Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: характеристика понятия и анализ методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях на примере Чайковского городского поселения. Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы методов управленческой деятельности.
2.Классифицировать методы государственного управления и муниципального управления.
3. Выявить и рассмотреть экономические методы муниципального управления в городе Чайковский Пермского края.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию экономических методов муниципального управления в Чайковском городском поселении.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

В-пятых, метод управления всегда имеет  своим адресатом соответствующий  объект (индивидуальный либо коллективный).

В-шестых, с учетом многообразия приемов  и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определенная возможность решения  управленческих задач, стоящих перед  субъектом исполнительной власти.

В-седьмых, в методах управления в соответствующем объеме находит  свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.

В-восьмых, метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие  государству и его исполнительному  аппарату полномочия юридически-властного  характера.

В-девятых, для методов управления характерна правовая форма их непосредственного  практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в  правовых актах управления.

В-десятых, выбор конкретных методов  управляющего воздействия, находится  в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового  статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего - от особенностей объекта управления (например, от формы  собственности, от его индивидуального  или коллективного характера  и т.п.).

Итак, по главным своим показателям  метод государственного управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его  пониманию сближает его с методом  правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для  них - и тот, и другой являются регулирующими  средствами, т.е. выступают в роли «носителей» административно-правовых дозволений, запретов и предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идет о механизме правового  регулирования, в принципе едином для  всех отраслей права, либо об управленческом «инструментарии», используемом конкретными  исполнительными органами (должностными лицами) для решения стоящих перед ними повседневных задач.

Методы правового регулирования  распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений, включая и эти органы (должностных  лиц), в то время как методы управления используются только ими. Конечно, в  них находят соответствующее  выражение методы административно-правового  регулирования, что, тем не менее, не приводит к их отождествлению, хотя в своем правовом выражении метод  управления может совпадать с  методом правового регулирования. Но для этого он должен, во-первых, быть обязательно юридически оформленным  и, во-вторых, иметь нормативное выражение, ибо правовое регулирование всегда нормативно.

Методы же управления в наиболее типичном варианте - индивидуализированы. Налицо определенная степень производности методов государственно-управленческой деятельности от методов административно-правового регулирования этой деятельности. С другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что, например, целенаправленное управляющее воздействие составляет содержание как нормативных, так и индивидуальных юридически-властных волеизъявлений. Однако не все методы управления правовые, что также следует учитывать. Тем не менее, тесная связь двух вариантов понимания категории «метод» применительно к административно-правовому воздействию на сферу государственного управления налицо.

Главный критерий, необходимый для  разграничения названных вариантов, в методологическом смысле следующий: метод правового регулирования - функция административного права; метод управления - функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).

Метод управления, будучи способом непосредственного  управляющего воздействия со стороны  исполнительного органа (должностного лица) на соответствующий объект, несет  в своем содержании определенный «заряд» юридически-властных полномочий, совокупность которых непосредственно  предопределена сущностью административно-правового  регулирования.

Метод управления фактически выражает различные аспекты практической деятельности того или иного исполнительного  органа (должностного лица), т.е. помогает получить ответ на вопрос - как они  действуют. Однако при этом появляется возможность значительного расширения его понятийной характеристики. И  широкая трактовка методов управления встречается довольно часто, причем без должных оснований.

Действительно, в практической работе исполнительных органов (должностных  лиц) используется богатый арсенал  различных средств, совокупность которых  служит интересам осуществления  управляющего воздействия. Однако далеко не во всех этих средствах такое  воздействие находит свое прямое выражение. Тем не менее, они также  квалифицируются в качестве методов  управления.

Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так, очевидно, что для принятия управленческого  решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, как-то: проведение определенных расчетов, создание схем возможных взаимосвязей, вызываемых данным решением, изучение результатов, достигнутых исполнением предыдущих решений по аналогичным вопросам и т.п. В этих целях используются разнообразные средства - социологические, математические, графические и т.п. Все эти и подобные им действия выполняются до принятия решения  в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

В равной мере можно характеризовать  и иные действия управленческого  характера, например, способы принятия управленческих решений (коллегиальный, единоличный, по согласованию, совместный и т.п.). В аппарате органов управления происходит распределение компетенции  и ответственности между его  структурными подразделениями и  отдельными должностными лицами и т.п.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы. Но для того, чтобы признать их методами управления оснований не имеется, так как все они не выражают непосредственное управляющее  воздействие. Нет здесь и отношений  между субъектом и объектом управления, ибо все действия замыкаются в  рамках аппарата данного исполнительного  органа. Но, если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

Вот почему не следует выделять в  качестве самостоятельных методов  управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства, ни в коей мере не умаляя при этом их значимости и для обеспечения  нормальной работы аппарата управления. Подобного рода действия можно отнести  к так называемым организационным  мероприятиям (операциям), находящим свое внешнее выражение, как правило, в не правовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияние на объект управления.

Таким образом, следует различать:

а) методы управляющего воздействия - они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и являются собственно методами управления;

б) методы организации работы аппарата управления; они имеют чисто внутриаппаратное значение;

в) методы совершения отдельных управленческих действий - это методы процедурного характера.

Таким образом, административно-правовые методы, как методы государственного управления - в них проявляются  все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется  исполнительная власть. С помощью  такого рода методов, имеющихся в  том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем  использования административно-правовых форм управления. Налицо - прямая связь  между административно-правовыми  формами и административно-правовыми  методами. Практически тот или  иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.

 

1.3 Методы управленческой  деятельности на муниципальном  уровне

 

Муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.

Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, главной целью - удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Муниципальное управление включает в  себя и менеджмент, и маркетинг  территории, и стратегическое планирование и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования с целью  удовлетворения коллективных интересов  и потребностей местного сообщества.

Местное самоуправление имеет большое  значение для поиска новых моделей  управления обществом, формирования новой  российской государственности, где  пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что  нужно местному сообществу и в  каком объеме, а само население  посылает импульсы-требования к местной  власти, а она, в свою очередь, - государству. Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею, в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению.

Являясь властью специфической, производной  от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные  и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она  включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и  регулирование хозяйственных отношений  для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит  удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем  богаче и благополучнее будут  эти хозяйствующие субъекты, тем  полнее будет местный бюджет, а  отсюда - наиболее полно будут удовлетворяться  нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.

Основная цель муниципального управления - повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

- создает социальную инфраструктуру;

- стабилизирует экономику;

- регулирует социально-экономические  процессы;

- развивает межрегиональные и  внутрирегиональные связи;

- поддерживает экологическую обстановку;

- сохраняет единое экономическое  пространство.

Для решения этих задач формируется  система муниципального управления, которая: контролирует использование  природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Методы управления - это способы  и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических  законах, закономерностях социально-экономических  систем, учитывают достигнутый научно-технический  уровень, социальные. правовые и психологические  отношения в процессе управления. Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления.

Существуют следующие группы методов:

- экономические,

- административно-распорядительные  и правовые,

- социально-психологические.

Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия  на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими  методами, в правильном их выборе и  сочетании, умении применить на практике.

Экономические методы муниципального управления.

Экономические методы управления - это  комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических  законов и интересов. Цель этих методов - создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые  товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и  конкретного жителя.

Информация о работе Теоретические основы методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях