Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Реформирование экономики невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них наиболее серьезная – малое и среднее предпринимательство. Категория предпринимательства на разных этапах развития общества отражала его сущностные черты и особенности. В зависимости от уровня развития производительных отношений происходила трансформация этой категории. Подводя итоги, следует еще раз отметить, что малые и средние предприятия играют решающую роль в создании рынка – в развитии конкуренции и ограничении монополизма крупных производителей, удовлетворении спроса на товары и услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме отсталых в экономическом отношении регионов Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ
1.2. ФАКТОРЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.3. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА II. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСТАНЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КР
2.2. Гос. регулирование функционирования малого и среднего бизнеса в КР
2.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

национальная экономика срс.docx

— 55.08 Кб (Скачать файл)

  Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)», направлен на создание правовых норм деятельности системы обязательной защиты вкладов (депозитов) физических лиц в банках Кыргызской Республики.

 С 14 мая 2009 года функции  контроля за проверяющими органами Указом Президента Кыргызской Республики переданы Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики с целью более полного охвата проверок ГКО.

 В целях создания режима максимального благоприятствования предпринимательской активности в стране и снижения налоговой нагрузки субъектов предпринимательства принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О регистрационном пороге налога на добавленную стоимость», которое предусматривает повышение регистрационного порога по НДС с 2,5 млн. до 4 млн. сом, для МСП.

 В целях решения жилищной проблемы граждан, с учетом формирования рынка жилья, привлечения средств населения, прямых инвестиций и других источников финансирования на жилищное строительство Правительством Кыргызской Республики принято постановление «Об утверждении Национальной программы жилищного строительства в Кыргызской Республике на 2008-2010 годы».

Предпринимаемые структурные  меры в области денежно-кредитного регулирования позволили в целом  укрепить финансовую систему и банковский сектор страны. Стабильность учетной  ставки на уровне 4,6% в сочетании  со снижением нормы обязательных резервов до 10% свидетельствуют о  смягчении монетарной политики по сравнению  с концом 90-х годов. Совокупный балансовый капитал действующих коммерческих банков вырос за последние три  года с 31 декабря 2005 года до 31 декабря 2008 года в 3,7 раза и составил на 31 декабря 2008 года 12,8 млрд. сомов. Суммарные активы действующих коммерческих банков за три года увеличились в 2,5 раза, а  суммарные обязательства – в 2,3 раза. Определенное позитивное влияние  на развитие банковской системы оказало  привлечение иностранного капитала, в результате чего по состоянию на 31 декабря 2008 года доля иностранного капитала занимала 54,2% от совокупного оплаченного  уставного капитала действующих  коммерческих банков.

 Деятельность микро финансовых организаций и кредитных союзов в последние годы в республике весьма успешна. Объем общего чистого кредитного портфеля микрофинансовых организаций и кредитных союзов в 2004 году[8] составлял 1 216 млн. сомов, то в конец 2008 года этот показатель достиг значения 7 244 млн. сомов., то есть вырос более чем в 6 раз, что по данным Национального банка Кыргызской Республики, составляет 28,9% от кредитного портфеля коммерческих банков. За это же время число микро финансовых организаций и кредитных союзов выросло с 380 в 2004 году до 539 в конец 2008 года, рост составил 142%.

      Система  микрокредитования безработных  граждан функционирует с 1999 года, с момента образования микрокредитованием  было охвачено 23,2 тысяч человек,  общий объем выданных микро кредитов составил 207099,4 тысяч сомов. На данный момент денежные средства выдаются сроком до 1 года в размере от 10 до 30 тысяч сомов. Только за 2008 год 1895 безработных граждан (на 22% больше соответствующего периода прошлого года) получили микро кредит на сумму в 37850,0 тысяч сомов, из них 4127,3 тысяч сомов (11% от общей суммы) из бюджетных средств и 1083,3 тысяч сомов (2,8%) из местного бюджета. Все они сняты с учета по безработице и получили собственную работу.

      Наибольшее  число получателей микро кредита в г. Бишкек - 469 человек или 24,8% от общего числа, получивших кредит. Полученные финансовые средства безработными направлялись на организацию швейного производства, расширение производства товаров народно-художественного промысла, мини-мельницы, торговлю и общественное питание, предприятия по ремонту автомобилей, откорм скота и др.

    В Республике  уже в течение ряда лет действует  режим наибольшего благоприятствования  инвестиционной деятельности за  счет неукоснительного выполнения  правил ВТО, участия в международных  инвестиционных соглашениях и  принятия недискриминационного  и либерального инвестиционного  законодательства.

    В сфере внешней  торговли приняты следующие меры:

    • Начато продвижение  проекта внедрения принципа «единого  окна» в сфере внешней торговли, основная цель которого оптимизация  административных процедур и  снижение административных барьеров  при подготовке необходимых для  таможенного оформления документов  путем создания механизма эффективного  обмена информацией между заинтересованными  сторонами и усиления взаимодействия  государственных органов исполнительной  власти. ТЭО и план действий  по реализации проекта ЕО были  приняты постановлением Правительства  КР, средства на внедрение ЕО выделены АБР, при технической поддержке GTZ и USAID.

    • Государственный  таможенный комитет Кыргызской  Республики  по мере внедрения  Единой автоматизированной информационной  системы таможенной службы планируется  переход на бланки таможенных  деклараций, аналогичных ЕАД, что  позволит обеспечить гармонизацию  данных для контролирующих внешнюю  торговлю ведомств. Данная мера  позволит использовать единый  таможенный документ при торговле  со странами-участницами ЕврАзЭС. Использование бланков таможенных деклараций, аналогичных ЕАД, и внедрение информационного обмена, проработка которого начата с таможенной службы Российской Федерации, позволит внедрить процедуру предварительного декларирования товаров до их прибытия.

    В целях улучшения инвестиционного климата и повышения уровня инвестиционной привлекательности страны в 2008 году успешно реализована программа «100 дней реформ» по проекту Всемирного Банка «Ведение бизнеса», в рамках которой был принят пакет нормативно-правовых актов, направленных на снижение бюрократических и административных барьеров при ведении бизнеса, на развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктуры городов и способствование притоку большего объема иностранных инвестиций, а также создания более благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата Кыргызской Республики. В процессе работы над улучшением рейтинга было исключено, по крайней мере, 30 избыточных административных процедур, пересмотрено 11 законов и положений. Кыргызстан вошел в тройку стран мира, показавших наиболее динамичное продвижение регулятивных реформ. В результате в рейтинге 2009 года Кыргызская Республика поднялась с 99-го на 68-е место из 181 страны мира.

    В рамках второго  этапа реформ реализован План  среднесрочных действий Правительства  Кыргызской Республики по улучшению  индикаторов международного рейтинга  Кыргызской Республики по отчету  Всемирного банка "Ведение  бизнеса" по следующим приоритетным  направлениям: «Открытие бизнеса», «Получение разрешений на строительство», «Международная торговля», «Получение  кредитов», «Защита инвесторов»,  «Уплата налогов», «Регистрация  собственности», «Наем работников».  Это позволит подняться Кыргызской  Республике на более высокие  места в международном рейтинге, и что самое главное – закрепить  уже достигнутые позиции в  области улучшении действующего  законодательства и упрощения  процедур ведения бизнеса для  предпринимателей в стране.

 

2.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

    Основные цели  Государственной программы.

    Стратегической  целью политики государства является  длительный сбалансированный рост  экономики. Вокруг этой цели  концентрируются все кратковременные  цели, среди которых находится  и политика развития предпринимательства.

    Государственная  политика должна создавать условия  для поддержки предпринимательства  и роста вклада малого бизнеса  в экономику страны. Состояние  и перспективы развития субъектов  предпринимательства, как и других  участников экономической жизни,  зависят, прежде всего, от макроэкономических  условий. Поэтому главным условием  долгосрочного развития предпринимательства  следует признать стабильную  макроэкономическую политику, обеспечивающую  экономическое равновесие в долгосрочной  перспективе.

      Предложенные  меры поддержки предпринимательства  позволят создать благоприятные  условия для полноценного функционирования  предпринимательства как наиболее  уязвимого сектора экономики  в условиях кризиса.

 

 

      Основные  задачи Государственной программы.

     Для достижения  поставленной цели развития малого  и среднего предпринимательства  в данном направлении предполагается  реализация следующих задач:

      • совершенствование  законодательства, относящегося к  сфере предпринимательства;

      • совершенствование  статистических методов обследования  малых и средних предприятий;

      • обеспечение  доступа предпринимателей к объектам  инфраструктуры;

      • совершенствование  фискальной политики;

      • совершенствование  конкурентной политики;

      • создание  благоприятного инвестиционного  климата;

      • обеспечение  предприятий квалифицированными  кадрами;

      • расширение  доступа субъектов предпринимательства  к кредитным ресурсам;

      • обеспечение  малых и средних предприятий  доступными информационными, консультационными  и обучающими услугами;

      • развитие  малого и среднего предпринимательства  на региональном уровне.

    Совершенствование  законодательства, относящегося к  сфере предпринимательства

      а) Совершенствование  государственной регуляторной политики  в сфере малого и среднего  предпринимательства.

      Существующие  проблемы и тенденции развития  предпринимательства в республике, определяют необходимость концентрации  усилий органов государственного  управления на дальнейшем регулировании экономики по следующим основным направлениям:

      - внесение  изменений и дополнений в Закон  Кыргызской Республики «О государственной  поддержке малого предпринимательства»  относительно верхнего порогового  значения общего оборота предприятия  для отнесения его к категории  малого предприятия

      - совершенствование  законодательства, относящегося к  сфере предпринимательства, через  анализ регулятивного воздействия  нормативных правовых актов, их  гармонизацию и приведение в  соответствие одного другому,  а также защита прав предпринимателей. Низкий уровень прозрачности  и принятия государственных решений  в лицензионно-разрешительной сфере,  влияющих на права и экономические  интересы предпринимателей, с одной  стороны, и сложность процедур  получения разрешений и лицензий, с другой стороны, усложняют  ведение хозяйственной деятельности  и увеличивают издержки, особенно  в условиях кризиса.

      - в целях отмены необоснованных и не ориентированных на рыночную экономику нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, внедрение на законодательном уровне анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность (анализ выгод и затрат как государства, так и предпринимателя) необходимо государственным органам и органам местного самоуправления пересмотреть нормативно правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

      - в целях  недопущения принятия нормативных  актов без учета мнения бизнес  сообщества, внести в регламент  Жогорку Кенеша положения об обязательном проведении анализа регулятивного воздействия нормативных актов, даже в тех случаях, когда нормативный акт вносится в порядке депутатской инициативы.

      Для сокращения бюрократического давления на бизнес и повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности планируется разработать Закон «О лицензиях и разрешениях», которым будут определены принципы разрешительной системы, критерии для отнесения вида деятельности или действия к разрешительной системы, определен порядок включения вида деятельности или действия в разрешительную систему, а также определен исчерпывающий перечень лицензий и разрешений, дающих право на осуществление этих видов деятельности и действий, исключительный и четко прописанный перечень лицензионных требований и условий, которые необходимы для получения лицензий и разрешений.

    Основные направления  работы в данном направлении:

    - совершенствование  законодательства в области лицензионно-разрешительной  системы в соответствии с концепцией  регулирования экономики;

    - проведение мониторинга  проектов нормативных правовых  актов регулирующих предпринимательскую  деятельность, разрабатываемых органами  исполнительной власти и органами  местного самоуправления на соответствие  методике анализа регулятивного  воздействия.

    - ревизия нормативных  правовых актов, регулирующих  выдачу разрешений и внесение  в них дополнений и изменений  в целях устранения противоречий  действующему законодательству;

    - устранение дублирования  полномочий государственных органов,  осуществляющих выдачу разрешительных  документов;

    - проведение на  постоянной основе мониторинга  нормативно-правовых актов, регулирующих  сферу предпринимательства и  соблюдения процедуры обязательного  согласования с Министерством  экономического развития и торговли  Кыргызской Республики проектов  нормативно-правовых актов в сфере  предпринимательства и их обсуждения  с предпринимательскими структурами.

Информация о работе Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса