Теоретические основы управления затратами банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Функционирование банковской системы в России в новых экономических условиях диктует необходимость углубления исследований в области управления банковским бизнесом. Позитивные тенденции в расширении финансовых услуг, постепенное усиление конкуренции в банковской сфере РФ требуют от руководителей кредитных организаций использования более точных прогнозов по доходам и расходам от новых инвестиционных проектов, при расширении масштабов деятельности, от оказания отдельных услуг. В «гонке за клиентом» банк как финансовый посредник вынужден балансировать между максимизацией уровня конкурентоспособности и повышением рентабельности предлагаемых банковских продуктов.

Файлы: 1 файл

catalog_r_3727_levoberejnii.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

В бухгалтерском учете произведенные  расходы отражаются следующим образом:

1. Расходы, связанные с оплатой  услуг, отражаются в момент  фактического оказания услуг,  независимо от времени оплаты:

а) в случае предоплаты:

Дт 60312 "Расчеты с поставщиками, покупателями и подрядчиками"

Кт 30102 Корреспондентский счет банка;

б) согласно акту приемки работ: Дт 70209 "Другие расходы"

Кт 60312 "Расчеты с поставщиками, покупателями и подрядчиками";

в) произведена оплата в день выполнения работ, оказанных услуг:

Дт 70209 "Другие расходы"

Кт 30102 Корреспондентский счет банка.

2. Основные средства переносят свою стоимость на расходы банка ежемесячно через начисление амортизации. Амортизация начисляется по единым нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Дт 70209 "Другие расходы"

Кт 60601 "Амортизация основных средств" по группам.

3. Расходы, связанные с уплатой  процентов по межбанковским кредитам, депозитам, расчетным счетам клиентов относятся на момент уплаты этих процентов.

Начисление процентов по депозитным счетам клиентов:

Дт 70202 "Проценты, уплаченные юридическим лицам",

70203 "Проценты, уплаченные физическим  лицам"

Кт счета по учету депозитов.

4. В период принятия к учету  авансовых отчетов в зависимости от производимых расходов делается проводка:

а) командировочные расходы:

Дт 70206 "Расходы на содержание аппарата"

Кт 60307 "Расчеты с работниками  банка по подотчетным

сумам";

б) хозяйственные расходы Дт 70209 "Другие расходы"

Кт 60307 "Расчеты с работниками  банка по подотчетным сумам".

5. По результатам переоценки  списываются в конце отчетного периода курсовые разницы:

Дт 70205 "Расходы по операциям  с иностранной валютой, чеками (в  том числе дорожными чеками), номинальная  стоимость которых указана в иностранной валюте"

Кт 61406 "Переоценка средств в  иностранной валюте — отрицательные  разницы".

6. Произведена оплата на первое полугодие будущего года за подписку на периодические издания:

Дт 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям"

Кт 30102 Корреспондентский счет банка.

-7. Списана на расходы часть  стоимости подписки в январе  нового года, относящаяся к данному  месяцу:

Дт 70206 "Расходы на содержание аппарата"

Кт 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям" на 1/6 часть стоимости подписки.

8. Расходы на рекламу, подготовку  и переподготовку кадров, представительские расходы в налогооблагаемую базу включаются в пределах норм, утвержденных Минфином России. Превышение этих норм относится на расходы банка, отдельный лицевой счет (символы 29323, 29324, 29325):

Дт 70209 "Другие расходы"

Кт 30102 Корреспондентский счет банка.

9. При уплате сумм штрафов по договорам и по взаимоотношениям с государством (по налоговым платежам, отчисления во внебюджетные фонды):

Дт 70208 "Штрафы, пени неустойки уплаченные" Кт 30102 Корреспондентский счет банка  и др.

Управление затратами представляет собой не только процесс воздействия на расходы предприятия, но и совокупность субъектов, осуществляющих эту деятельность. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов.

1.3. Проблемы в управлении затратами коммерческих банков

 

Основная проблема учета и анализа  операций коммерческого банка  связанных с управлением затратами является переход кредитных организаций на ведение учета и составление отчетности по МСФО можно сделать предположение о следующих последствиях:

Снижение роли Центрального банка  в регламентировании порядка  ведения банками бухгалтерского учета отдельных операций, а также  в подходах к оценке отдельных  статей активов и пассивов;

Повышение «прозрачности» кредитных  организаций;

Ухудшение финансовых результатов и размера собственных средств средних и мелких банков;

Сближение бухгалтерского и налогового учетов;

Увеличение расходов коммерческих банков на обучение своих специалистов, на модернизацию автоматизированных банковских систем и, возможно, на проведение аудиторских проверок;

Увеличение расходов аудиторских  фирм на обучение своих специалистов.

   Важно отметить, что в  настоящее время не определено, во-первых, какие аудиторские фирмы  будут иметь право осуществлять  аудиторские проверки кредитных организаций по МСФО; во-вторых, будет ли необходимость в переподготовке банковских аудиторов и будут ли организованы соответствующие курсы; в-третьих, будут ли иметь право осуществлять аудиторские проверки аудиторы, имеющие международные аттестаты аудиторов (например, АССА).

Трудности, связанные с организацией процесса  анализа такие как  скудость методической базы, и, самое  главное, отсутствие полноценной и  исчерпывающей информации в значительной степени определили выбор именно тех методических разработок, которые предлагаются к использованию в системе "Анализ баланса коммерческого банка". Здесь в качестве исходной информации принимается публикуемая отчетность (балансовый отчет по счетам II-го порядка), а в качестве методической поддержки - адаптированная к отечественным условиям широко применяемая на Западе система группировки счетов CAMEL и частичное использование методики расчета экономических нормативов в соответствии с инструкцией №1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" ЦБ РФ.

Имея ввиду, что балансовый отчет  по счетам II-го порядка это, в достаточной  мере, приблизительная информация о  финансовом состоянии, разработчики предложили рассматривать формируемые системой выводы как "сигнальные флажки", обращающие внимание на те или иные "слабые" стороны анализируемого банка. Используя, к примеру, методику расчета аналитических коэффициентов, созданную на основе рейтинговой системы CAMEL и выявляющую количественные взаимосвязи между различными разделами и группами счетов (в том числе однородными по своему экономическому содержанию), активов и пассивов, предпринимается попытка оценить достаточность капитала, качество активов, уровень финансовой стабильности и доходности анализируемого банка, его ликвидности и качества управления... 
Реализованная в среде WINDOWS система "Анализ баланса коммерческого банка", являясь полноценным WINDOWS-приложением, представляет из себя мощный инструмент аналитика, позволяющий:

  • произвести дистанционный анализ финансового состояния банка-партнера;
  • используя подборку балансов, проследить динамику развития банка (банков) по выбираемым показателям;
  • составить рейтинги банков;
  • выбрать оптимальный банк-партнер на рынке МБК.
  • проанализировать собственный баланс с целью его оптимизации;
  • используя возможность создания методик-приложений для системы "Анализа баланса коммерческого банка", производить качественный анализ по собственным методикам с генерацией отчетов и графиков.

 

2. Практическая часть

АКБ  «Левобережный» является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе.

По организационной  структуре АКБ  «Левобережный» является акционерным коммерческим банком. Органы управления  банка включают:

общее собрание акционеров.

Совет банка

Совет директоров банка 

Президента АКБ  «Левобережный»

Компетенция органов  управления банка определена в его уставе.

По основным оценочным  показателям российской банковской системы – размеру собственных  средств и активов – АКБ  «Левобережный» уверенно входит в список тридцати крупнейших российских банков. Собственные средства банка превышают 3,9 млрд. рублей, а активы – более 1,49 млрд. рублей.

Деятельность АКБ  «Левобережный» в 2005 году осуществлялась по всем направлениям, связанным с операциями клиентов: расчетно-кассовое обслуживание, документарные операции, кредитование, вексельные программы, обслуживание операций, связанных с использованием пластиковых карт , а также операций с ценными бумагами и т.д.

При осуществлении своей деятельности Банк руководствовался «Учетной политикой АКБ  «Левобережный» на 2005 год», сформированной на базе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правил бухгалтерского учета, изложенных в инструкциях и нормативных актах Банка России, действующего налогового законодательства и внутренних документов Банка.

Все операции осуществляются Банком в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) и перечнем операций, установленных лицензиями Банка России.

За прошедший период АКБ  «Левобережный» принял ряд решений, касающихся стратегии присутствия на рынке банковских услуг регионов страны.

Головной Банк и филиалы закончили  отчетный год с прибылью. Величина полученной прибыли составила 88.166 тыс. рублей, в том числе филиалами  – 47.772 тыс. рублей.

Данный показатель более чем  в 5 раз превышает аналогичные  показатели, достигнутые в 2002 и 2003 финансовых годах.

При анализе финансового состояния коммерческих банков России широко используется методика, разработанная группой экономистов под руководством к.э.н. В.С. Кромонова. Методика не лишена ряда недостатков, присущих всем рейтингам (например, она не учитывает некий “политический” вес банка в обществе). Тем не менее, методика является самой открытой и доступной, что позволяет производить сопоставление её предсказаний с объективными данными.

Система коэффициентов. Из определённых таким образом параметров составляются шесть коэффициентов:  

1. Генеральный  коэффициент надёжности (к 1), равный  отношению капитала к рисковым  активам, показывает, насколько рискованные  вложения банка в работающие  активы защищены собственным капиталом банка, которым будут погашаться возможные убытки в случае невозврата или возврата в обесценённом виде того или иного работающего актива. Предполагает максимальный интерес для кредиторов банка: к 1 = К / АР;  

2. Коэффициент  мгновенной ликвидности (к 2), равный отношению ликвидных активов и обязательств до востребования, показывает, использует ли банк клиентские деньги в качестве собственных кредитных ресурсов, и, таким образом:

- в какой мере клиенты могут претендовать на получение процентов по остаткам на расчетных и текущих счетах

- в какой мере их платёжные поручения обеспечен возможностью банка быстро совершать платежи. Представляет наибольший интерес для клиентов, состоящих в банке на расчетном и кассовом обслуживании: к 2 = ЛА / ОВ. 

3. Кросс-коэффициент (к 3), равный  отношению суммарных обязательств  к активам работающим, показывает, какую степень риска допускает  банк при использовании привлеченных  средств: к 3 = СО / АР.  

4. Генеральный коэффициент ликвидности  (к 4), равный отношению суммарных ликвидных активов, защищенного капитала к суммарным обязательствам, характеризует способность банка при невозврате выданных займов удовлетворить требования кредиторов в предельно разумный срок, необходимый руководству банка для принятия решения и завершения операций по продаже принадлежащего банку имущества и ценностей: к 4 = (ЛА + ЗК) / СО. 

5. Коэффициент защищенности капитала (к 5), равный отношению защищенного  капитала к собственному капиталу, показывает, насколько банк учитывает  инфляционные процессы и какую долю своих активов размещает в недвижимость, ценности и оборудование. Кроме того, большое значение это-го коэффициента может служить косвенным показателем основательности банка - банки, рассчитанные на кратковременный срок деятельности, обычно не вкладывают средств в своё развитие: к 5 = ЗК / К . 

6. Коэффициент фондовой капитализации  прибыли (к 6), равный отношению  собственного капитала к уставному  фонду, характеризует эффективность  работы банка - способность наращивать  собственный капитал за счет заработанной прибыли, а не проведения дополнительных эмиссий акций: к 6 = К / УФ.  

Текущий индекс надёжности. Для построения текущего индекса надёжности к полученному набору коэффициентов применяется система нормировки и взвешивания.  

Используется эвристический тип нормировки, который заключается в том, что коэффициенты каждого банка делятся на соответствующие коэффициенты некоего гипотетического банка, называемого оптимально надёжным. Под понятием “оптимально надёжный банк” понимается банк, надёжный достаточно, но не чрезмерно, имеющий разумное распределение активов и пассивов, в том числе разумную долю работающих активов. То есть для приближения к реальности предполагается, что оптимально надёжный банк для достижения доходности поддерживает разумное соотношение между безопасностью операций и стремлением к доходности (допущением риска).  
 Авторами методики представляется оптимально надёжным банк со следующими коэффициентами: к 1 = к 2 = к 4 = к 5 = 1, к 3 = к 6 = 3. Это означает, что каждый банк:  

- вкладывает в работающие активы средства в размере собственного капитала  

- содержит в ликвидной форме средства в объёме, равном обязательствам до востребования

- имеет в три раза больше обязательств, чем работающих активов (а следовательно, по мнению авторов, и в три раза больше, чем собственного капитала)  

- содержит в ликвидной форме и в виде капитальных вложений средства в объёме, равном суммарным обязательствам

- имеет капитальные активы в сумме, равной размеру собственного капитала  

Информация о работе Теоретические основы управления затратами банка