Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:36, курсовая работа
Цель работы: характеристика понятия и анализ методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях на примере Чайковского городского поселения. Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы методов управленческой деятельности.
2.Классифицировать методы государственного управления и муниципального управления.
3. Выявить и рассмотреть экономические методы муниципального управления в городе Чайковский Пермского края.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию экономических методов муниципального управления в Чайковском городском поселении.
В практической деятельности муниципалитетов бывали случаи, когда документы и решения, подписанные руководителем комитета по управлению муниципальным имуществом, созданного и действующего как подразделение местной администрации, были признаны судом не имеющими юридической силы из-за отсутствия правого статуса органа местного самоуправления у данного комитета.
Важно, чтобы статус органа местного самоуправления получили те организационные структуры в системе местного самоуправления данного поселения, которые созданы для принятия самостоятельных решений, касающихся непосредственно граждан, общественных объединений, субъектов хозяйственной деятельности, а также органов публичной власти, то есть любых физических или юридических лиц, находящихся на территории этого поселения.
Для малых поселений
может быть достаточно, чтобы статус
органа имели глава поселения, местная
администрация и
Для более крупных поселений,
а также муниципальных районов
и городских округов статус органа
местного самоуправления могут получить
также финансовый орган, комитет
по управлению имуществом, территориальные
подразделения местной
1.4 Структура органов местного самоуправления
Это понятие введено
в юридическую практику статьёй
131 Конституции РФ в таком контексте:
«Структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно».
Участие населения в
Реализация права граждан
на самостоятельное определение
структуры органов местного самоуправления
может происходить с
· Прямое волеизъявление на местном референдуме (муниципальном образовании с численностью населения 100 человек - на сходе граждан);
· Опосредованное волеизъявление
через выборных лиц (депутатов представительного
органа), которые разрабатывают
При использовании термина «структура органов местного самоуправления» важно не сужать его содержания до простого перечня органов. К сожалению, в Федеральном законе № 131-ФЗ термин «структура органов местного самоуправления» четко не определен, а в некоторых положениях употребляется как перечень органов. Например, согласно положению ч.6 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ в решении о структуре органов местного самоуправления, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1. структура (перечень)
и наименования органов
2. порядок избрания
и полномочия главы
На самом деле структура органов в поселении считается определенной, если в уставе поселения установлено:
· перечень действующих в этом поселении органов (как коллегиальных, так и единоличных);
· способ их формирования (избрания или иной способ наделения полномочиями);
· компетенция каждого из этих органов;
общим положением о структуре органов местного самоуправления посвящены нормы статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ. Изменения структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (пункт 7 названной статьи).
Согласно положению части 2 этой же стать 34, в структуру органов местного самоуправления входят:
· представительный орган муниципального образования,
· глава муниципального образования,
· местная администрация
(исполнительно-
· иные органы и выборные
должностные лица местного самоуправления,
предусмотренные уставом
Возможность предусмотреть
в уставе поселения какие-то иные
(кроме перечисленных) органы местного
самоуправления в принципе расширяют
свободу выбора организационной
схемы муниципального управления. Разнообразие
организационной структуры
Например, наличие в структуре органов наемного профессионального менеджера (управленца) в качестве главы местной администрации может позволить уравновесить расклад сил в поселении. К эффективности муниципального управления может привести избрание или назначение лица (органа), ответственного за местное развитие, за инвестиционную привлекательность или за общественную безопасность в поселении.
1.5 Основные модели организации местного самоуправления
Федеральный закон № 131 - ФЗ устанавливает ряд ограничений на структуру органов местного самоуправления. В частности он вводит обязательность наличия органов местного самоуправления трех видов:
· Представительного органа
· Главы муниципального образования
· Местной администрации
При этом в поселениях
с численностью жителей. Обладающих
избирательным правом, мене 100 человек
представительный орган не формируется,
а его функцию выполняет сход
граждан (часть 3 статьи 35 Федерального
закона № 131-ФЗ). Глава такого малого
поселения и исполнительно-
Согласно части 3 статьи
34 наименования трех обязательных органов
устанавливаются законом
Существующие ограничения
в структуре органов местного
самоуправления связаны также с
обязательностью разделения представительной
и исполнительной власти. В Федеральном
законе № 131-ФЗ местная администрация
названа исполнительно - распорядительным
органом, а для представительного
установлена исключительная компетенция.
Кроме того, в этом законе содержится
запрет на совмещение одним лицом
полномочий руководителя (председателя)
представительного органа и главы
местной администрации для
Дополнительным механизмом
реализации организационной обособленности
органов местного самоуправления от
системы органов
Основные модели структуры органов местного самоуправления, предлагаемые федеральным законодателем, представляю в рисунках 1 - 5. Различие в моделях связано:
во-первых, с разделением муниципальных образований на разные типы (поселение, муниципальный район, городской округ),
во вторых, с установлением различного порядка формирования и статуса органов и должностных лиц, т.е. с различным распределением их полномочий внутри муниципального образования.
Применяется модель структуры, предусмотренная частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ для сельских поселений. Модель отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:
· главы муниципального образования
· руководителя представительного органа
· главы местной администрации
(исполнительно-
Достоинство модели состоит в экономии бюджетных средств на заработной плате двух должностных лиц местного самоуправления, в сглаживании возможных конфликтов и противоречий между исполнительной и представительной властью в поселении, в учете дефицита квалифицированных кадров.
Модель реализуется
следующим образом: жители поселения
в муниципальных выборах
а) либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах;
б) либо депутатами из своего состава.
Замечу, что не все сельские поселения обязаны иметь такую структуру органов. Но если жители и (или) представительный орган поселения посчитают её приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, регулирующие описанную модель, а значит, предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.
Такая модель организации муниципальной власти, очевидно предпочтительна для небольших поселений. Для крупных сельских поселений может быть выбрана другая из основных моделей, за исключением пятой.
Модель структуры органов
местного самоуправления, названная традиционной,
была достаточно распространенной до
недавнего времени. Её суть состоит в том,
что жители избирают на муниципальных
выборах представительный орган поселения
(или муниципального образования другого
типа) и главу поселения. Лицо получившее
полномочия главы поселения, становится
и главой местной администрации, совмещая,
таким образом, статус высшего должностного
лица (политическая должность) и статус
руководителя исполнительно-
Особенность альтернативной модели состоит в том, что избранный всем населением глава муниципального образования занимается в основном политическим задачами, исполняя полномочия председателя представительного органа, в то время как хозяйственными задачами поселения занимается лицо, назначенное по контракту. Реализация этой модели состоит в том, что на муниципальных выборах жителями избирается и представительный орган и глава муниципального образования, который затем возглавляет представительный орган. При этом руководить местной администрацией будет профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.
Согласно части 5 статьи 37 ФЗ № 131 в муниципальных образованиях любого типа число членов конкурсной комиссии и порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган местного самоуправления. При этом в поселении все члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления этого поселения, а в муниципальных районах и городских округах при формировании конкурсной комиссии участвуют органы государственной власти субъектов РФ.
Третья модель структуры органов местного самоуправления предлагается Федеральным законом № 131 - ФЗ только для муниципальных районов. Для того, чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, её должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы. Для реализации этой модели представительный орган района не избирается непосредственно жителями района на муниципальных выборах, а формируется путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав этого района. Глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и исполняет полномочия председателя представительного органа. Главой местной администрации является профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.