Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
Краткий конспект лекций
по предмету «Теория финансов»
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
Тема 12 Государственное страхование в системе экономических отношений
Тема 13 Финансы предприятий реального сектора экономики
Тема 14 Финансы непроизводственной сферы
Тема 15 Современные формы финансового оздоровления экономики в переходный период
Тема 16 Финансы в системе международных экономических отношений. Роль финансов в международном интеграционном процессе.
Тема 1. Сущность и функции финансов.
1. Экономическая сущность финансов.
2. Функции финансов и их проявление в экономике современного государства.
1. Экономическая сущность финансов.
Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных: а) наличием государства; б) развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение.
Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:
1) товарное производство;
2) развитие товарно-денежных отношений;
3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части – прибыли.
Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.
Признаки финансов:
1) это экономические отношения с использованием денег, поскольку именно деньги выступают материальной основой существования финансов;
2) в процессе этих экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у субъектов хозяйствования и государства, а также их распределение и использование.
2. Функции финансов и их проявление в экономике современного государства.
Финансам, как экономической категории, присущи две функции:
I – распределительная;
II – контрольная.
Распределительная функция финансов на уровне государства проявляется в распределении и перераспределении национального дохода.
Экономические отношения, составляющие суть финансов, развиваются по объективным экономическим законам. Государство, реализуя функции финансов, обязательно должно учитывать объективные закономерности распределения национального дохода:
1) последовательность распределения доходов по фондам, т.е. общество должно сначала создать фонды расширения производства, резервно-страховые, обеспечить потребности государства в управлении, здравоохранении, просвещении и т.п. и только после этого распределять доходы на индивидуальное потребление;
2) пропорциональное количественное соотношение между создаваемыми фондами;
3) оптимальное сочетание различных интересов общества: общегосударственных, местных, коллективных, личных. Тем самым создаются стимулы к наиболее эффективному функционированию финансовой системы.
Механизм реализации распределительной функции.
Прежде всего отметим: процесс распределения фондов финансовых ресурсов регламентирован государством при помощи финансовых инструментов: норм, тарифов, ставок и т.п.
Первичное распределение финансовых ресурсов осуществляется на предприятии:
Предприятие, реализуя продукцию, получает выручку от реализации, из которой в бюджет сразу перечисляются косвенные налоги. Из оставшейся части предприятие возмещает потреблённые средства производства (чтобы обеспечить непрерывность процесса производства). Имеется в виду оплата сырьевых ресурсов и создание амортизационного фонда (при этом государством устанавливаются нормативы потребления материальных ресурсов и нормы отчислений в амортизационные фонды).
Далее выделяется часть средств на оплату труда – образуется фонд оплаты труда (согласно тарифным ставкам регламентируется уровень зарплаты). Параллельно, исходя из размеров фонда оплаты труда, начисляются и перечисляются в бюджет налоги и платежи в Фонд социальной защиты населения.
Оставшаяся прибыль может быть распределена на предприятии по фондам, основными из которых являются фонды потребления, накопления, резервный и т.д. На этом этапе вмешательство государства минимально, но некоторые вопросы распределения прибыли по фондам также регламентированы.
Фонд оплаты труда также подлежит дальнейшему распределению: на налоги (подоходный, отчисления в пенсионный фонд) и личное потребление (зарплата).
На уровне общегосударственных финансов происходит дальнейшее перераспределение финансовых ресурсов. Необходимость перераспределения национального дохода в рамках общегосударственных финансов вызвана:
1) наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся (медицина, оборона);
2) необходимостью обеспечения социального развития общества, реализации социальных программ (помощь молодым семьям, престарелым);
3) важностью создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования.
Контрольная функция финансов.
Она реализуется через контроль за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому использованию. Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных финансовых обязательств субъектов хозяйствования по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов реализуется:
- экономическими методами – контроль финансовых показателей, отражающих различные стороны финансово-хозяйственной деятельности: выручки, прибыли, рентабельности, платежеспособности, оборачиваемости и т.п.; введение нормативов, контроль за соблюдением режима экономии и т.п.
- с помощью целой системы финансовых контрольных органов путём проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Система финансового контроля РБ включает:
1) общегосударственный контроль;
2) ведомственный контроль (в том числе внутриведомственный и внутрихозяйственный);
3) независимый контроль (аудит);
4) общественный контроль.
Тема 2. Финансовая система государства.
1. Структура финансовой системы государства.
2. Характеристика финансовых отношений, определяющих содержание финансов.
1. Структура финансовой системы государства.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Структура финансовой системы государства
Задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направлении их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт:
- налогов;
- сборов;
- платежей;
- государственных пошлин;
- сумм, полученных от продажи казённых предприятий и т.п.
Госбюджет – основной государственный финансовый фонд. Основные источники его пополнения – налоги и сборы, поступающие от субъектов хозяйствования и физических лиц. Основные направления использования – расходы на государственное управление, безопасность (в широком смысле) и социальные программы.
Целевые бюджетные фонды (ЦБФ) – фонды, образованные при госбюджете за счёт отчислений предприятий и других субъектов хозяйствования и предназначенные на строго определённые цели.
Внебюджетные фонды – образуются за счёт отчислений предприятий и физических лиц и используются чаще всего в сферах экономики и социальной сфере. Образуются и функционируют вне бюджета (фондодержателем обычно является министерство, государственная или частная организация).
Государственный кредит – это финансовые ресурсы, которые государство привлекает у субъектов хозяйствования и населения в качестве (на условиях) займа. Обычно необходимость в госкредите возникает при дефиците бюджета.
Государственное имущественное и личное страхование – это фонды, которые формируются из страховых взносов субъектов хозяйствования и физических лиц. Фондодержатели страховых фондов – государственные или частные страховые организации. Особенностью этих фондов является то, что страховое возмещение производится только тем организациям и физическим лицам, у которых наступили «страховые случаи».
Местные финансы сосредоточены в местных бюджетах и местных ЦБФ территориально-
Финансы предприятий. Их задачей является формирование предприятием своих денежных фондов, эффективного их использования, получение максимальной прибыли, обеспечение финансовой устойчивости. Примеры фондов: амортизационный фонд, фонды потребления и накопления, образуемые из прибыли и т.д. Используются на расширение и развитие предприятия и социальное развитие коллектива.
Финансы предприятий – ведущее звено всей финансовой системы, поскольку именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий формируются источники финансовых ресурсов как самого предприятия, так и государства в целом.
Если рассматривать финансы с точки зрения институтов власти, которые реализуют возложенные на финансовую систему функции, то будем говорить о финансовом аппарате государства. В Республике Беларусь финансовый аппарат образуют:
-Министерство финансов
-Министерство по налогам и сборам
-финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий
2. Характеристика финансовых отношений, определяющих содержание финансов.
На схеме финансовой системы государства можно проследить финансовые потоки, связывающие звенья финансовой системы:
1. денежные потоки между государством и предприятиями: со стороны предприятия – поток налогов, платежей, пошлин, страховых взносов, а со стороны бюджета – финансирование в рамках государственных программ.
2. денежные потоки между государством и гражданами: со стороны граждан налоги (например, подоходный налог), платежи, страховые взносы, а со стороны бюджета - это зарплата работникам бюджетных учреждений, стипендии, льготы по коммунальным платежам (трансферты населению).
3. денежные потоки между предприятиями и работниками: платежи по зарплате, социальные выплаты, предоставление льготного жилья и льготных кредитов;
4. денежные потоки между субъектами хозяйствования: платежи за сырьё, материалы и поставленную готовую продукцию;
5. денежные потоки между предприятиями и вышестоящими организациями: платежи на содержание вышестоящих и создание централизованных фондов;
6. денежные потоки между предприятиями и банками: получение кредитов, уплата процентов, хранение денежных средств на счетах и т.п.
Тема 3. Финансовые ресурсы
1. Понятие финансовых ресурсов. Децентрализованные и централизованные финансовые ресурсы, механизм образования и использования.
2. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования.
3. Общегосударственные финансовые ресурсы.
1. Понятие финансовых ресурсов. Децентрализованные и централизованные финансовые ресурсы, механизм образования и использования.
Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Выделяют децентрализованные финансовые ресурсы (финансовые ресурсы предприятий, бюджетных организаций) и централизованные (государства).