Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: характеристика понятия и анализ методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях на примере Чайковского городского поселения. Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы методов управленческой деятельности.
2.Классифицировать методы государственного управления и муниципального управления.
3. Выявить и рассмотреть экономические методы муниципального управления в городе Чайковский Пермского края.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию экономических методов муниципального управления в Чайковском городском поселении.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, кредитную политику и др. Потребность  в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью  директивного воздействия сложную  совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических методов - в воздействии на экономические  интересы потребителей и работников с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических методов  управления состоят в том, что  они:

- базируются на некоторых общих  правилах поведения, дающих возможность  маневрировать ресурсами, тогда  как административные характеризуются  конкретно-адресными задачами, ориентированными  на достижение целей управляемой  системы путем формирования ее  четкой структуры, создания условий  для подготовки, принятия и реализации  решений;

- оказывают на производителей  и потребителей косвенное воздействие  посредством системы отношений,  учитывающих интересы коллектива  и отдельных работников (административные  методы по своей природе не  способны столь полно и непосредственно  ориентироваться на экономические  интересы объекта управления);

- непременно предполагают самостоятельность  предприятия на всех уровнях  при одновременном возложении  на него ответственности за  принимаемые решения и их последствия  (в отличии от административных  методов, предполагающих значительную  долю ответственности вышестоящих  органов, принимающих решения);

- побуждают исполнителей к подготовке  альтернативных решений и выбору  из них наиболее соответствующих  интересам коллектива (административные  распоряжения большей частью  однозначны, требуют обязательного,  точного исполнения).

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для нормального  функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается  число звеньев управления. При  умелом использовании экономических  методов управления управляющие  органы в условиях рынка легче  преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием  соответствующей экономической  заинтересованности в оперативном  удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредотачивается, если в том есть потребность, на конечных результатах обслуживания населения. Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации.

В прошлом в условиях необоснованного  широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях  управления принимались решения, которые  по своему содержанию входили в компетенцию  нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс  принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и  качество.

Использование системы экономических  методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том  случае, если прибыльность ведения  хозяйства будет охватывать все  звенья организационной структуры  управления, образуя замкнутую систему  с распределением материальной ответственности  между всеми ее звеньями.

Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.

Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) осуществляет свои функции двумя  способами правовыми и организационными. Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления. Организационный  способ предполагает организацию работ  по выполнению решений представительного  органа местного самоуправления, собственных  решений, а также законов и  других нормативных правовых актов  федеральных и региональных органов  государственной власти.

Административно-распорядительные и  правовые методы представляют собой  совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется  действующей системой федеральных  и региональных законов, нормативных  актов местного самоуправления. Юридическое  воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи  и отношения, возникающие в процессе управления.

Правовые нормы выражаются в  различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и  распоряжениях. Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на: дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие. Организационное воздействие  выражается в четком распределении  функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных  воздействий лежат: организационное  регламентирование и организационное нормирование. Организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается  в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала  и управляемости, затрат труда в  сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов. Устав, положения, регламент, должностные  инструкции, распределение прав и  обязанностей, организационные структуры  создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения. Распорядительное воздействие  осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание  всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более  совершенное состояние.

Социально-психологические  методы.

Способы и приёмы воздействий, основанные на использовании социальной психологии, называются социально-психологическими методами управления. В этом управлении используются две группы методов, учитывающих  человеческий фактор: социологические  и психологические. Социологические  методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов  и сообщества.

К этой группе относятся следующие  методы:

а) методы управления социально-массовыми  процессами;

б) методы управления группами;

в) методы управления групповыми явлениями  и процессами;

г) методы социального нормирования;

д) методы ролевых изменений.

Психологические методы в управлении предполагают использование не только психологических методов в чистом виде, но всего комплекса психологических  знаний, которые в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют  понять и оценить происходящее. К  основным типам психологических  методов управления относятся: психологические  методы профессионального отбора и  обучения, психологические методы организации  и гуманизации труда, методы мотивации  трудового поведения. В этих методах  учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131 - ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.

Во - первых, органы местного самоуправления наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования или его частим являются основными субъектами в системе  местного самоуправления. При этом в силу того. Что органы местного самоуправления формируются на основе волеизъявления населения, граждане считаются  первичными субъектами местного самоуправления, а органы - вторичными.

Во - вторых, поскольку  местное самоуправление - одна из форм осуществления народом своей  власти, то все органы местного самоуправления (как выборные так и не выборные) должны приобрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную с проявлением воли граждан на выборах. Значит другими (не выборными) органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими свои полномочия на муниципальных  выборах.

Именно эти две возможности  формирования органов местного самоуправления - непосредственно на выборах или  путем образования представительным органом - отражены теперь в Федеральном  законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ. В статье 2 этого закона органами местного самоуправления называются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению  вопросов местного значения. Как видим, в этом определении указан еще  один важный признак - самостоятельность  органа в виде наличия у него собственных  полномочий по решению вопросов местного значения. В процитированной статье 2 ничего не сказано о том, каким  образом должно происходить наделение  собственными полномочиями, но в статье 34 об органах местного самоуправления содержится ключевое положение о  том, что все органы (обязательные, необязательные и иные) должны быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Если обратиться к положениям статьи 44 об уставе муниципального образования, то увидим, что в уставе обязательно  следует определить:

· наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления,

· структуру и порядок  их формирования.

· срок полномочий,

· основания и порядок  прекращения полномочий,

· виды ответственности,

· подотчетность и подконтрольность.

Следовательно, чтобы  структурная единица в поселении  получила статус органа местного самоуправления. В уставе поселения для неё  должны быть установлены все названные  выше параметры.

Исключение составляют вновь созданные муниципальные  образования. Правовой статус органов  местного самоуправления в них может  быть установлен не в уставе, а в  ином нормативно-правовом акте, например в решении местного референдума. Важно, что бы перед формированием  каждого органа (перед выборами или  наделением полномочий иным способом) этот статус был ясен для голосующих жителей или депутатов представительного  органа.

Еще одним признаком  органом местного самоуправления является их организационная обособленность из системы органов государственной  власти. Так, в части 4 статьи 35 Федерального закона № 131- ФЗ повторена конституционная  норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти.

Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения структурной  единицы, входящей в систему муниципального управления поселения, к органу местного самоуправления этого поселения:

· Орган сформирован  путем избрания населением поселения  на муниципальных выборах. Либо избрания депутатами из своего состава (для главы  муниципального образования) либо образован  представительным органом поселения;

· орган указан в уставе как входящий в структуру органов  местного самоуправления;

· в уставе поселения  определены наименование органа, порядок  его формирования, собственная компетенция, подотчетность. Подконтрольность и  другие вопросы организации и  деятельности органа, позволяющие ему  принимать самостоятельные решения  в рамках своей компетенции и  участвовать тем самым в решении  вопросов местного значения поселения;

· орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов;

· не предусмотрено, что  формирование органа, назначение его  должностных лиц происходит органами и (или) должностными лицами органов  государственной власти (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий).

Таким образом, не любые  структурные единицы или должностные  лица. Участвующие в решении вопросов местного значения, можно считать  органами местного самоуправления. Например, депутатская комиссия, отраслевой департамент, бюджетное учреждение, управление, межведомственные рабочие группы и  тому подобные структуры, как правило, не имеют правового статуса местного самоуправления. Эти структуры не обладают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения, их полномочия производны от полномочий иных органов, в состав которых данные структуры входят. Полномочия данных структур установлены не уставом  муниципального образования, а иными  нормативными актами, например положениями  об органах, в состав которых эти  структуры входят, и положениями  о данных структурах.

Информация о работе Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях