Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: характеристика понятия и анализ методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях на примере Чайковского городского поселения. Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы методов управленческой деятельности.
2.Классифицировать методы государственного управления и муниципального управления.
3. Выявить и рассмотреть экономические методы муниципального управления в городе Чайковский Пермского края.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию экономических методов муниципального управления в Чайковском городском поселении.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Преобразования, возникшие в развитии российского государства, такие  как: смена общественно-политического  строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса - обусловливают необходимость  кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств  государственного и муниципального управления. В настоящее время  мы имеем дело с глубоким и беспрецедентным  управленческим кризисом.

Все цивилизованные государства в  современном мире, независимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории - важнейший  компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических  ресурсов территории позволяет оказывать  все виды муниципальных услуг  населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это  экономика оказания муниципальных  услуг.

Муниципальная экономическая  политика - система целей и методов  наиболее эффективного использования  экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.

Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в  себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. Имущественные  и финансовые ресурсы муниципального образования составляют экономическую  основу местного самоуправления.

Экономическая политика муниципального образования может  изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей  сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или  ресурсодобывающий центр, научный  центр, культурный центр и т.д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т.п. Выбор наиболее эффективных в  конкретной ситуации направлений и  методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его  развития.

 В этом заключается актуальность темы данной курсовой работы. 

Предмет исследования: реализация экономических методов муниципального управления в Чайковском городском поселении.

Цель работы: характеристика понятия и анализ методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях на примере Чайковского городского поселения.

Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы методов управленческой деятельности.

2.Классифицировать методы государственного управления и муниципального управления.

3. Выявить и рассмотреть экономические  методы муниципального управления  в городе Чайковский Пермского края.

4. Разработать рекомендации по  совершенствованию экономических  методов муниципального управления  в Чайковском городском поселении.

 

 

Глава 1. Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях

 

1.1 Понятие и виды методов  управленческой деятельности

Задачи государственного управления решаются органами государственной  власти посредством управленческой деятельности - специфического вида деятельности людей, требующего определенных качеств, навыков и знаний.

Управленческая деятельность не является чем-то независимым, обособленным в  обществе. Прежде всего, она по своему внутреннему содержанию отражает свойства присущие в целом государственному управлению: системность, государственное  властвование, универсальность, разнонаправленность  и т.п. Управленческая деятельность представляет собой результат совокупности действий человека (умственных, физических и др.). Таким образом, управленческая деятельность, обладая свойствами государственного управления, содержит в себе субъективный фактор, через который она и реализуется.

Управленческая деятельность обладает определенными чертами:

1) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет  ценности, а предназначена для  реализации целей и функций  государственного управления. Поэтому  её можно представить как совокупность  выработанных людьми навыков,  умений, способов, средств и действий  человека в сфере управления.

2) Отличается интеллектуальным  содержанием. Это качество двояко  проявляется: с одной стороны  - выработка решения и его реализация  не возможно без интеллектуальной  деятельности должностных лиц  органов государственного управления, с другой стороны - требует  того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий.

3) Информационность. В своей основе  управленческая деятельность во  многом связана с поиском и  обработкой огромного массива  информации, на основе которого  принимаются управленческие решения.  В современных условиях поток  информации возрос во много  раз, поэтому приемы работы  управленческого аппарата с информацией  должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы  и способы, новые технические  средства программы и системы  обработки информации. От качества  информации, ее достоверности зависит  эффективность принимаемых решений  и в целом государственное  управление.

4) Социально-психологический характер  с выраженным проявлением воли. Специфика управленческой деятельности  сопряжена с постоянным выполнением  обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы  в определенном коллективе, в  составе «команды», требует подчинения  собственного «Я» исполнению  государственной должности, напряжения  личных качеств и согласования  своих действий с общими целями. Поэтому даже внешний вид «человека  власти» отличается, а в коллективе  органов государственного управления  складывается особый психологический  микроклимат, формирующий определенный  тип поведения и деятельности.

5) Коллективность. Управленческая  деятельность всегда осуществляется  в коллективе, предполагает взаимодействие  одних коллективов с другими,  как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов  управленческого воздействия, социальными  группами и т.п. Формальное  построение органа управления  по подразделениям и должностям  создает только логическую схему  для упорядочивания коллективного  труда многих. Чем выше согласованность  отдельных звеньев управленческой  системы, отдельных должностных  лиц между собой, тем эффективность  государственного управления выше, в частности, экономичнее.

6) Комплексное явление. Управленческая  деятельность включает многие  компоненты: люди, информация, технические  средства и многое другое. Только  сбалансированное введение в  действие всех элементов управления  придает ему рациональность и  эффективность.

7) Юридическая заданность. Несмотря  на влияние субъективного человеческого  фактора на характер управленческой  деятельности, многие её элементы  закрепляются юридически, «привязываются»  к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

Осуществление функций государственного управления происходит с использованием органами управления различных приемов  и способов, т.е. методов. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и  оценки управленческих ситуаций, использования  правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение  людей в управляемых общественных процессах, отношениях.

Особенность этих методов состоит  в том, что они применяются  в управленческих процессах по поручению  государства. В связи с этим методы управленческой деятельности должны отвечать определенным требованиям:

- обладать способностью формировать  и обеспечивать реализацию управляющих  воздействий;

- быть разнообразными и приспособленными  к использованию в управлении;

- быть реальными и гибкими.

Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две  основные группы:

1. методы функционирования органов  государственной власти и местного  самоуправления;

2. методы обеспечения реализации  целей и функций государственного  управления.

В последние десятилетия в управленческую деятельность все шире входят методы из естественных, общественных и точных наук: математического программирования, вероятностно-статистические, системного и функционального анализа, теории стратегических игр, экономико-статистического  моделирования, графические и др.

Большая группа методов функционирования органов государственного управления и местного самоуправления связана  с правовой и организационной  государственно-управленческой деятельностью. Свои особенности имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительской и правоохранительной деятельности, методы подготовки и  проведения организационных мероприятий, методы подбора и подготовки кадров, исполнения и контроля.

По аспектам влияния на человека методы реализации целей и функций  государственного управления можно  сгруппировать на:

- морально-этические - предполагают  обращение к достоинству, чести,  совести человека; включают меры  воспитания, разъяснительную работу, моральное поощрение и взыскание;  смысл их в выработке определенных  убеждений, нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению.

- социально-политические - связаны  с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг, вовлечением  в управленческие отношения, развитием  общественной и политической  активности.

- экономические - свобода предпринимательства,  расширение личной собственности,  уровень оплаты труда, материальные  стимулы, льготное налогообложение.

- административные - содержат способы,  приемы и действия прямого  и обязательного определения  поведения и деятельности людей  со стороны соответствующих управляющих  компонентов государства.

 

1.2 Методы управленческой  деятельности на государственном  уровне

 

В общепринятом понимании метод  означает способ, прием практического  осуществления чего-либо. Применительно  к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием  практической реализации задач и  функций исполнительной власти в  повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в  установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде «метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления  функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится  и к методам управления, ибо  различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и  находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности  определенным образом типизировать их в интересах выявления присущих им наиболее значимых свойств и специфических  черт.

Наиболее характерно для методов  государственного управления следующее.

Во-первых, они органически связаны  с целевым назначением этого  вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной  власти.

Во-вторых, они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов  исполнительной власти на соответствующие  объекты.

В-третьих, они непосредственно  выражаются в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации исполнительной власти.

В-четвертых, они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств  реализации закрепленной за ними компетенции.

Информация о работе Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях