Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:13, реферат
Цель: Показать взаимодействие проблемы безработицы и индивида, проблемы безработицы и общества в целом.
Задачи:
рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение;
рассмотреть виды безработицы, охарактеризовать их, сравнить и увидеть различия;
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1. Основные понятия и характеристики безработицы……………..4
1.2. Виды безработицы…………………………………………………6
1.3. Показатели безработицы………………………………………….11
1.4. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы.
Причины безработицы…………………………………………….14
1.5. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса……………………19
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы………20
2.2. Пути государственного регулирования занятости и
снижение безработицы……………………………………………..23 2.3. Пассивное и активное регулирование безработицы………………25
Глава 3. Рынок труда в Республике Беларусь. Занятость и безработица.
3.1. Масштабы и уровень безработицы в Республике Беларусь…….27
3.2. Подготовка и переподготовка безработных…………………….33
3.3. Государственная политика занятости в РБ.
Меры по содействию занятости населения. …………………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………….
К активным мерам относятся:
Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы, найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны – растет занятость, значит, растут и объем ВВП, и доходы госбюджета, и благосостояние общества.
Государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:
Это – меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Они не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.
На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.
Глава3. Занятость и безработица.
3.1 Масштабы
и уровень безработицы в
Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.
Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
К трудовым ресурсам относятся:
население трудоспособного
Граница трудоспособного возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в зависимости от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны. [8,с.70-71]
Согласно Закону «О занятости населения Республики Беларусь»: безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости».[6, c.135]
В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.
Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в процентах к общей численности населения.
К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; безработные, не стоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.
Масштабы безработицы. Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:
Произведём оценку уровня безработицы в РБ, для этого приведём некоторые числа, и попробуем проследить за динамикой безработицы.
Ситуация с безработицей по областям выглядит следующим образом:
На 1 января 2005 года в государственной службе занятости было
Количество безработных |
Количество вакансий | |
Брестская область |
13219 |
3200 |
Витебская область |
12715 |
3606 |
Гомельская область |
14207 |
4973 |
Гродненская область |
9630 |
3050 |
Могилёвская область |
10743 |
2436 |
Минская область |
12389 |
4353 |
г. Минск |
10139 |
12863 |
зарегистрировано:
*Источник: [17, с.4]
Гомель, достаточно радикально
влияющий на показатели области, и Минск
составляют отдельную группу с относительно
низким уровнем регистрации
Вторую группу составляют Брестская
и Могилевская области, где ситуацию
частично меняет трудовая миграция (как
внутри страны, так и за ее пределы).
Без учета данного фактора
названные области станут в один
ряд с Витебской, Гродненской и Минской. В
2-5 раз безработица выше средней по стране
в Ганцевичском, Ивановском, Поставском,
Дубровенском, Речицком, Калинковичском,
Краснопольском, Костюковичском, Круглянском
районах, в городах Лида и Слуцк. Сельский
же рынок труда специфичен, там у нас примерно
16-17% безработных. [17,с.4]
Рассмотрим ещё одну таблицу, в которой разместим данные, которые показывают уровень безработицы, в процентах к экономически активному населению.
Уровень
безработицы, |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Республика Беларусь |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
Области |
|||||
Брестская |
1,7 |
2,0 |
3,1 |
3,8 |
2,1 |
Витебская |
2,6 |
3,1 |
4,1 |
4,0 |
2,3 |
Гомельская |
2,6 |
2,7 |
3,3 |
3,5 |
2,2 |
Гродненская |
2,2 |
2,4 |
2,9 |
3,1 |
1,9 |
г. Минск |
1,5 |
1,5 |
1,8 |
1,6 |
1,0 |
Минская |
1,9 |
2,0 |
2,7 |
2,9 |
1,9 |
Могилевская |
2,6 |
2,8 |
3,6 |
3,8 |
2,2 |
*Источник: [11,с.130-132, таблица ]
Просмотрев данные этой таблицы, можем сделать вывод, что в период 2000–2004 гг. по всей РБ уровень безработицы в процентах к экономически активному населению уменьшается, а вот по областям видна тенденция увеличения уровня в период 2000 – 2003 гг. и резкое уменьшение в 2004 году.
Cамый высокий в стране уровень безработицы зарегистрирован в Витебской области – 4,1% к численности экономически активного населения региона, на второй позиции – Брестская и Могилёвская области (по 3,8%). Самый низкий индекс безработицы – в Минске (1,0) [16,c.17]
В январе-июне 2006 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 154,5 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 103,0 тыс. человек. Всего за этот период, включая состоящих на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 237,0 тыс. человек, из них 170,9 тыс. безработных.
Трудоустроено с начала года 99,5 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 71,3 тыс. безработных.
На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 13,8 тыс. безработных, что способствовало повышению их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.
В оплачиваемых общественных работах приняли участие 48,5 тыс. человек, в том числе 35,4 тыс. безработных.
На новое место жительства и работы, в сельскую местность переселено, с их согласия, 207 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости.
За счет фонда содействия
занятости населения создано 1,6 тыс.
новых рабочих мест, выданы ссуды
и субсидии 1436 безработным для
организации
По состоянию на 01.07.2006 г. в органах государственной службы занятости находилось на учете 66,5 тыс. безработных (89,4 процента к 2005 г.).
Обеспечивается
Уровень регистрируемой
безработицы к численности
Важнейшим фактором, усугубляющим проблемы безработицы в нашей стране на современном этапе, является кризисный спад экономики. Особенность такого фактора в переходном периоде состоит в его осложнении «эффектом запаздывания». Это связано, во-первых, с тем, что в начальный период реформирования при падении производства сокращаются не сам персонал, а вакантные места. Во-вторых, преобладание государственных предприятий, не нацеленных жестко на прибыль, позволяет смягчить рост безработицы путем сокращения рабочего дня, увеличения отпусков и т.д. Наконец, запаздывающий эффект увеличивает благ между спадом производства и безработицей тем, что льготное кредитование позволяет на первых этапах многим хозяйствующим субъектам еще удерживать определенный уровень занятости и не допускать резкого «взрыва» безработицы.
Информация о работе Теоретические основы исследования безработицы