малые и
средние предприятия обладают
огромным потенциалом в обеспечении
развития рыночной экономики,
что проявляется в следующем:
МСБ часто требуют меньше
капитальных затрат на одного трудящегося,
чем более крупные предприятия.
Трудоемкость их производственной деятельности
отвечает интересам трудоустройства
относительно высокой численности
свободной рабочей силы, а также
условиям развивающихся стран, испытывающим
отсутствие капитала и иностранной
валюты;
МСБ позволяют эффективно
мобилизовать местные людские и
материальные ресурсы. Они могут, например,
содействовать использованию мелких
накоплений собственников, которые
не прибегают к услугам банковской
системы, а инвестируют эти средства
в собственные предприятия;
Программы
развития МСБ могут открыть новые возможности
для более широкого круга потенциальных
предпринимателей, которые в противном
случае испытывали бы недостаток в необходимых
квалифицированной рабочей силе и ресурсах,
для многих женщин и групп населения с
низкими доходами, а также национальных
меньшинств создание собственных малых
предприятий обеспечивает такой выбор
экономической деятельности, который
ранее был не возможен.[3]
1.2.ФАКТОРЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Для успешного
развития малого и среднего
бизнеса необходимо наличие следующих
условий:
стабильный экономический
климат;
доступ к источникам финансирования;
информационное обеспечение
и профессиональная подготовка работников
МСБ;
система государственной
поддержки.
Стабильный
экономический климат. Предпринимателям
требуется стабильный экономический
климат для разработки и осуществления
своих инвестиционных программ
и планов экономии средств.
Это должно включать законоположения,
регулирующие права собственности,
налогообложение и обеспечение
выполнения контрактов. Эти предварительные
условия, как правило, действуют
в странах со зрелой рыночной
экономикой, однако во многих
развивающихся странах и странах
с переходной экономикой они
являются основными источниками
неопределенности. Сюда также нужно включить
развитую инфраструктуру: экономическую,
финансовую, производственную. Поддержание
стабильных макроэкономических рамок
требует также установления контроля
над инфляцией посредством проведения
денежной и валютно-финансовой политики
и установления соответствующей системы
обменных курсов. Монетарная, фискальная
и другие регулирующие политики должны
стимулировать экономическую стабильность
сектора МСБ.
Формирование
правовой среды малого и среднего
предпринимательства является обязательным
и непременным условием, обеспечивающим
субъектам малого предпринимательства
экономическую свободу, права,
гарантии, позволяющие осознанно
заниматься разрешенным законом
бизнесом. В то же время законодательными
и нормативными актами устанавливаются
обязанности и ответственность
субъектов малого и среднего
предпринимательства перед хозяйствующими
субъектами, партнерами, потребителями,
бюджетами разных уровней за
выполнение в установленные сроки
и полном объеме обязательств.
Законодательными
и нормативными актами формируется
система экономических, финансовых
материальных и других стимулов,
гарантирующих необходимую поддержку
определенным субъектам малого
и среднего бизнеса, устанавливаются
общие правила их поведения
в рыночной экономике, одновременно
вводятся в действие некоторые
преграды, препятствующие развитию
незаконного предпринимательства,
лжепредпринимательства. Одновременно
законодательными актами должны устанавливаться
меры защиты субъектов малого и среднего
предпринимательства от внешней окружающей
среды, в том числе от незаконных действий
органов власти на разных уровнях.[4]