Теоретические сведения о рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Формирование рынка труда имеет ключевое значение для оформления новой экономической системы. По мере его формирования преобразуются способ и характер воспроизводства рабочей силы, характер собственности и принципы социальной обеспеченности в обществе.
Автор при написании курсовой работы ставит перед собой следующие цели:
определить основные категории рынка труда;
рассмотреть особенности формирования рынка труда;
определить факторы, влияющие на спрос и предложение труда;
определить методы государственного регулирования рынка труда и политики занятости в экономике;
дать анализ состояния рынка труда в Республике Мордовия.

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

Второе направление  -  развитие самозанятости. Основные возможности  в этом направлении связаны с  индивидуальной трудовой деятельностью  по изготовлению различных видов потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемой самим работником по собственной инициативе.

Третье направление – регулирование  продолжительности рабочего времени. При решении этого вопроса учитывается относительная значимость, придаваемая работником свободному времени и распределению свободного времени между оплачиваемой и неоплачиваемой работой.

Четвертое направление – регулирование  миграционных процессов в целях  обеспечения максимального сочетания  интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этим мобильность рабочей силы предполагает способность и мобильность работников к изменению их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии, а также с их профессионально-квалификационным и должностным ростом.

Спрос на труд – сложившаяся при  данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест.

Формирование спроса на труд (рабочую  силу) подчинено потребностям и интересам  работодателя, руководствующегося главным  мотивом – обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

Первое и основное направление  формирования спроса на труд – сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных.

Второе направление – создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны малые предприятия.  Наряду с созданием новых предприятий положительное влияние на расширение спроса на труд может  оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и  преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия.

Третье направление – организация  оплачиваемых рабочих мест. Это означает предоставление безработным  временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах.

Четвертое направление – создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового  потенциала.

Ситуация равенства спроса и  предложения на рынке труда называется равновесием или равновесным состоянием. Понятие равновесия на рынке  труда близко к понятию полной занятости, которое определяется, как полное обеспечение работой всех трудоспособных людей, желающих трудиться. На рынках труда неравновесие  - норма, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное  и неустойчивое состояние.

Одним из основных элементов формирования рынка труда  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

      1. оживление экономической ситуации  и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
      2. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения  населением дополнительных доходов, развитие системы  социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

На рынок труда влияют, изменяя  соотношение спроса и предложения  труда природно-ресурсные, социально-экономические и демографические факторы. Обеспеченность российской экономики природными ресурсами одна из самых высоких в мире. Она служит основным стабилизатором экономики  и занятости. В России воздействие ресурсного фактора предопределяет положительную динамику занятости в экспортоориентированных секторах добывающей промышленности и на соответствующих территориях.

Демографические процессы – главная причина незанятости населения. В России в целом по стране влияние демографического фактора на рынок труда в целом не очень заметно. Однако в России существуют собственные локальные зоны демографического взрыва, где темпы прироста населения превышают темпы создания рабочих мест.

Социально-экономические  факторы разнообразны. Доминирующее воздействие оказывают динамика уровня производства, структурно-технологические изменения, динамика цены труда, динамика инфляции. Большое значение имеют институциональные изменения, колебания государственной политики в кредитно-финансовой, инвестиционной и других сферах. Институциональные характеристики самих рынков труда ( особенности трудового законодательства, степень влияния профсоюзов и др.) предопределяют гибкость рынков и во многих случаях уровни их сбалансированности.

Для рынка  труда характерна сегментация. Это  объективно обусловленный процесс  структурирования рынков труда, при  котором под воздействием политико-экономических и социальных факторов на отдельные субрынки, или сегменты, отличающиеся различными характеристиками, правилами поведения, исходя из особенностей каждой категории работников. При осуществлении сегментации используются профессионально-отраслевой, квалификационно-зарплатный и социально-демографический признаки.

Сегментация рынков труда в России на внутренний (внутрифирменное движение кадров) и внешний ( перемещение рабочей  силы между предприятиями), открытый и скрытый ( включает две группы явлений – потенциальную (скрытую) безработицу и неформальную занятость), стихийное повышение  гибкости (неформальное деление трудовых коллективов на кадровое ядро и периферию) существенно дополняется другими видами структурной дифференциации ( по формам собственности, социально-демографическим группам и т.д.) и нетрадиционными видами  (разделение рынка труда на элитарный, основной и маргинальный).

Спецификой  формирования рынка труда в России являются: в структуре занятости  это преобладание работников сферы  услуг и сокращение численности  занятых в промышленности, углубление разрыва между спросом и предложением труда, труд в России остается дешевым, перераспределение рабочей силы между государственным и частным секторами и др.

Процесс формирования и развития рынка труда в городах  и сельской местности отличается. В сельской местности он протекает медленнее. Процесс формирования рынка труда в сельской местности также имеет специфику. Она заключается в том, что из-за ограниченности сферы приложения труда вне сельского хозяйства и отсутствия полной инфраструктуры, найти работу на селе намного труднее, чем в городе.

 

 

 

 

 

1.3. Методы регулирования рынка труда.

 

Основными  субъектами нерыночного  регулирования рынка труда являются государство и профсоюзы. Причем на рынке труда государство всегда действует активнее, чем на других рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы – граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе представлениями о справедливости. Государственное регулирование, в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рынке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях.

Основными направлениями  деятельности  на рынке труда  является регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда. Регулирование заработной платы осуществляется через следующие формы:

      • установление минимальной заработной платы;
      • регламентация ряда надбавок к зарплате;
      • индексация заработной платы в связи с ростом цен;
      • замораживание заработной платы и цен;
      • налогообложение личных доходов;
      • информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики и различная методическая помощь государственных органов фирмам.

Минимальная заработная плата –  это своеобразная социальная гарантия минимального дохода работающего, призванная уменьшить масштабы бедности. В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ « О минимальной заработной плате» называет:

      • потребности работника и его семьи с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных выплат, доходов других социальных групп;
      • экономические соображения, включая уровень производительности и занятости.

В России законодательно устанавливается  минимальная месячная заработная плата. Для выполнения функции социальной гарантии минимальная заработная плата должна быть не ниже минимальной прожиточной корзины, учитывающей действительные минимальные потребности. В России же эта минимальная зарплата в шесть раз ниже прожиточного минимума. Для возвращения минимальной заработной платы функции важнейшего социального гаранта необходимо поэтапно ликвидировать ее отрыв от прожиточного минимума, а определение последнего привести в соответствие с рекомендациями МОТ.

Вопрос о минимальной  заработной плате постоянно находится в центре дискуссий. При этом следует отметить, что жесткая привязка размеров социальных выплат к минимальной заработной плате имеет смысл лишь в устойчиво функционирующей экономике. В наших же условиях, когда производство сокращается, а бедность достигла значительных масштабов, такая привязка лишает всю систему гибкости. За основу исчисления социальных выплат рядом ученых предлагается принять стоимость минимального потребительского бюджета для соответствующих категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей и т.д.).

В ряде стран законодательно регулируются некоторые надбавки к заработной плате. В первую очередь – за сверхурочную работу и работу в выходные дни. Аналогичное законодательство есть и в России. Идя на такие меры, государство, во-первых, экономически ограничивает продолжительность работы за пределами нормального рабочего времени, а во-вторых, стимулирует предпринимателей нанимать дополнительных работников и тем самым сокращает безработицу.

В условиях рыночной экономики не обойтись без индексации заработков. Она необходима для поддержания покупательной способности последних при наличии инфляционного роста цен. Порядок индексации по странам весьма разнообразен. Наиболее распространенная ее форма – автоматическое повышение заработной платы с учетом изменения индекса цен за определенный период – так называемая скользящая шкала заработной платы.

В России формального механизма  индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста цен, пока не существует. Тем не менее четко просматривается тесная связь фактического повышения заработков с ростом общего уровня цен.

При кризисных явлениях в экономике  и неудержимом росте как цен, так и заработной платы государство  может прибегнуть к замораживанию  и того, и другого. Эта мера имеет антиинфляционный характер, и она в ряде стран оказалась успешной. Но для ее осуществления необходимо сильное, авторитетное государство.

Действенным рычагом регулирования  личных доходов являются налоги. В  современном обществе считается, что  в налоговой системе должен проводиться принцип социальной справедливости, предполагающий некоторое перераспределение доходов в пользу малообеспеченных.

В действующей российской налоговой  системе этот принцип должным  образом не проводится. Так, подоходный налог берется даже с заработка, который ниже прожиточного минимума, хотя и несколько выше минимальной заработной платы (с последней подоходный налог не взимается).

В условиях, когда минимальная заработная плата резко отстает от прожиточного минимума и сам он ориентирован лишь на физиологическое выживание работника, она не может служить критерием  освобождения от уплаты подоходного налога, таковым должен стать, по крайней мере, прожиточный минимум.

Возможный набор мер воздействия  на занятость весьма разнообразен. Прежде всего – это все меры стимулирования экономического роста, инвестиционного процесса, а значит – и создания новых рабочих мест.

Государство может и напрямую стимулировать  прием новых работников. Если оно  возмещает часть издержек работодателя на заработную плату, то эти средства называются субсидиями на заработную плату. Если же государство предоставляет налоговые скидки, то они именуются налоговыми льготами, стимулирующими занятость. Та и другая мера может применяться ко всем случаям найма или тогда, когда увеличивается уровень занятости на фирмах.

Субсидии по занятости могут  быть либо общими, либо избирательными, целевыми. Во втором случае речь идет о  стимулировании найма определенных групп граждан. Обычно – тех, кто  не имеет равных возможностей с другими  (молодежь, лица с ограниченной трудоспособностью, малоквалифицированные работники).

В странах с рыночной экономикой функционируют государственные  службы занятости (они созданы и  в России), которые оказывают консультационную и информационную помощь при  поиске работы, осуществляют обучение безработных, выплачивают им пособия, оказывают поддержку открывающим собственное дело безработным. Для повышения мобильности рабочей силы государство может выделять субсидии и кредиты.

Информация о работе Теоретические сведения о рынке труда