Теоретические сведения о рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Формирование рынка труда имеет ключевое значение для оформления новой экономической системы. По мере его формирования преобразуются способ и характер воспроизводства рабочей силы, характер собственности и принципы социальной обеспеченности в обществе.
Автор при написании курсовой работы ставит перед собой следующие цели:
определить основные категории рынка труда;
рассмотреть особенности формирования рынка труда;
определить факторы, влияющие на спрос и предложение труда;
определить методы государственного регулирования рынка труда и политики занятости в экономике;
дать анализ состояния рынка труда в Республике Мордовия.

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

Заметное воздействие  на занятость оказывают антидискриминационное и миграционное законодательство. В России дискриминация в трудовой сфере по признаку расы, цвета кожи, религии, пола или национального происхождения была запрещена сразу же после Октябрьской революции. В других странах аналогичные меры были приняты гораздо позже.

Вопрос о дискриминации  существует и применительно к  иммиграции. На последнюю существуют два противоположных взгляда. Согласно одному из них, приток дополнительной рабочей силы из-за границы (а идет он, в основной, в развитые страны) дает им дополнительные возможности для экономического роста. Согласно же другому взгляду, иностранная рабочая сила отнимает рабочие места у местного населения, наполняет страну низкоквалифицированными работниками, порождает межнациональные проблемы. Эта точка зрения влечет за собой усиление ограничения въезда в страну иностранцев. В результате такие ограничения то усиливаются, то ослабляются. Превысят ли общие выгоды от иммиграции потери от нее, зависит от конкретных условий.

Последствия эмиграции противоположны последствиям иммиграции. Страна теряет трудовые ресурсы и лишается того продукта, который они могли бы произвести. Из ряда стран переходной экономики (включая Россию) наблюдается «утечка мозгов»: уезжают ученые, конструктора, компьютерщики, медики и т.д. Страна не только теряет свои таланты, но и вынуждена расходовать дополнительные средства на подготовку замены. К тому же потери могут быть и не восполнимыми. Вместе с тем, если в стране имеется большой избыток рабочей силы, то ее отток за границу может быть полезным, поскольку позволит достичь равновесия на рынке труда. С учетом этих обстоятельств государство должно регулировать не только иммиграцию, но и эмиграцию.

Еще одно направление деятельности государства в сфере занятости  – образование и профессиональная подготовка, инвестиции в человеческий капитал. Это направление имеет стратегическое значение и является обязательным атрибутом социально ориентированного государства.

Вовлечение людей в  систему образования само по себе уменьшает предложение труда на рынке. К тому же осуществляется подготовка работников профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда. От качества образования зависит и производительность труда, и конкурентоспособность продукта на мировом рынке.

В регулировании режима и условий труда государство  исходит из идеи о том, что работникам не следует рисковать своим положением или положением их семей. Поэтому оно регламентирует нормальную продолжительность работы; может вводить обязательные нормативы условий труда; предписывать работодателям необходимость обеспечения рабочих средствами техники безопасности, а рабочим – обязательность использования этих средств независимо от их желания. Законодательно регламентируется обычно и допустимый минимальный возраст для приема на работу; по Конвенции МОТ – не ниже возраста окончания обязательного школьного образования (во всяком случае не ниже 15 лет).

Право трудящихся на здоровье и безопасные условия труда в  России законодательно закреплено, но это закрепление носит, в основном, декларативный характер. Действующие нормативные акты по технике безопасности, гигиене и медицине труда на практике реально не обеспечиваются. В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Более того, действующая система экономических и праввовых отношений в области охраны труда позволяет государству и работодателям экономить на охране труда, создавать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня.

Мировой опыт свидетельствует о  том, что создание эффективной национальной системы охраны труда связано с разработкой государственной доктрины  охраны труда,. Согласованных между собой правовых институтов, развитием сложной социальной инфраструктуры (экспертизы техники и условий труда, медицинской диагностики и лечения, социальной и профессиональной реабилитации ),. Что всегда сопряжено с решением сложных финансовых, правовых, медицинских, технических и организационных вопросов.

Активная деятельность государства  на рынке труда необходима и носит  многоплановый характер. Но, осуществляя  ее,. Следует учитывать, что поскольку деятельность государства ограничивает рыночный механизм, характер ее воздействия противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с эффективностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть минимально необходимым.

Другим субъектом нерыночного  регулирования рынка труда являются профессиональные союзы, представляющие собой организацию, главная функция которой заключается в улучшении денежных  и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух типов: отраслевые, которые объединяют  работников определенной отрасли независимо от рода их занятий, и цеховые, состоящие из работников одной профессии.

При заключении сделок на рынке труда профсоюзы представляют интересы наемных работников, добиваясь для своих членов более высокой заработной платы и других видов вознаграждения, более благоприятных условий труда, гарантий занятости и т.д. Главный инструмент здесь – выработка с работодателями соглашений, которые носят название либо контрактов, либо коллективных договоров. Положения, вошедшие в них, обязательны для обеих сторон (работодателей и работников).

Профсоюзы обладают и  еще одним мощным инструментом воздействия  на работодателей – забастовкой, которая предполагает полное или частичное прекращение производства. Забастовка – крайняя мера, приносящая потери всем – и работникам (не получают заработную плату), и работодателям (теряют прибыль и покупателя), и обществу в целом (недополучает продукцию). Но эта мера может оказаться неизбежной, если работодатели и наемные работники не находят общего языка или нарушают взятые обязательства.

На деятельность профсоюзов имеются противоположные точки  зрения. Согласно одной из них, профсоюзы – разновидность монополий, позволяющая ограничить рыночные силы и навязать покупателю (работодателю) свою волю. Согласно же другой точке зрения они играют важную роль в улучшении материального положения и социальной защиты трудящихся. Конечно, требования профсоюзов порой идут вразрез с интересами эффективности. Но несомненно и другое: доводя до работодателей общую позицию работников, профсоюзы могут способствовать нахождению оптимальных решений. К тому же после заключения коллективных договоров профсоюзы помогают работодателям в выполнении этих договоров и тем самым содействуют росту производительности труда.

  1. Анализ рынка труда в Республике Мордовия за период 1995-1999 гг.

 

Ситуация на рынке труда  в  Республике Мордовия определяется состоянием экономики и социально-трудовой сферы. На формирование рынка труда влияет кризис неплатежей, задолженность по заработной плате, задержка выплаты пособий, перераспределение рабочей силы между секторами  экономики, неполная занятость.

На состояние рынка  труда влияет численность занятых  и численность безработных, которые в совокупности составляют численность экономически активного населения. Однако безработными считаются лица, которые имеют официальный статус в службе занятости. Таким образом, сумма численности занятых и численности безработных может отличаться  от численности экономически активного населения. Наглядно это представлено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.

Численность занятых и безработных  в Республике Мордовия.

 

Годы

Экономически активное население, тыс. человек

Численность занятых, тыс. человек

Численность безработных, тыс. человек

1995

453,5

400,7

29,3

1996

458,5

399,9

33,9

1997

459,0

408,1

25,0

1998

452,1

393,4

19,2

1999

448,5

394,4

14,0


 

Из табл.2.1. видно, что численность  экономически активного населения  до 1997 года растет, а затем начинает снижаться. Это сопровождается одновременно падением численности занятых и  численности безработных. Самая  высокая численность занятых была зарегистрирована в 1997 году и составила 408,1 тыс. человек, а самая низкая – в 1998 году и составила 393,4 тыс. человек. Самая высокая численность безработных была зарегистрирована в  1996 году, а самая низкая – в 1999 году и составили соответственно 33,9  и 14,0 тысяч человек.

Численность безработных, зарегистрированных службой занятости, за последние годы уменьшилась более, чем в два раза. Это прежде всего  связано с политикой, проводимой в Мордовии по снижению уровня безработицы с помощью системы мер, направленных на обеспечение занятости и социальной защиты населения, временно оказавшихся без работы, а также с более стабильной экономикой.

По данным службы занятости в  структуре безработных более  всего преобладают граждане, уволившиеся с места работы по собственному желанию. Меньшую доля составляют высвобожденные работники, которые оказались без работы, например, в связи с сокращением штата. Так по данным таблицы 2.2 уволившиеся по собственному желанию в 1999 году  составляют 39,0% от общей численности безработных, а высвобожденные работники – 23,9%. Практически по всем обстоятельствам незанятости  наблюдается сокращение доли безработных. Увеличение доли безработных наблюдается среди выпускников  средних учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений.

Доля безработных, уволившихся  по собственному желанию среди женщин ниже, чем среди мужчин (в 1999 году 38,1% и 42,6% соответственно). Численность женщин, высвобожденных со своих рабочих мест, выпускниц высших учебных заведений, средних учебных заведений,профессионально-технических учебных заведений выше, чем численность мужчин.

                                                                                                                                  

 

                                                                                                                                       Таблица 2.2.    

Распределение численности безработных  по обстоятельствам незанятости

(на конец года; в  процентах к итогу)

 

 

Всего

В том числе

мужчины

женщины

1999

1998

1999

1998

1999

1998

Безработные – всего

100

100

100

100

100

100

В том числе:

           

Уволившиеся по собственному желанию

39,0

40,1

42,6

45,4

38,1

38,0

Уволенные за нарушение трудовой дисциплины

1,1

1,2

4,4

3,8

0,2

0,3

Высвобожденные работники

23,9

25,8

16,1

21,1

25,9

27,6

Граждане, уволенные с военной  службы

0,8

1,0

3,9

3,5

   

Лица, освобожденные из мест лишения  свободы

0,4

0,8

1,6

2,0

0,2

0,3

Выпускники общеобразовательных школ

0,7

2,8

0,6

3,3

0,8

2,6

Выпускники высших учебных заведений

2,2

1,7

0,9

0,7

2,6

2,0

Выпускники средних учебных  заведений

5,0

4,2

2,7

3,0

5,5

4,7

Выпускники профессионально-тухнических  учебных заведений

9,6

8,1

5,7

5,0

10,5

9,4

Прочие причины

17,3

14,3

21,5

12,2

16,2

15,1


 

Таким образом, наибольшую долю среди безработных  составляют женщины и граждане, имеющие среднее общее образование. Более половины безработных имеют на своем иждивении несовершеннолетних детей.

На состояние рынка  труда влияет движение рабочей силы по отраслям экономики. Эти данные представлены в Приложении 1, из которого видно  общее сокращение численности занятых в отраслях  экономики, так как число  работников  выбывших в течение года превышает число принятых. Всего в 1999 году  по сравнению с 1998 годом было принято на 7021 работника больше. То же наблюдается и по отдельным отраслям. В 1999 году произошло увеличение принятых работников в промышленности, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, транспорте, торговле, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, кредитовании и страховании по сравнении с 1998 годом. В такой отрасли экономики, как транспорт, увеличение произошло почти в два раза. Уменьшение числа принятых работников наблюдается в таких отраслях, как строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальное обеспечение,  образование. Меньше принято работников и в аппарат органов управления.

По сравнению со среднесписочным  числом  работников, самая большая  доля  принятых работников наблюдается  в следующих отраслях экономики: строительство ( в 1998 году 42,7%, а в 1999 году 42,1% от среднесписочного числа); связи (в 1998 году 32,4% и в 1999 году 33,9%); жилищно-коммунальном хозяйстве (в 1998 году 39,7% и в 1999 году 36,6%). Самая маленькая доля принятых работников в сельскохозяйственной сфере, которая составила в 1998 году 7,4%, а в 1999 году 9,2% от среднесписочного числа работников.

В целом число выбывших работников в 1999 году  уменьшилось  по сравнению с 1998 годом на 1373 человека. Увеличение числа выбывших работников произошло в таких отраслях экономики, как промышленность, лесное хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. В отдельных отраслях наблюдается уменьшение  числа выбывших работников (Приложение 1).

Доля выбывших работников от среднесписочного числа самая  большая в следующих отраслях экономики: строительство ( в 1998 году 42% и в 1999 году 40,8%), связь ( в 1998 году 39,6% и в 1999 году 33,9%), жилищно-коммунальном хозяйстве (в 1998 году 31,9% и в 1999 году 35,7%). Также значительная доля выбывших работников наблюдается в торговле и общественном питании, науке и научном обслуживании. Таким образом, значительное движение работающих отмечается в отраслях, где большое число  выбывших и принятых работников.

В Приложении 2 показано распределение численности занятого населения  по отраслям экономики. В  целом наблюдается тенденция  снижения числа занятых в экономике. Та же  картина и по отраслям. Однако в сферах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранении произошло незначительное увеличение численности занятых в 1999 году по сравнению с 1995 годом. А в аппарате органов управления численность увеличилась почти в два раза ( в 1995 году 12,3 тыс. человек, в 1999 году 21,3 тыс. человек), и тенденция увеличения наблюдается на всем рассматриваемом отрезке времени.

Информация о работе Теоретические сведения о рынке труда