Теоретические основы исследования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Цель: Показать взаимодействие проблемы безработицы и индивида, проблемы безработицы и общества в целом.
Задачи:
 рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение;
 рассмотреть виды безработицы, охарактеризовать их, сравнить и увидеть различия;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1. Основные понятия и характеристики безработицы……………..4
1.2. Виды безработицы…………………………………………………6
1.3. Показатели безработицы………………………………………….11
1.4. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы.
Причины безработицы…………………………………………….14
1.5. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса……………………19
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы………20
2.2. Пути государственного регулирования занятости и
снижение безработицы……………………………………………..23 2.3. Пассивное и активное регулирование безработицы………………25

Глава 3. Рынок труда в Республике Беларусь. Занятость и безработица.
3.1. Масштабы и уровень безработицы в Республике Беларусь…….27
3.2. Подготовка и переподготовка безработных…………………….33
3.3. Государственная политика занятости в РБ.
Меры по содействию занятости населения. …………………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Также следует отметить определенные тенденции распределения количества мужчин и женщин в общей численности безработных. Женщины по-прежнему составляют одну из наиболее уязвимых социально демографических групп на рынке труда. Безработные женщины значительно превышают численность безработных мужчин. Например, в 2004г. безработные женщины составляли 57,5 тыс. человек, что почти вдвое больше безработных мужчин, которых в 2004г. было 25,5 тыс. человек. [9,с.20-21]

 

 

 

3.2 Подготовка и переподготовка  безработных.

 

Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке, учитывающая возраст, здоровье, трудовой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. А по истечении 6 месяцев отсутствия работы в случае невозможности предоставить ее безработному по его профессии подходящей будет считаться работа, требующая изменения профессии с учетом здоровья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного.

Заметен рост в Республике Беларусь безработицы среди молодежи: выход на рынок труда молодых, не подготовленных в профессиональном плане людей, приводит их к неконкурентоспособности.

Отметим, что Минск  имеет собственный центр профориентации учащейся молодёжи, через который  проходит практически каждый школьник. Правда, многие из них после учёбы всё же остаются не у дел: каждый второй зарегистрированный в службе занятости безработный  – это молодой человек или девушка без профессионального образования. Несколько меньше  стало среди них выпускников вузов и сузов, но они тоже имеются.

Не лучше ситуация и с самими взрослыми: только 11% нуждающихся  в трудоустройстве получили профессиональную подготовку при содействии службы занятости. [17,c.4]

В общей численности  безработных преобладают люди с  низкой квалификацией или без  специальности, в то время как  на предприятиях растет потребность  в высококвалифицированных специалистах, особенно в таких промышленно развитых городах Беларуси :  Минск, Могилев, Бобруйск, Гомель. В последние годы изменился социальный портрет безработного: уменьшился удельный вес лиц с высшим образованием (при росте числа безработных – выпускников высших учебных заведений) при одновременном росте числа безработных – лиц со средним образованием.

Женщины по-прежнему составляют одну из наиболее уязвимых социально демографических групп на рынке труда.

Рынок рабочей силы по-прежнему ориентирован в большей степени на мужскую занятость. Сохраняется высокий спрос на водителей, сварщиков, электриков, слесарей, монтажников, токарей и др. Около 13% от общей потребности в кадрах составляют рабочие места дворников, уборщиков, подсобных рабочих и разнорабочих, грузчиков. Из числа служащих и специалистов на рынке труда не хватает врачей-терапевтов и врачей скорой помощи, научных сотрудников, а также руководителей различных уровней.[10, c.6]

Сложно найти работу обувщикам, сборщикам часов, ткачам, операторам, парикмахерам. Невостребованными на рынке труда остается значительное число безработных экономистов, бухгалтеров, техников технологов, юристов, учителей и преподавателей отдельных дисциплин, товароведов, секретарей и др.

Профессиональное обучение безработных проводится путем их переподговки и повышения квалификации в учебных центрах государственной службы занятости, учебных заведениях и организациях, имеющих лицензию, выданную в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, или прошедших аккредитацию в Министерстве образования Республики Беларусь по договорам с центрами занятости населения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

На профессиональное обучение направляются безработные  с их соглашения, как правило, предварительно получив в центрах занятости населения консультацию и пройдя профессиональный отбор.

Управление системой профессионального обучения безработных  осуществляется Министерством труда  Республики Беларусь, Министерством  образования Республики Беларусь и организуется областными, городскими, районными, региональными службами занятости населения, местными органами образования.

Министерство труда  и Министерство образования Республики Беларусь определяют проведение в Республике единой политики в области профессионального обучения безработных; осуществляют прогнозирование структуры рынка труда и перспективной потребности республики в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах в соответствии с приоритетными направлениями развития народного хозяйства; создают необходимую правовую и нормативную базу для профессионального обучения безработных; разрабатывают единые образовательные и квалификационные стандарты по новым рыночно ориентированным профессиям и специальностям.

Исходя из анализа  ситуации на рынке труда и прогноза его развития, центры занятости населения определяют потребность в профессиональном обучении безработных в количественном и профессиональном разрезе, а также возможность учебных заведений региона в проведении обучения безработных.

С учебными заведениями региона, на базе которых возможно осуществление обучения безработных, центры занятости населения заключают договора о резервировании учебных мест, определяют условия проведения обучения безработных.

По результатам проведения профессионального отбора центры занятости населения принимают решения о направлении безработных на обучение по конкретным специальностям, подбирают учебные заведения с учетом обеспечения необходимого качества, периода и сроков проведения обучения.

Безработные из числа впервые ищущих работу и не имеющих специальности проходят профессиональное обучение, как правило, по профессиям, имеющим спрос на рынке труда.

С безработными, по которым  приняты решения о направлении  на профессиональное обучение, центры занятости населения заключают договоры на обучение, определяют условия и порядок проведения обучения, права и ответственность сторон.

Профессиональное обучение безработных проводится по учебным  планам и программам, разработанным  и утвержденным в установленном  порядке органами образования, министерствами и ведомствами и другими органами государственного управления.

Сроки профессионального  обучения безработных устанавливаются  учебными заведениями исходя из необходимости  освоения соответствующих учебных  планов и программ, а также базового общеобразовательного и профессионального уровня безработных, но не более одного года.

Профессиональное обучение безработных может совмещаться  с их участием в оплачиваемых общественных работах в свободное от занятий  время.

Период профессионального обучения безработных засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.

Приведём некоторые статистические данные:

 

– удельный вес работников, прошедших профессиональное обучение, снизился с 17 % в 2003 до 16 % в 2004году(626 тыс. чел.)

–   подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям и стажировку прошли в 2004 году 149 тыс. чел.

–  численность работников, повысивших квалификацию, составила 477 тыс. чел.(2004 г.) 

–   прошли переподготовку 39,9 тыс. чел.

–   вторым(смежным) профессиям обучено 39,8 тыс.чел.

 

Отметим, что из общей  численности работников, прошедших  профессиональное обучение, женщины  составляют 293,5 тыс. чел., в том числе рабочие составляют 131,2 тыс.чел. и служащие – 162,3 тыс.чел. [9,c.18-20]

 

3.3 Государственная политика занятости в РБ.

 Меры по  содействию занятости населения.

Меры по содействию занятости  населения должны быть эффективными, так как если не уменьшать уровень  безработицы, то она может стать  по истине национальным бедствием.

Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.

При этом система управления занятостью населения должна включать два компонента. Первый из них предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, второй заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита.

Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом на:

  • –  формирование рациональной структуры занятости
  • –  повышение качества трудового потенциала
  • –  повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда
  • –  создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики
  • –  обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и                                                                     среднего бизнеса.
  • – усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости
  • – создание непрерывной системы профориентации
  • – подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.

 Вместе с тем  такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным).

Вся деятельность органов государственной службы занятости направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.

Достижению указанных  целей и смягчению напряженности  на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ занятости населения выполняются успешно. Государственная служба занятости обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Проблемы занятости  решаются исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.

В значительной мере смягчению  негативных последствий безработицы  и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным и незяиятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице.

Социальная поддержка  безработных осуществляется путем выплаты им пособия по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы.

С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика занятости осуществляется по следующим направлениям:

•   содействие предпринимательской деятельности безработных;

• содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

• переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;

• регулирование  безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;

•  реструктуризация градообразующих предприятий.

 

Системе государственных органов, решающей проблемы занятости, в лице Департамента по занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, областных, городских и районных служб занятости, необходимо работать в едином информационном поле, располагать сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности, развивать службы по профориентации и переподготовке кадров, повышать эффективность функционирования центров по переквалификации с учетом перспектив развития производства и сферы услуг, активизировать постановку и решение вопросов организационно-правового регулирования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.[3, c.137]

Одним из основных инструментов реализации государственной политики занятости являлась Государственная  программа занятости населения  Республики Беларусь на 2005 год.

Реализация мероприятий  Программы способствовала решению  главной задачи – сохранению контроля над ситуацией на рынке труда, предотвращению значительного роста  регистрируемой безработицы. Её уровень  не вышел за социально допустимые пределы, безработица не превратилась в угрожающий фактор дестабилизации в обществе.

Информация о работе Теоретические основы исследования безработицы