Теоретические основы исследования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Цель: Показать взаимодействие проблемы безработицы и индивида, проблемы безработицы и общества в целом.
Задачи:
 рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение;
 рассмотреть виды безработицы, охарактеризовать их, сравнить и увидеть различия;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1. Основные понятия и характеристики безработицы……………..4
1.2. Виды безработицы…………………………………………………6
1.3. Показатели безработицы………………………………………….11
1.4. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы.
Причины безработицы…………………………………………….14
1.5. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса……………………19
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы………20
2.2. Пути государственного регулирования занятости и
снижение безработицы……………………………………………..23 2.3. Пассивное и активное регулирование безработицы………………25

Глава 3. Рынок труда в Республике Беларусь. Занятость и безработица.
3.1. Масштабы и уровень безработицы в Республике Беларусь…….27
3.2. Подготовка и переподготовка безработных…………………….33
3.3. Государственная политика занятости в РБ.
Меры по содействию занятости населения. …………………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Теперь предположим, что  объем предложения рабочей силы резко возрос и произошел сдвиг кривой предложения рабочей вправо (см. рис. 1.2а). Занятость вновь возросла, на сей раз на величину ВК. Но обратим внимание на то, что новой точке равновесия соответствует более низкий уровень реальной заработной платы .

Таким образом, получается, что в рыночной экономике всегда есть возможность использовать имеющиеся  трудовые ресурсы. Но только при готовности сектора домашних хозяйств согласиться  на более скромный уровень оплаты труда.

Оказывается, что добровольная безработица возникает при гибкой заработной плате. Эту ситуацию отражает график на рис. 1.2 (б).

Равновесие первоначально  устанавливается в точке Е, которой  соответствует уровень реальной заработной платы и уровень занятости . По положению кривой спроса на рабочую силу видно, что предприниматели и далее готовы продолжать наем рабочей силы, но при более низком уровне заработной платы. Но такой уровень оплаты труда не стимулирует поиск рабочего места. В итоге обнаруживается и сохраняется так называемая «добровольная безработица» (см. отрезок ).

Кейнсианская  концепция безработицы. В качестве точки отсчета здесь выступает анализ соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением. По Дж. М. Кейнсу уровень занятости есть функция эффективного спроса, включающего, как мы уже знаем, расходы на потребление плюс инвестиции: , где – занятость, которая зависит от совокупного спроса , выраженного в единицах зарплаты .

Дж. М. Кейнс подверг  критике господствовавшее в неоклассической  теории положение о добровольном характере безработицы. Он показал, что в реальности существует и вынужденная безработица, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату.

Основная причина безработицы  усматривается в ограниченности совокупного спроса на товары, т.е. в  «неэффективном спросе». Наличие «неэффективного спроса» обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего повышенной склонностью населения к сбережениям («изъятие совокупного спроса»). Такие изъятия не нейтрализуются возрастанием на соответствующую величину инвестиций («инъекция совокупного спроса»). Отсутствие «эффективного спроса» сдерживает предложение, развитие производства и, как следствие, наращивание рабочих мест.

Таким образом, считается, что объем занятости в большей  степени зависит от предпринимателей. Сам по себе спрос на рабочую силу вторичен, определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги.

В заключение этого параграфа, можно сделать вывод о том, что причины безработицы разнообразны: нежелание работников поступиться частью заработной платы, результат растущего накопления капитала также результат недостаточности совокупного спроса и предложения и, только рассмотрев все концепции и доводы, можно полностью понять истинные.

 

 

1.5 Безработица и инфляция. Кривая Филлипса.

 

Кривая Филлипса. Последователи Кейнса рассуждали о безработице, отталкиваясь от «кривой Филлипса».

Эмпирические исследования показали, что между безработицей и инфляцией существует обратная зависимость. Принципиальным открытием  Филлипса было установление стабильной обратной нелинейной зависимости между процентным изменением заработной платы и безработицы в экономике. При сверхвысокой занятости нанимателям трудно заполнять новые вакансии; конкурируя между собой при покупке рабочей силы, они вынуждены повышать цену труда – заработную плату. Наличие же определенного уровня безработицы в экономике заставляет работников соглашаться на более низкий уровень зарплаты. Таким образом, уровни инфляции и безработицы находятся в обратной зависимости.

Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается.

Инфляция,  высокая ожидаемая


 инфляция



 низкая ожидаемая 


 инфляция 


 

U* Безработица, U

Рис.1.3. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса отражает различные комбинации темпов инфляции и безработицы при ожидаемых уровнях цен. Она никогда не являлась содержательной теорией, а просто отражала статистические наблюдения. Тем не менее, во времена рассвета кейнсианского регулирования многие экономисты и политики полагали, что они имеют дело со стабильным инструментом, позволяющим осуществлять долгосрочное регулирование между инфляцией и безработицей.  

Уровень безработицы  изменяется обратно пропорционально  уровню заработной платы: высокая безработица сопровождается падением заработной платы, низкая – ее ростом. Эта связь отражается «кривой Филлипса».

 

 

Глава 2. Социальные последствия безработицы

  и политика занятости.

 

2.1 Положительные и отрицательные моменты безработицы.

Если быть объективным, то при анализе безработицы как экономического явления все же следует выделять как позитивные, так и негативные моменты.

Положительные моменты.   Так, те безработные, которые в любой момент готовы включиться в процесс труда, выполняют стабилизирующую функцию резервной «армии труда». Известно, что наличие свободных производственных мощностей типично для современной рыночной экономики. Но наличие резервного оборудования предполагает также и наличие определенного резерва рабочей силы (сезонного, отраслевого, регионального и т.п.).

В период временной незанятости  открывается возможность организовать переквалификацию определенной части  рабочей силы, ее переезд в другой регион страны.[1, c.259]

Кроме того, безработица выступает  как фактор, который без особых затрат способствует повышению в обществе трудовой дисциплины.

Отрицательные моменты. Рабочая сила по-прежнему остается важнейшим экономическим ресурсом. Поэтому возникновение безработицы означает открытое недоиспользование рабочей силы как фактора производства, что сопровождается недополучением определенной части «национального пирога».

Безработица всегда грозит полной или частичной потерей  квалификации, т.е. обесценением человеческого  капитала. Безработные менее всего  привлекательны на рынке труда. Безработица  в крупных масштабах снижает  реальную заработную плату тем, кто  имеет работу.

Наращивание безработицы всегда сопровождается подрывом психологического здоровья нации. Рост безработицы однозначно повышает уровень смертности, число убийств и самоубийств. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Под ее воздействием возрастает число больных. Усложняются и семейные проблемы.

Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходиться помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Обследование семейных бюджетов безработных выявило, что у трети семей зарегистрированных безработных денег хронически не хватает, у другой трети хватает только на продукты питания, 27% могут покупать лишь самое необходимое из продовольственных товаров и услуг, и лишь 5% семей констатировали более-менее благополучную ситуацию. Большинство семей безработных можно отнести к бедным и беднейшим слоям населения. Примерно у 90% респондентов месячный среднедушевой доход не достигает физиологического прожиточного минимума, из них у 68% – не составляет и половины его. Соответственно лишь у 10% опрошенных месячный бюджет достигает прожиточного минимума, но не доходит до уровня минимального потребительского бюджета.[19, c.13]

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость.

Итак, оценивая безработицу  как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической  динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Закон Оукена. На основе эмпирических наблюдений американский экономист А. Оукен установил зависимость, существующую между динамикой ВВП и уровнем безработицы. Оказалось, что:

1) ежегодный прирост  реального ВВП на 2,5-3 % в состоянии  на стабильном уровне удержать  в стране уровень безработицы;

2) каждые дополнительные 2 % прироста ВВП сопровождаются сокращением уровня безработицы на 1 %;

3) сокращение достигнутых  темпов ВВП ведет к росту  безработицы.

Сегодня считается, что  зависимость между ВВП и уровнем  безработицы достаточно корректно  выражается следующей формулой:

,

где – фактический объем выпуска; – потенциальный объем ВВП; – фактический уровень безработицы; – естественный уровень безработицы; – некий эмпирический коэффициент чувствительности ВВП (параметр Оукена).

Если фактический уровень  безработицы окажется выше естественного  на 1 %, то объем выпуска (ВВП) будет  ниже потенциального на величину %. При этом установлено, что значение данного коэффициента реагирования индивидуально для каждой национальной экономики.

 

2.2 Пути государственного  регулирования занятости и 

снижения безработицы.

 

Формирование механизма  регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости. С одной стороны, - это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны, – изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы.

В высокоразвитых странах  мира регулярно разрабатываются  различные – общенациональные, региональные и т.п. – государственные программы  регулирования занятости населения. Основные принципы их разработки определены в документах МОТ:

  1. добровольность занятости;
  2. равные возможности занятости для всех граждан страны;
  3. содействие трудовой мобильности;
  4. социальное партнерство, осуществление государственной политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и союзами работодателей;
  5. обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Программы по регулированию  занятости обычно предполагают:

а) организацию рынка  труда в общенациональных масштабах;

б) непосредственное регулирование трудовых отношений и условий оплаты труда (минимальная зарплата и др.);

в) организацию диалога  государства и союза предпринимателей с национальным и отраслевыми  профсоюзами;

г) регулирование инвестиционной активности, активизация спроса на товары отечественного производства;

д) подавление монополистических тенденций;

е) социальную защиту от безработицы.

Мероприятия, связанные  с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности  населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест. Для этого создаются центры занятости, организуется переквалификация безработных, осуществляется социальная реабилитация.

В современных условиях актуализируются вопросы, связанные  с социальной защитой от безработицы. Национальная система страхования на случай потери рабочего места традиционно предполагает:

а) выплату пособий  по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных  сумм (взносы предприятий и работников, а также дотации из бюджета),

б) разовые денежные льготы (продовольственные талоны, льготы по оплате жилья, пособия для детей  и др.).

 

 

2.3 Пассивное и активное регулирование безработицы.

Рассмотрим меры, которыми пользуется государство в регулировании безработицы.

Активный тип регулирования  занятости и воздействия на безработицу  означает активное воздействие на состояние  рынка труда.

Информация о работе Теоретические основы исследования безработицы