Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Реформирование экономики невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них наиболее серьезная – малое и среднее предпринимательство. Категория предпринимательства на разных этапах развития общества отражала его сущностные черты и особенности. В зависимости от уровня развития производительных отношений происходила трансформация этой категории. Подводя итоги, следует еще раз отметить, что малые и средние предприятия играют решающую роль в создании рынка – в развитии конкуренции и ограничении монополизма крупных производителей, удовлетворении спроса на товары и услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме отсталых в экономическом отношении регионов Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ
1.2. ФАКТОРЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.3. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА II. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСТАНЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КР
2.2. Гос. регулирование функционирования малого и среднего бизнеса в КР
2.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

национальная экономика срс.docx

— 55.08 Кб (Скачать файл)

|индивидуальные предприниматели                              |134,2                     |120,3                     |111,2                     |

|Платные услуги населению                                    |109,5                     |105,4                     |101,3                     |

|малые предприятия                                           |111,0                     |102,8                     |99,6                      |

|индивидуальные предприниматели                              |94,0                      |129,2                     |117,6                     |

|Услуги связи                                                |125,7                     |174,5                     |176,2                     |

|малые предприятия                                           |169,1                     |210,1                     |165,5                     |

|средние предприятия                                         |109,2                     |153,6                     |184,8                     |

|Транспорт, всего                                            |177,1                     |94,5                      |148,7                     |

|малые предприятия                                           |106,6                     |169,7                     |194,7                     |

|средние предприятия                                         |200,3                     |81,2                      |80,8                      |

|индивидуальные предприниматели                              |278,3                     |145,0                     |170,0                     |

 

 

      Кредиторская  задолженность малых предприятий  увеличилась в сравнении с  2007 годом на 1,4 млрд. сомов и составила  4,8 млрд. сомов. Наибольший рост  приходится на предприятия промышленности (в 1,9 раза), строительства (в 1,3), торговли (в 1,1), транспорта и связи  (в 2,5 раза).

      Таблица  3

      Основные  показатели деятельности малого  и среднего предпринимательства

      в расчете  на душу населения (сомов)

|                                                                       |2007                  |2008                  |2009                |

|Валовая добавленная стоимость                                          |2330,6                |2703,4                |3900,2              |

|Производство промышленной  продукции                                    |                      |                      |                    |

|Всего по республике                                                    |826,1                 |957,5                 |1249,2              |

|Баткенская область                                                     |526,8                 |596,0                 |757,0               |

|Жалал-Абадская область                                                 |1246,3                |1278,9                |1655,0              |

|Ыссык-Кульская область                                                 |574,2                 |814,3                 |688,7               |

|Нарынская область                                                      |399,4                 |363,8                 |613,5               |

|Ошская область                                                         |519,8                 |639,3                 |514,6               |

|Таласская область                                                      |357,0                 |450,5                 |470,6               |

|Чуйская область                                                        |925,4                 |1007,6                |1035,6              |

|г. Бишкек                                                              |1283,6                |1630,9                |3094,7              |

|Розничный товарооборот                                                 |                      |                      |                    |

|Всего по республике                                                    |2903,3                |3476,2                |4685,6              |

|Баткенская область                                                     |1075,8                |1262,8                |1790,1              |

|Жалал-Абадская область                                                 |1207,9                |1525,1                |1713,9              |

|Ыссык-Кульская область                                                 |2081,7                |2549,2                |3678,3              |

|Нарынская область                                                      |1142,5                |1397,2                |1929,9              |

|Ошская область                                                         |2160,9                |2430,6                |3409,8              |

|Таласская область                                                      |1204,1                |1482,8                |2021,1              |

|Чуйская область                                                        |3967,4                |4792,9                |6659,6              |

|г. Бишкек                                                              |7402,3                |8877,4                |11621,9             |

|Валовая продукция сельского  хозяйства                                  |                      |                      |                    |

|Всего по республике                                                    |1336                  |1522                  |2762                |

|Баткенская область                                                     |. . .                 |. . .                 |4674                |

|Жалал-Абадская область                                                 |858                   |1266                  |3155                |

|Ыссык-Кульская область                                                 |1684                  |1733                  |3670                |

|Нарынская область                                                      |4600                  |4199                  |6585                |

|Ошская область                                                         |1170                  |1222                  |1906                |

|Таласская область                                                      |2179                  |2660                  |4970                |

|Чуйская область                                                        |1700                  |2236                  |3117                |

|Объем подрядных работ                                                  |                      |                      |                    |

|Всего по республике                                                    |347,8                 |172,4                 |449,9               |

|Баткенская область                                                     |31,6                  |35,3                  |47,6                |

|Жалал-Абадская область                                                 |90,7                  |123,9                 |811,1               |

|Ыссык-Кульская область                                                 |1086,8                |84,5                  |118,1               |

|Нарынская область                                                      |120,4                 |53,1                  |84,2                |

|Ошская область                                                         |76,4                  |91,3                  |158,4               |

|Таласская область                                                      |41,0                  |68,7                  |131,6               |

|Чуйская область                                                        |502,9                 |229,6                 |385,9               |

|г. Бишкек                                                              |809,4                 |482,2                 |1135,7              |

 

 

      В регионах  промышленное производство субъектов  малого и среднего предпринимательства  развивается неравномерно. Так, в  Таласской области этими субъектами выпускается около 79% от общего объема производства области, в Нарынской - 64, г. Бишкек - 49,2%, в Ошской области на долю таких субъектов пришлось 34,3% от общего объема производства области.

      Этапу становления  рыночных отношений характерно  особая престижность предпринимательства  в банковской, биржевой, страховой,  инвестиционной, рекламных видах деятельности. Именно здесь на начальном этапе первоначальное накопление капитала осуществлялось наиболее быстро и эффективно. Быстрый оборот капитала по упрощенной схеме, более высокий процент и четкое видимость перспективы привлекли в эту сферу значительное количество людей. Косвенно эти показатели характеризуют реальные экономические условия, созданные в республике для формирования предпринимательства.

      Естественно,  что в этих условиях предприниматели,  которые и без того предпочитают  на первых порах идти на  высоко прибыльные и не требующие  больших усилий операции, избегают  активности производственной деятельности, ориентируясь преимущественно на  посредничество, оказание услуг,  где не требуется крупный стартовый  капитал, где можно обойтись  без крупных инвестиций. К тому  же инвестиционные кредиты для  предпринимателей в непроизводственном  секторе гораздо менее доступны  и по цене, и по объемам. По этому вклад предпринимателей в поддержании и обновление производства пока весьма незначителен.

 

2.2. Государственное регулирование  функционирования малого и среднего  бизнеса в КР

      Правительство  Кыргызской Республики осуществляет  последовательные реформы по  улучшению предпринимательской  среды.

      В соответствии  с постановлением Правительства  Кыргызской Республики «О Государственной  программе развития предпринимательства  в Кыргызской Республике на 2006-2008 годы» приняты и реализованы  30 нормативных правовых актов,  направленных на улучшение инвестиционной  и предпринимательской среды.

      В целях  установления порядка оценки  и мониторинга последствий регулятивного  воздействия в интересах защиты  прав предпринимателей, постановлением  Правительства Кыргызской Республики  была утверждена «Методика анализа  регулятивного воздействия нормативных  правовых актов на деятельность  субъектов предпринимательства». В  2009 году данная методика позволила  начать оценку нормативных правовых  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность с точки зрения  выгод и затрат.

      В апреле 2008 года принят Закон КР «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», направленный на отмену необоснованных и не ориентированных на рыночную экономику нормативных правовых актов.

  В целях реализации данного закона образованы 23 рабочие группы: из них 17 - в органах исполнительной власти и 6 - в органах местного самоуправления.

 В мае 2007 года принят  Закон Кыргызской Республики  «О государственной поддержке  малого предпринимательства», который  определяет общие положения в  области государственной поддержки  и развития малого предпринимательства,  устанавливает формы и методы  государственного стимулирования  и регулирования деятельности  субъектов малого предпринимательства.

 Также в 2007 году Президентом Кыргызской Республики подписан Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», направленный на защиту предпринимателей от произвола государственных контролирующих органов (ГКО). Законом определены права и обязанности сторон, а также порядок проведения проверок уполномоченными органами деятельности МСП.

  Министерством экономического развития и торговли Кыргызской Республики была инициирована Программа «Колокол». За период действия данного проекта с апреля 2008 года по телефону поступило 175 звонков с жалобами на незаконные действия проверяющих органов, осуществлено 49 выездов на места проверок, а также рассмотрено 11 заявлений предпринимателей относительно незаконных проверок со стороны ГКО, которые были переданы в соответствующие органы для дальнейшего принятия мер.

В Южном межрегиональном  управлении МЭРТ КР программа «Колокол» была реализована с участием представителей бизнес-ассоциаций, Прокуратуры г. Ош и представителями местного телеканала.

 Разработано и принято  постановление Правительства Кыргызской  Республики «О единой автоматизированной  базе данных по проверкам субъектов  предпринимательства – программа  «Контр-Про». Программа установлена в 21 Уполномоченном органе (далее - УО), а также в районных подразделениях УО г. Бишкек, 36 ГКО г. Ош и районных подразделениях Ошской области (Кара-Суу, Узген, Кара-Кульджа, Араван, Ноокат, Алай).  На сегодня разработана сетевая и региональная версия Программы «Контр –Про», что позволит охватить данные по проверкам по всей республике, разработана версия программы на кыргызском языке.

 До конца 2008 года действовал Указ Президента Кыргызской Республики «О моратории на проверки, проводимые Налоговой службой Кыргызской Республики, и сокращении количества проверок субъектов предпринимательства, осуществляемых другими уполномоченными контролирующими органами Кыргызской Республики». В результате были проведены мероприятия с целью сокращения числа проверок МСП на 70%.

Информация о работе Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса