Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
Функционирование банковской системы в России в новых экономических условиях диктует необходимость углубления исследований в области управления банковским бизнесом. Позитивные тенденции в расширении финансовых услуг, постепенное усиление конкуренции в банковской сфере РФ требуют от руководителей кредитных организаций использования более точных прогнозов по доходам и расходам от новых инвестиционных проектов, при расширении масштабов деятельности, от оказания отдельных услуг. В «гонке за клиентом» банк как финансовый посредник вынужден балансировать между максимизацией уровня конкурентоспособности и повышением рентабельности предлагаемых банковских продуктов.
Для учета расходов банка к балансовому счету 702 открывается девять балансовых счетов второго порядка. В основу их выделения положены несколько признаков, включая форму расхода, вид пассивной операции, характер расхода. На основе балансовых счетов второго порядка выделяются следующие группы расходов: проценты, уплаченные за привлеченные кредиты; проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам; проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам; расходы по операциям с ценными бумагами; расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями; расходы на содержание аппарата управления; расходы по организациям банков; штрафы, пени, неустойки уплаченные; другие расходы.
По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.
По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка. По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:
В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях расходы указываются на балансовом счете 702. Информация о расходах банка содержится в тех же формах отчетности, что и информация о доходах (формы №2 и № 114). В отчете о прибылях и убытках должны показываться суммы по статьям, приведенным в форме отчета.
В современных условиях система управления затратами через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью коммерческого банка, его стратегией и тактикой. Основное назначение данной системы - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
В современных условиях основная цель создания системы управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор услуг, и исследовать возможность предоставления клиентам банка данных услуг по этой цене. [11, c. 79]
Цели системы управления затратами:
1) оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты — объем услуг — прибыль;
2) объективная оценка результатов хозяйственной деятельности коммерческого банка;
3) принятие обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.
Задачи системы управления затратами:
1) выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
2) определение затрат по основным бизнес-функциям и подразделениям коммерческого банка;
3) расчет необходимой величины затрат на единицу услуг;
4) подготовка информационной нормативной базы в области затрат для принятия хозяйственных решений;
5) выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы коммерческого банка [5,c. 46].
Функции системы управления затратами:
1) прогнозирование, нормирование, планирование и учет затрат, планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность;
2) контроль и анализ затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, динамики показателей;
3) формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала;
4) выявление резервов снижения затрат на всех этапах банковской деятельности во всех подразделениях коммерческого банка.
Система управления затратами создается для управления издержками конкретного хозяйствующего субъекта и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованная система управления затратами обеспечивает не только контроль текущей работы коммерческого банка, но и улучшение ее результатов в будущем.
Современные тенденции в области управления затратами характеризуются активным внедрением новых методов по управлению накладными расходами. Это объясняется тем, что в последние годы доля данного элемента в структуре общих затрат стремительно увеличивается. К наиболее перспективным методам управления накладными расходами можно отнести построенный на базе учета затрат по функциям функционально-стоимостной анализ, бюджетирование на нулевом базисе, формирование целевых расходов организации. Особое внимание прогрессивные западные компании начали уделять стратегическому управлению затратами [6,c. 116].
Управление затратами
Рисунок 1 - Структура управление затратами коммерческого банка
В литературе дается следующее лаконичное
определение уровней
Основной целью управления на стратегическом уровне является формирование предпосылок для эффективного использования имеющиеся у коммерческого банка конкурентных преимуществ и создание новых для успешной деятельности в перспективе. Управленческие решения данного уровня тесно не привязаны к временным рамкам, но чаще всего речь идет о среднесрочном и краткосрочном периодах.
Основная задача оперативного уровня управления затратами - оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровня затрат.
Оперативный уровень ориентирован на краткосрочный результат (до 1 года), поэтому его методы принципиально отличаются от методик стратегического уровня управления затратами.
Для обобщения информации о произведенных расходах,
связанных с основной деятельностью банка, в плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций предусмотрен активный счет 702 "Расходы".
К расходам банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, следующие виды расходов:
1) проценты по:
договорам банковского вклада (депозита) и прочим при-; влеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах; собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам); межбанковским кредитам, включая овердрафт;
приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;
займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах; иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам;
2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам;
3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;
4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков;
5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;
7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;
8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств}; '
9) суммы, уплачиваемые за
10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;
11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;
12) расходы по аренде
13) расходы по аренде брокерских мест;
14) расходы по оплате услуг
расчетно-кассовых и
15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;
16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;
17) комиссионные сборы (
18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;
19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам;
20) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;
21) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.
Для обобщения информации о произведенных расходах, связанных с основной деятельностью банка, в плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций предусмотрен активный счет 702 "Расходы".
Банки имеют право вводить, исходя из необходимости, дополнительные статьи учета расходов. Суммы по единичным операциям, которые не могут быть отнесены на конкретную статью, отражаются по статье "Прочие расходы".
В аналитическом учете открываютс
Для анализа расходов выделены счета второго порядка:
70201 "Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты";
70202 "Проценты, уплаченные юридическим лицам";
70203 "Проценты, уплаченные физическим лицам";
70204 "Расходы по операциям с ценными бумагами";
70205 "Расходы по операциям
с иностранной валютой, чеками
(в том числе дорожными чеками)
70206 "Расходы на содержание аппарата";
70208 "Штрафы, пени, неустойки уплаченные";.
70209 "Другие расходы".
В случае, когда произведенные расходы относятся по своему экономическому смыслу к будущим отчетным периодам, в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 614 "Расходы будущих периодов". На счетах второго порядка учет ведется по статьям расходов:
61401 "Расходы будущих периодов по кредитным операциям";
61402 "Расходы будущих периодов по ценным бумагам";
61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям";
61404 "Возмещение разницы между расчетными и созданными резервами под возможные потери по кредитам";
61406 "Переоценка средств в
иностранной валюте —
61408 "Переоценка драгоценных металлов — отрицательные разницы".
Счета 61401 "Расходы будущих периодов по кредитным операциям" и 61402 "Расходы будущих периодов по ценным бумагам" также не используются до особых указаний ЦБ РФ.
Информация о работе Теоретические основы управления затратами банка