Теоретические основы управления затратами банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Функционирование банковской системы в России в новых экономических условиях диктует необходимость углубления исследований в области управления банковским бизнесом. Позитивные тенденции в расширении финансовых услуг, постепенное усиление конкуренции в банковской сфере РФ требуют от руководителей кредитных организаций использования более точных прогнозов по доходам и расходам от новых инвестиционных проектов, при расширении масштабов деятельности, от оказания отдельных услуг. В «гонке за клиентом» банк как финансовый посредник вынужден балансировать между максимизацией уровня конкурентоспособности и повышением рентабельности предлагаемых банковских продуктов.

Файлы: 1 файл

catalog_r_3727_levoberejnii.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Функционирование банковской системы  в России в новых экономических  условиях диктует необходимость  углубления исследований в области  управления банковским бизнесом. Позитивные тенденции в расширении финансовых услуг, постепенное усиление конкуренции в банковской сфере РФ требуют от руководителей кредитных организаций использования более точных прогнозов по доходам и расходам от новых инвестиционных проектов, при расширении масштабов деятельности, от оказания отдельных услуг. В «гонке за клиентом» банк как финансовый посредник вынужден балансировать между максимизацией уровня конкурентоспособности и повышением рентабельности предлагаемых банковских продуктов.

При всей схожести банка с предприятиями, он, тем не менее, отличается от них: и по источникам ресурсов и по характеру деятельности, по особенностям банковских продуктов и оказываемых услуг. Поэтому нормативная база, учет, подходы к управлению затратами - не сопоставимы с промышленными и торговыми предприятиями.

За последнее время в экономической  литературе появилось много работ, в которых подробно исследуются  микроэкономические аспекты деятельности банка. Однако подробные практические подходы к управлению банком как  особым коммерческим предприятием с позиций его доходов, расходов и прибыли в них представлены относительно кратким экскурсом. Регулирование банковской деятельности направлено на поддержание стабильности банковской системы - поддержание ликвидности и платежеспособности банка. Проблему управления затратами оно не затрагивает.

Цены на банковские услуги, в условиях рынка, тонко реагируют на спрос  и мало зависят от себестоимости  услуг. Вместе с тем, затраты должны  
быть соотнесены с доходами с целью получения необходимого уровня прибыли. Размер, структура и динамика затрат могут и должны результативно управляться и контролироваться менеджментом банка.

Существует проблема в области  учета: внедрение МСФО, разность подходов с позиции бухгалтерского, налогового и управленческого учетов -все это вносит дополнительные трудности.

Недостаточная практическая разработанность  данных вопросов, отсутствие единого  подхода к управлению затратами  в банках, адаптированного к реалиям  российской экономики, подтверждают актуальность темы исследования.

Цель данной работы заключается в изучении методологии управления затратами коммерческого банка.

Объектом исследования являются затраты  коммерческого банка, их структура, учет и распределение.

Предметом исследования выступает  система экономических отношений, складывающихся в процессе формирования банковских затрат и осуществления расходов.

Поставленная цель, выбранные объект и предмет исследования обусловили решение следующих задач, определивших логику исследования и структуру  работы:

• уточнение сущности издержек, затрат, расходов по отношению к банку как особому предприятию финансовой сферы;

• обоснование принципиальной возможности  применения подходов к управлению затратами  банка с позиций финансового  менеджмента;

• изучение и анализ существующих классификаций затрат, выявление их недостатков и обоснование критериев их распределения;

• осуществление анализа структуры  и динамики затрат коммерческого  банка, выявление основных факторов, оказывающих влияние на состав затрат;

• обоснование необходимости и  целесообразности распределения затрат по центрам ответственности;

Ключевые слова в работе: затраты, управление, банк.

Методологической базой послужили  основные теоретические положения  и категории экономической науки, теории финансов, финансового и банковского менеджмента, научные труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов: Бочарова В.В., Валенцевой Н.И., Лаврушина О.И., Львова Ю.И., Мамоновой И.Д., МаслеченковА Ю.С., Матука Ж., Ольховой Р.Г., Питера С. Роуза, Помориной М.А., Синки Дж., Тарасевича А.Л., Усоскина В.М., Шеремета А.Д., Ширинской Е.Б. и др..

В работе использованы законодательные  и нормативные документы, регламентирующие деятельность коммерческих банков в  России. Необходимо отметить, что законодательные  и нормативные документы не смогли в достаточной степени послужить информационной базой для диссертационного исследования, поскольку в настоящее время в российском законодательном поле изложен состав расходов в контексте расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль. Для решения конкретных задач использовались методы экономического анализа, системного анализа, логического моделирования экономических процессов и статистического анализа. В аргументации и обосновании выводов и положений работы использованы статистические издания, базы данных и информация сети Интернет.

 

1 Теоретические основы управления  затратами банка

1.1. Экономическая сущность  затрат и их классификация  для целей управления

 

Затраты как экономическая категория  представляют собой выраженные в  денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей и других хозяйствующих субъектов на производство, обращение и сбыт продукции. В зарубежной литературе затраты чаще именуются издержками производства и обращения [28, c. 88].

Рассматривая термин «управление» во взаимосвязи с какой-либо системой на предприятии, следует исходить из неоднозначности данного определения. С одной стороны, под управлением понимают деятельность по руководству какой-либо системой или по предприятию в целом, с другой стороны, совокупность субъектов этой деятельности, то есть кадры предприятия [10,c. 112]. Таким образом, понятие «управление» применительно к хозяйствующему субъекту можно рассматривать в двух контекстах: как процесс (деятельность) и как институт.

Если рассматривать управление как процесс, то, наиболее точное и полное определение здесь следующее: управление - это систематическая увязка управленческих действий хозяйствующего субъекта в процессе волеобразования и реализации воли [11, c. 12]. Функционально это означает постановку проблемы, поиск и принятие решений, распределение ответственности по ним (данные фазы определяют волеобразование или подготовку решения), осуществление решений, контроль за выполнением и корректировку (данные фазы определяют реализацию воли или выполнение решения).

Таким образом, с одной стороны  управление затратами - это непрерывный  во времени процесс комплексного воздействия на издержки хозяйствующего субъекта с целью обеспечения  их оптимального уровня, структуры  и динамики.

Если говорить о другой стороне управления, а именно, об институциональных аспектах в управлении затратами, то основной вопрос здесь заключается в следующем: создавать ли самостоятельную службу управления затратами на каждом уровне организационной структуры банка или наделять дополнительными полномочиями в области управления затратами уже существующих менеджеров. Если говорить о возможности институционализации управления затратами как о функции поддержки управления, то здесь возможностей гораздо больше, и в полной мере реализовать ее возможно лишь непосредственно на местах силами тех, кто владеет реальной информацией о существующем положении дел, то есть менеджеров компании [18, c. 44].

Основными элементами системы управления затратами являются объекты управления затратами (это уровень, формирование и структура издержек), технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых), субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами), предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов ФОТ, расходов сырья и материалов) [7, c. 14].

Организация системы управления затратами  требует комбинированного применения структурного и процессного подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности банков и управления ею. Сущность процессного подхода заключается в том, что всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы. Под бизнес-процессом в данном случае понимается совокупность бизнес-функций (или видов деятельности), существующих на предприятии, которые вместе взятые дают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика [13, c. 116].

Основные бизнес-процессы связаны  с непосредственным созданием продукта или услуги, их продажей и доставкой  потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение  поставок сырья и других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение вывоза продукции, маркетинг и сбыт продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание.

Бизнес-функции, входящие во вспомогательные  бизнес-процессы выполняют задачи поддержки  как основных бизнес-функций, так и друг друга. В их число входят снабжение, развитие производства, управление человеческими ресурсами, а также общефирменные бизнес-функции, образующие инфраструктуру предприятия, а именно, планирование, финансы, учет.

Одним из методов познания, исследования изучаемых явлений или объектов является классификация, то есть разделение на классы на основе определенных общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Чем больше выделено признаков классификации, тем выше степень познания объектов. Затраты на производство как объект познания достаточно хорошо изучены в теории отечественного учета и анализа [21, c. 77].

Расход – это использование (затраты) денежных средств на производственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельность.

Расходы коммерческого банка можно  классифицировать по характеру, форме, способу учета, периоду, к которому они относятся, по влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.

По характеру расходы делятся на шесть групп:

  1. операционные – уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг; комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию; прочие операционные расходы (дисконтный расход по векселям и др.). Таким образом операционные расходы – это затраты, прямо связанные с банковскими операциями.
  2. расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, по содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды, эксплуатационные расходы по содержанию зданий и т.д.
  3. по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на заработную плату.
  4. по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, с владельца автотранспортных средств и др. налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (налоги, отражаемые на расходных счетах банка).
  5. отчисления в специальные резервы – формирование резерва на возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности.
  6. прочие расходы банка – это расходы на рекламу, командировочные и представительские, на подготовку кадров, на компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публикации отчетности и т.д.

В условиях экономического кризиса и инфляции обычно происходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом заработной платы, при недостаточном росте прибыли. Банку необходимо следить, чтобы производимые расходы, обусловленные банковской деятельностью, окупались в установленные сроки, а расходы непроизводительного характера обеспечивались соответствующим приростом доходов.

По форме различаются:

    • процентные расходы – проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам. У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может составлять около 70 % всех его затрат. Однако этот показатель индивидуален для каждого конкретного банка. Величина процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пассивов банка, а именно от доли в них платных обязательств. Наиболее дорогими для банков являются, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Самыми дешевыми для банка считаются средства на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Рост доли процентных расходов банка среди общего их объема, как правило, свидетельствует либо о неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых банк приобретает кредитные ресурсы, либо об ухудшении конкурентной позиции банка на этих рынках. Нормальным считается рост процентных расходов, когда он сопровождается адекватным ростом процентных доходов. Идеально для банка, когда темп роста процентных доходов опережает рост процентных расходов или когда в условиях снижения процентных ставок плата за привлечение средств снижается быстрее, чем доход от их размещения. Процентные расходы играют решающую роль в кредитной и инвестиционной деятельности банка.
    • комиссионные расходы банки несут в связи с уплатой комиссий за операции с ценными бумагами и иностранной валютой, за кассовые услуги, расчетные, по инкассации, за полученные гарантии и т.д. Хотя данные расходы обычно составляют незначительную долю в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень доходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные, гарантийные, брокерские, депозитарные.
    • прочие непроцентные расходы – дисконтные расходы, расходы спекулятивного характера на рынке, переоценка активов, штрафы, пени и неустойки, расходы на содержание аппарата управления, хозяйственные расходы.

Информация о работе Теоретические основы управления затратами банка