Теоретические основы исследования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Цель: Показать взаимодействие проблемы безработицы и индивида, проблемы безработицы и общества в целом.
Задачи:
 рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение;
 рассмотреть виды безработицы, охарактеризовать их, сравнить и увидеть различия;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1. Основные понятия и характеристики безработицы……………..4
1.2. Виды безработицы…………………………………………………6
1.3. Показатели безработицы………………………………………….11
1.4. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы.
Причины безработицы…………………………………………….14
1.5. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса……………………19
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы………20
2.2. Пути государственного регулирования занятости и
снижение безработицы……………………………………………..23 2.3. Пассивное и активное регулирование безработицы………………25

Глава 3. Рынок труда в Республике Беларусь. Занятость и безработица.
3.1. Масштабы и уровень безработицы в Республике Беларусь…….27
3.2. Подготовка и переподготовка безработных…………………….33
3.3. Государственная политика занятости в РБ.
Меры по содействию занятости населения. …………………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

К активным мерам относятся:

  • информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и об имеющихся вакансиях;
  • субсидирование образования. Государственные программы, целью которых является снижение платы за обучение, с тем чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики;
  • государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу независимо от расы, национальности, пола и пр.;
  • обучение и переобучение тех, кто может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации;
  • занятость в общественном секторе экономики для представителей тех групп населения, которым объективно труднее найти работу в частном секторе. Найм на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы (например, в сфере материальной помощи, в благоустройстве городов и т.п.);
  • прямое субсидирование зарплаты или снижение налогов – для фирм, принимающих на работу представителей ущемленных групп, испытывающих особенно структурную безработицу;
  • помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение и др.).

Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы, найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны – растет занятость, значит, растут и объем ВВП, и доходы госбюджета, и благосостояние общества.

Государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:

  • выплата пособий по безработице и дополнительных пособий по содержанию семьи;
  • досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения и, при прочих равных условиях, безработицу;
  • популярная в последние годы мера, названная «worksharing», буквально – «разделение работ». Государство создает стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет занять больше людей.

Это – меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто  экономической, они неэффективны. Они  не побуждают людей больше трудиться  – наоборот, часть из них выходят  из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.

На практике разные государства  используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей  и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также  идеологии, традиций и т.п.

 

Глава3. Занятость и безработица.

 

3.1 Масштабы  и уровень безработицы в Республике  Беларусь.

Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые  ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.

Граница трудоспособного  возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в зависимости от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны. [8,с.70-71]

Согласно Закону «О занятости  населения Республики Беларусь»: безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости».[6, c.135]

В Республике Беларусь последовательно  осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически  активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в процентах к общей численности населения.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; безработные, не стоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.

Масштабы  безработицы. Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

  • кризисный и конъюнктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности);
  • назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;
  • необходимость тотальной рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции;
  • сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;
  • ярко выраженный дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест.[6, c.266]

Произведём оценку уровня безработицы в РБ, для этого  приведём некоторые числа, и попробуем  проследить за динамикой безработицы.

 

Ситуация с безработицей по областям выглядит следующим образом:

На 1 января 2005 года в государственной  службе занятости было

 

Количество безработных

Количество вакансий

Брестская область

13219

3200

Витебская область

12715

3606

Гомельская область

14207

4973

Гродненская область

9630

3050

Могилёвская область

10743

2436

Минская область

12389

4353

г. Минск

10139

12863




зарегистрировано:

 


*Источник: [17, с.4]

 

Гомель, достаточно радикально влияющий на показатели области, и Минск  составляют отдельную группу с относительно низким уровнем регистрации безработных  в силу многообразия мест приложения труда, не подпадающих под государственную регистрацию. 

 
Вторую группу составляют Брестская  и Могилевская области, где ситуацию частично меняет трудовая миграция (как  внутри страны, так и за ее пределы). Без учета данного фактора  названные области станут в один ряд с Витебской, Гродненской и Минской. В 2-5 раз безработица выше средней по стране в Ганцевичском, Ивановском,  Поставском, Дубровенском, Речицком, Калинковичском, Краснопольском, Костюковичском, Круглянском районах, в городах Лида и Слуцк. Сельский же рынок труда специфичен, там у нас примерно 16-17% безработных. [17,с.4]

 

Рассмотрим ещё одну таблицу, в которой разместим  данные, которые показывают уровень  безработицы, в процентах к экономически активному населению.

 

Уровень безработицы,  
в процентах к экономически активному населению

2000 

2001 

2002

2003 

2004 

Республика  Беларусь

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

Области

         

Брестская

1,7

2,0

3,1

3,8

2,1

Витебская

2,6

3,1

4,1

4,0

2,3

Гомельская 

2,6

2,7

3,3

3,5

2,2

Гродненская

2,2

2,4

2,9

3,1

1,9

г. Минск

1,5

1,5

1,8

1,6

1,0

Минская

1,9

2,0

2,7

2,9

1,9

Могилевская

2,6

2,8

3,6

3,8

2,2



 

*Источник: [11,с.130-132, таблица ]

 

Просмотрев данные этой таблицы, можем сделать вывод, что в период 2000–2004 гг. по всей РБ уровень безработицы в процентах к экономически активному населению уменьшается, а вот по областям видна тенденция увеличения уровня в период 2000 – 2003 гг. и резкое уменьшение в 2004 году.

Cамый высокий в стране уровень безработицы зарегистрирован в Витебской области – 4,1% к численности экономически активного населения региона, на второй позиции – Брестская и Могилёвская области (по 3,8%). Самый низкий индекс безработицы – в Минске (1,0) [16,c.17]

 В январе-июне 2006 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 154,5 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 103,0 тыс. человек. Всего за этот период, включая состоящих на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 237,0 тыс. человек, из них 170,9 тыс. безработных.

Трудоустроено с начала года 99,5 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 71,3 тыс. безработных.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации направлено 13,8 тыс. безработных, что способствовало повышению их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.

В оплачиваемых общественных работах приняли участие 48,5 тыс. человек, в том числе 35,4 тыс. безработных.

На новое место жительства и работы, в сельскую местность  переселено, с их согласия, 207 семей  безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости.

За счет фонда содействия занятости населения создано 1,6 тыс. новых рабочих мест, выданы ссуды  и субсидии 1436 безработным для  организации предпринимательской  деятельности.

По состоянию на 01.07.2006 г. в органах государственной службы занятости находилось на учете 66,5 тыс. безработных (89,4 процента к 2005 г.).

Обеспечивается предусмотренная  законодательством социальная поддержка  безработных. На 1 июля 2006 г. пособие  по безработице получали 36,2 тыс. безработных.

Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,7 процента на 1.07.2005 г. до 1,5 процента на 1.07.2006 г.

Важнейшим фактором, усугубляющим проблемы безработицы в нашей  стране на современном этапе, является кризисный спад экономики. Особенность такого фактора в переходном периоде состоит в его осложнении «эффектом запаздывания». Это связано, во-первых, с тем, что в начальный период реформирования при падении производства сокращаются не сам персонал, а вакантные места. Во-вторых, преобладание государственных предприятий, не нацеленных жестко на прибыль, позволяет смягчить рост безработицы путем сокращения рабочего дня, увеличения отпусков и т.д. Наконец, запаздывающий эффект увеличивает благ между спадом производства и безработицей тем, что льготное кредитование позволяет на первых этапах многим хозяйствующим субъектам еще удерживать определенный уровень занятости и не допускать резкого «взрыва» безработицы.

Информация о работе Теоретические основы исследования безработицы