Теории потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цельной, законченной модели человека в науке нет и быть не может. Каждая научная школа использует определенные предпосылки и допущения, создает некую научную абстракцию, которая служит инструментом исследования, является одним из методов экономического анализа. Заметим, что для целей экономического моделирования не все аспекты человеческого сознания и деятельности являются существенными.

Содержание работы

Введение
3
1 Основы теории потребительского выбора
5
1.1 Потребитель, потребление и спрос
5
1.2 Предпосылки теории рационального выбора
7
1.3 Потребительский выбор и спрос
10
2 Теории потребительского поведения
14
2.1 Кардиналистская теория полезности
14
2.2 Ординалистская теория потребительского поведения
17
3 Практические аспекты применения теории на практике
27
3.1 Теория потребительского выбора и принятие управленческих решений
27
3.2 Практическая значимость кривых безразличия
28
Заключение
30
Список использованных источников и литературы
32

Файлы: 1 файл

курсач Алсу э14.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

В таблице 2 приведены данные, характеризующие кривую безразличия данного потребителя. Перенесем данные таблицы на график и получим кривую безразличия потребителя. Построим на рисунке бюджетную линию. Предположим, что весь свой доход потребитель израсходует на приобретение товара X, тогда его он сможет приобрести 16 шт., а товара Y — 0 шт. Если же весь свой доход потребитель направит на покупку товара Y, то его он сможет приобрести 24 шт., а товара X — 0 шт.

 

Таблица 2 - Набор безразличия потребителя

Количество товара X

Количество товара Y

16

6

12

8

8

12

4

24


Рисунок 8 - Равновесие потребителя

Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия. Этой точке соответствует набор товаров, состоящий из 8 шт. товара X и 12 шт. товара Y15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ  ТЕОРИИ НА ПРАКТИКЕ

 

3.1 Теория потребительского выбора и принятие управленческих решений

 

Несмотря на теоретичность, модель рационального выбора имеет и практическую значимость. Знание характера взаимосвязи между товарами, продаваемыми в магазине, является важным фактором управления товарными запасами с целью их оптимизации. Залежавшийся на полке магазина товар и его отсутствие в нужный момент в равной степени означают потерю потенциального дохода. Для того чтобы снизить вероятность возникновения обоих случаев, управленцы должны четко представлять себе характер взаимосвязи между товарами. Магазинам, торгующим пивом, на выходные следует завозить больше не только пива, но и соленых орешков, чипсов и вяленой рыбы, то есть продуктов, являющихся дополняющими по отношению к пиву благами. Когда цены на компьютеры снижаются, то очевидно, что следует концентрировать усилия на расширении ассортимента аксессуаров к ним и видеоигр, сокращая при этом запасы пишущих машинок и калькуляторов.

Понимание действия эффектов замены и дохода позволяет предпринимателю правильно выбрать рыночную нишу для своей деятельности. При низком уровне доходов населения товарный ассортимент магазина следует формировать, исходя из уровня цен товаров. Соответствующим образом должна быть сориентирована и номенклатура производства предприятие Однако мы должны помнить, что в случае роста доходов населения пользовавшиеся массовым спросом блага могут перейти в разряд неполноценных и спрос на них будет сокращаться по мере роста доходов. Проще говоря, в условиях экономического спада предпринимателям следует ориентировать свой бизнес на расширение деятельности в дешевых сегментах рынка уделяя основное внимание ценовым параметрам благ, в то время как в условиях экономического подъема им следует, прежде всего, позаботиться о качественных параметрах продукции.

Понимание характера действия эффектов замены и дохода может значительно повысить результативность рекламы. Информация о товаре будет эффективно доведена до потребителя только в том случае, если правильно выбраны метод (тип представления) и способ (газеты, журналы, радио, телевидение) ее размещения. Решить такую задачу можно только при четкой идентификации потребительской категории реализуемого товара или услуги — неполноценный, нормальный, предмет первой необходимости или роскоши16.

В теориях предельной полезности XX в. большое вниманий обращается на разработку основ теории выбора отдельного потребителя. Проблемы выбора связаны с пониманием и измерением самой категории предельной полезности.

Разработаны экономико-математические модели, позволяющие практически изучать динамику и структуру потребительского спроса как по отдельным товарам, так и в агрегированном виде. В качестве важных элементов этих моделей используются коэффициенты эластичности спроса по ценам (включая и коэффициенты перекрестной эластичности) и коэффициенты эластичности спроса по доходам. Данные модели используются для прогнозирования изменения рынка, оценки колебаний его емкости в зависимости от изменения цен и других факторов.

Теория предельных величин нашла свое применение не только в сфере обмена и потребления, но и в сфере производства. Новая оценка производственной деятельности стала использовать предельные величины в решении проблем максимизации-минимизации, сопоставлении затрат и результатов17.

 

3. 2 Практическая значимость кривых безразличия

 

Кривые безразличия могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей. Так, в 1969г. на основе маркетинговых исследований менеджеры компании Ford Л.Якокка и Д.Фрей смогли правильно определить рыночную стратегию фирмы и предложить новую модель "Форд мустанг", отвечающую предпочтениям потребителей. Менеджеры старались выяснить, что для потребителя важнее: технические параметры автомобиля или дизайн, а следовательно, в каком направлении вести дальнейшие разработки. Были построены два типа кривых безразличия (рисунок 9).

 

                                           а)                                      б)

Рисунок 9 - а) Потребители ценят выше технические параметры;

б) Потребители ценят выше дизайн

 

Первый тип кривых характеризовал явные предпочтения технических параметров. Второй тип кривых показывал чувствительность потребителя к дизайну. Менеджеры правильно определили, что для большинства людей, не слишком сведущих в технике, при обеспечении некоторого достаточно высокого технического уровня автомобиля внешний вид и удобства приобретают гораздо большее значение. Действительно, многие технические усовершенствования могут быть оценены по достоинству только специалистами, а комфортность и внешнюю привлекательность машины оценит каждый. Правильная ориентация на вкусы и предпочтения потребителей помогла фирме Ford выбрать стратегию, которая принесла большой коммерческий успех новой модели "Форд мустанг"18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении - это цена и доход.

Практика рыночных отношений показывает, что на рынке существуют противоречия между производителями и потребителями товара. Покупатель всегда стремится купить товар, дающий ему максимальную пользу по минимальной цене. Производитель стремится продать товар по максимальной цене. Компромисс достигается в процессе купли и продажи товаров и услуг.

Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей. Потребительский спрос делится на две  группы:

1) функциональный спрос - это спрос, который обусловлен потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу;

2) нефункциональный спрос - это спрос, который обусловлен такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами (социальный, спекулятивный и нерациональный факторы).

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои чистые выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности.

Современная экономическая теория имеет типичную структуру, которую можно описать через цели, ограничения и варианты выбора. Потребительское поведение соответствует этой модели. Изучение ее даст возможность еще раз наполнить общую структуру экономической теории конкретным содержанием.

В микроэкономической теории существует два подхода: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) анализ полезности.

Количественный подход к анализу полезности подразумевает возможность количественного измерения полезности, извлекаемой потребителем при потреблении блага. В качестве теоретической меры полезности, получаемой от потребления блага, была взята условная единица — ютиль. Это не означает отрицания субъективной природы полезности, но допускает способность потребителя определять величину полученной им при потреблении данного количества блага полезности. Теоретическая ценность выводов, сделанных на основании данного подхода, заключается в том, что они позволили интерпретировать поведение потребителя.

И все же решения главной проблемы, связанной с количественным измерением полезности, кардиналистская концепция полезности не дала. Более того, была доказана принципиальная невозможность создания измерителя полезности. В результате кардиналистский подход был вытеснен ординалист-ской концепцией полезности.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности опирается на постулат о том, что потребитель не способен дать количественную оценку полезности, но вполне может ранжировать полезность в порядке предпочтительности в соответствии со своими субъективными оценками. Здесь понятие полезность — это не более чем порядок предпочтения.

Модель рационального выбора имеет и практическую значимость в управлении товарными запасами с целью их оптимизации Понимание действия эффектов замены и дохода позволяет предпринимателю правильно выбрать рыночную нишу для своей деятельности, значительно повысить результативность рекламы. Экономико-математические модели используются для прогнозирования изменения рынка, оценки колебаний его емкости в зависимости от изменения цен и других факторов. Кривые безразличия могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бардовский, В.П., Рудакова, О.В., Самородова, Е.М. Экономическая теория:  учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 400 с.

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: учебник / Е.Ф. Борисов.– М.: Дрофа, 2006. – 416 с.

3. Булатов, А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов. – М.: Экономистъ, 2006. – 896 с.

4. Видяпин, В.И., Добрынин, А.И. и др. Экономическая теория: учебник / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с.

5. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник / В.Д. Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 640 с.

6. Николаева, И.П. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.

7. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2008. – 576 с.

8. Нуреев, Р.М. Сборник задач по  микроэкономике / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2008. – 415 с.

9. Пястолов, С.М. Экономическая теория: учебник / С.М. Пястолов. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

10. Райзберг, Б.А. Курс экономики6 учебник / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 716 с.

11. Слагода, В.Г. Экономическая теория: учебник / В.Г. Слагода. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.

12. Соколинский, В.М. Экономическая  теория: учебное пособие / В.М. Соколинский. – М.: КНОРУС, 2008. – 272 с.

13. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 608 с.

 

 

 

1 Пястолов С.М. Экономическая теория: учебник / С.М. Пястолов. – М.: Академия, 2007. – С. 71.

2 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2009. – С. 103.

3 Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 81.

4 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2009. – С. 103.

5 Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник / В.Д. Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 77.

6 Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник / В.Г. Слагода. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 111.

7 Райзберг Б.А. Курс экономики6 учебник / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 179.

8 Пястолов С.М. Экономическая теория: учебник / С.М. Пястолов. – М.: Академия, 2007. – С. 72.

9 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2009. – С. 104.

10 Булатов А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов. – М.: Экономистъ, 2006. – С. 200.

11 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2009. – С. 105.

12 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2008. – С. 125.

13 Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория:  учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 138.

14 Видяпин В.И., Добрынин А.И. и др. Экономическая теория: учебник / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 232.

15 Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория:  учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 141.

16 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2009. – С. 156.

17 Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник / В.Д. Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 82.

18 Видяпин В.И., Добрынин А.И. и др. Экономическая теория: учебник / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 241.


Информация о работе Теории потребительского поведения