Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Реформирование экономики невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них наиболее серьезная – малое и среднее предпринимательство. Категория предпринимательства на разных этапах развития общества отражала его сущностные черты и особенности. В зависимости от уровня развития производительных отношений происходила трансформация этой категории. Подводя итоги, следует еще раз отметить, что малые и средние предприятия играют решающую роль в создании рынка – в развитии конкуренции и ограничении монополизма крупных производителей, удовлетворении спроса на товары и услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме отсталых в экономическом отношении регионов Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ
1.2. ФАКТОРЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.3. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА II. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСТАНЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КР
2.2. Гос. регулирование функционирования малого и среднего бизнеса в КР
2.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

национальная экономика срс.docx

— 55.08 Кб (Скачать файл)

      Формирование  правовой среды решает многие  проблемы, стоящие на пути развития  сектора МСБ, начиная с момента  регистрации субъектов предпринимательства,  лицензирования предмета их деятельности  и заканчивая процедурами банкротства  и прекращения их существования.  Большим препятствием на пути  развития МСБ может быть тот  факт, что законодательные акты  не являются актами прямого  действия, а для их реализации  органами исполнительной власти  разрабатывается множество подзаконных  актов, которые систематически  изменяются, уточняются, дополняются,  поэтому гражданам, решившим заняться  предпринимательской деятельностью,  трудно в них разобраться и  на практике руководствоваться  ими.

      Существующая  в стране налоговая система  и проводимая страной налоговая  политика оказывает особенно  сильное влияние на процесс  развития МСБ.

      Доступ к  источникам финансирования. Малые  и средние предприятия носят  разносторонний характер; их финансовые  потребности отличаются по своему  характеру в зависимости от  размеров и расположения предприятий.  Микропредприятия часто нуждаются в краткосрочных кредитах небольших размеров, тогда как более динамичные малые предприятия могут нуждаться в долгосрочном финансировании для модернизации производства или для восполнения недостатка оборотного капитала. Малые предприятия сталкиваются с особыми трудностями при получении доступа к финансовым средствам, предоставляемым формальными учреждениями, что объясняется нежеланием банков рисковать, высокими издержками по оформлению сделок, отсутствием соответствующих залоговых средств и сложностью процедур. В результате возникают неформальные финансовые механизмы, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

      Необходимо  выделить следующие виды финансовых  посредников, которые либо в  силу масштабов операций с  малыми предприятиями, либо в  силу потенциала могут стать  важными финансовыми партнерами  МСБ.[5]

      Коммерческие  банки предоставляют, вероятно, самый  широкий круг финансовых услуг.  Они также могут располагать  широкой сетью филиалов и в  целом управляются квалифицированными  кадрами. Этот потенциал, однако, обычно закрыт для малых предприятий,  в первую очередь, по причине  риска, характерного для этой  категории предприятий.

      Банки развития  действуют в тех случаях, когда  уровни краткосрочной прибыли  низки, но ожидаются значительные  социальные и экономические выгоды. Финансирование малых предприятий  является одним из таких случаев.  Фактически, все такие учреждения  располагают специальными «каналами», через которые финансируются  малые и средние предприятия  на долгосрочной основе.

      Недостатки  учреждений, финансирующих развитие, с точки зрения финансирования  малых предприятий, является отсутствие  сети филиалов и ограниченность  ресурсов, предоставляемых для многих  малых предприятий. Поэтому сложилось  мнение, что такие учреждения  могут играть лишь экспериментальную  или демонстрационную роль в  финансировании малых предприятий.

      Для еще  более полного привлечения коммерческих  банков к финансированию малых  предприятий многие правительства  создали гарантийные фонды, взяв  на себя часть риска, связанного  с неуплатой задолженности по  кредиту.

      Другие малые  предприятия, особенно динамичные  и быстро развивающиеся из  них, сталкиваются с другой  проблемой: они смогли обеспечить  себе доступ к кредитам коммерческого  банка, но рискуют иметь слишком  большую задолженность из-за малого  акционерного капитала. В данном  случае требуется венчурный капитал,  без которого невозможно преодолеть  эти конкретные затруднения, связанные  с финансированием. Банки, крупные  учреждения-вкладчики, работающие  с предприятиями, пенсионные фонды,  страховые компании и частные  компании, предоставляющие венчурный  капитал, являются типичными источниками  такого капитала.

      Основной  проблемой корпораций, занимающихся  инвестициями в акционерный капитал,  которые специально созданы для  малых предприятий, является трудность  обеспечения устойчивых портфельных  инвестиций в венчурные капиталы  в интересах исключительно малых  предприятий. Кроме того, длительный  период «созревания» вложений  до того, как начнет поступать  прибыль, и необходимость разрабатывать  обязательные процедуры для участия  ставят перед венчурными учреждениями, предназначенными для малых предприятий,  больше проблем, чем для учреждений, чья деятельность связана с  крупными предприятиями.

      Неформальные  механизмы кредитования. Мелкие заемщики или новые заемщики, предлагающие рискованные сделки или владеющие незначительным имуществом и не могущие предложить его в виде залога, или лица, для которых срок кредитования играет важнейшую роль, часто прибегают к услугам самых разнообразных неформальных источников, в том числе друзей, родственников, кредиторов и группы отдельных лиц, организованных в ассоциации взаимопомощи, например ассоциации возобновляемых сбережений и кредитования.

      Системы  группового кредитования. Здесь  следует остановиться на особой  финансовой процедуре, называемой  групповым кредитованием, так  как через нее решается проблема  отсутствия приемлемого для банка  залога. При этой процедуре учитывается  традиционная санкция в виде авторитета коллектива для обеспечения выплаты долга, то есть она является современным видом контракта на получение кредита. Многие успешно действующие системы финансирования малых предприятий приняли на вооружение тот или иной вид групповой ответственности.

      Государственная  поддержка. Важнейшей особенностью  расширения сектора МСБ, особенно  в переходный период, является  оказание ему постоянной государственной  поддержки в разных формах.

 

 

 

 

1.3. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС  В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

      Предпринимательская  деятельность в рыночной экономике  представлена крупным и мелким  бизнесом, большими и малыми предприятиями.  Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие — до 50 занятых, средние — от 50 до 500, крупные — свыше 500, особо крупные — свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки — объем продаж, величина активов, полученная прибыль. Так, у современных крупнейших американских фирм оборот капитала составляет 50 млн. долл.

      Тенденция  к росту размера предприятия  связана с развитием производительных  сил, концентрацией производства. Концентрацию производства следует  рассматривать в двух аспектах: увеличение размеров предприятий  и увеличение доли крупных  предприятий в той или иной  отрасли.

      Концентрация  производства на уровне предприятия  позволяет выявить его оптимальный  размер. Он определяется минимумом  издержек производства и обращения  на единицу продукции, т. е.  рентабельностью. Хотя увеличение  размера предприятия обычно ведет  к снижению издержек на единицу  продукции, этот процесс имеет  границы. При достижении определенного  масштаба производства дальнейшее  увеличение размера предприятия  будет сопровождаться ростом  издержек и, следовательно, снижением  рентабельности предприятия. Поэтому  в разных странах тенденция  роста размера предприятия, характерная  для первой половины XX в., сменилась  в последнее десятилетие стабилизацией.  Это объясняется в первую очередь  жизненным циклом производимой  продукции, быстрым моральным  старением существующих технологий  и производственных мощностей  в условиях НТР. Крупные предприятия  не способны быстро перестраивать  производственный процесс в соответствии  с общественными потребностями,  т.е. изменять ассортимент и  качество продукции.

      Современное  акционерное общество значительно  размывает само понятие «фирма»  («предприятие»). Крупная фирма в  настоящее время — это сложный  многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий.  В современной фирме как системе  предприятий концентрация производства  проявляется в возрастании доли  производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.

      Оптимальность  размера предприятия в рамках  фирмы подчинена ее рыночной  стратегии. Удовлетворение внутренних  потребностей фирмы в каком-либо  продукте делает оптимальным  небольшое предприятие. А необходимость  завоевания рынка для своей  продукции, и особенно для нового  продукта, предопределяет увеличение  оптимального размера предприятия.  Следовательно, оптимальность размеров  предприятия в рамках фирмы  выражается в сочетании крупных  и мелких предприятий.

      Современными  формами концентрации производства  выступают комбинирование и диверсификация. Обе формы включают технически  и функционально взаимосвязанные  производства, способствуют развитию  производства для собственных  нужд и расширению номенклатуры  выпускаемых товаров. Комбинирование  как система взаимосвязанных  процессов означает укрупнение  производства на уровне фирмы.  Диверсификация, охватывая в основном  смежные отрасли, порождает диверсифицированный  концерн, существующий в виде  разветвленной группы акционерных  предприятий. Укрупнение производства  в этом случае происходит на  уровне отделения концерна. Диверсификация  усиливает процесс скрытых форм концентрации производства в результате технологического и функционального подключения множества предприятий к концерну. Более того, она превращает укрупнение производства в интернациональный процесс.

      Итак, концентрация  производства формирует основу  для крупного предпринимательства,  занимающего ведущие позиции  в рыночной экономике. Например, в американской экономике доминирующую  роль в настоящее время играют 500 крупнейших промышленных корпораций, половина из которых одновременно  функционирует в пяти и более  отраслях. 500 корпораций сосредоточивают  на своих предприятиях 1/5 всех  занятых в экономике и 3/5 всех  получаемых прибылей.

      Экономическая  рациональность крупного предпринимательства  обусловлена, прежде всего, его  технической активностью: крупная  фирма обеспечивает оптимальный  вариант для капиталовложений  в интересах инвестора в условиях  конкурентного риска. Конкурентоспособность  дает крупной фирме возможность  мобилизовывать значительные суммы капиталов.

      Крупная  фирма занимается краткосрочным  и долгосрочным планированием  своей деятельности, разрабатывает  стратегию маркетинга, обладает  высоким кадровым потенциалом,  имеет возможность решения социальных  проблем на предприятии. Все  эти преимущества позволяют крупным  предприятиям утвердить свои  позиции в предпринимательском  деле.

      Но предпринимательство  представлено не только крупными, но и мелкими фирмами, предприятиями.  В США, например, их насчитывается  свыше 16 млн. Мелкие предприятия  имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть  из них разоряется, часть добровольно  прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.

      Мелкие предприятия  имеют свои экономические преимущества  перед крупными. Громоздкая организация крупного производства исключает возможность гибкого маневра, широкого экспериментирования, что особенно актуально в условиях современной научно-технической революции. Поэтому крупное производство нуждается в особом поисково-испытательном механизме, функцию которого и должны выполнять мелкие предприятия.

      Мелким предприятиям  свойственны гибкость в принятии  решений, умение находить малые  ниши на рынке и быстро внедрять  новшества, изобретения. Организационно-экономический  плюс мелких предприятий —  простота управления. Мелкие предприятия  социально защищены своеобразным  «семейным» климатом.

      Но у мелких  предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для  финансирования развития предпринимательской  деятельности, отсутствие стратегического  планирования и недостаточные  сведения о рынке, не лучшие  кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелким предприятиям самостоятельно решить невозможно. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства, налоговые льготы, льготное кредитование, консультирование, подготовка кадров. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.

      Итак, современное  предпринимательство — это синтез  крупного и мелкого производства. Крупное производство образует  «скелет» всей производственной  системы, а мелкое производство  — «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство  не может существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ  БИЗНЕС В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСТАНЕ

Информация о работе Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса