Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)


Краткий конспект лекций

по предмету «Теория финансов»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 Сущность и функции финансов.

Тема 2 Финансовая система государства.

Тема 3 Финансовые ресурсы

Тема 4 Финансовая политика государства

Тема 5 Управление финансами

Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование

Тема 7 Финансовый контроль

Тема 8 Государственный бюджет

Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений

Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование

Тема 11 Государственный кредит

Тема 12 Государственное страхование в системе экономических отношений

Тема 13 Финансы предприятий реального сектора экономики

Тема 14 Финансы непроизводственной сферы

Тема 15 Современные формы финансового оздоровления экономики в переходный период

Тема 16 Финансы в системе международных экономических отношений. Роль финансов в международном интеграционном процессе.

 

Тема 1. Сущность и функции финансов.

1. Экономическая сущность финансов.

2. Функции финансов и их проявление в экономике современного государства.

 

1. Экономическая сущность финансов.

Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных: а) наличием государства; б) развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

1) товарное производство;

2) развитие товарно-денежных отношений;

3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части – прибыли.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

Признаки финансов:

1) это экономические отношения с использованием денег, поскольку именно деньги выступают материальной основой существования финансов;

2) в процессе этих экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у субъектов хозяйствования и государства, а также их распределение и использование.

 

2. Функции финансов и их проявление в экономике современного государства.

Финансам, как экономической категории, присущи две функции:

I – распределительная;

II – контрольная.

Распределительная функция финансов на уровне государства проявляется в распределении и перераспределении национального дохода.

Экономические отношения, составляющие суть финансов, развиваются по объективным экономическим законам. Государство, реализуя функции финансов, обязательно должно учитывать объективные закономерности распределения национального дохода:

1) последовательность распределения доходов по фондам, т.е. общество должно сначала создать фонды расширения производства, резервно-страховые, обеспечить потребности государства в управлении, здравоохранении, просвещении и т.п. и только после этого распределять доходы на индивидуальное потребление;

2) пропорциональное количественное соотношение между создаваемыми фондами;

3) оптимальное сочетание различных интересов общества: общегосударственных, местных, коллективных, личных. Тем самым создаются стимулы к наиболее эффективному функционированию финансовой системы.

Механизм реализации распределительной функции.

Прежде всего отметим: процесс распределения фондов финансовых ресурсов регламентирован государством при помощи финансовых инструментов: норм, тарифов, ставок и т.п.

Первичное распределение финансовых ресурсов осуществляется на предприятии:

Предприятие, реализуя продукцию, получает выручку от реализации, из которой в бюджет сразу перечисляются косвенные налоги. Из оставшейся части предприятие возмещает потреблённые средства производства (чтобы обеспечить непрерывность процесса производства). Имеется в виду оплата сырьевых ресурсов и создание амортизационного фонда (при этом государством устанавливаются нормативы потребления материальных ресурсов и нормы отчислений в амортизационные фонды).

Далее выделяется часть средств на оплату труда – образуется фонд оплаты труда (согласно тарифным ставкам регламентируется уровень зарплаты). Параллельно, исходя из размеров фонда оплаты труда, начисляются и перечисляются в бюджет налоги и платежи в Фонд социальной защиты населения.

Оставшаяся прибыль может быть распределена на предприятии по фондам, основными из которых являются фонды потребления, накопления, резервный и т.д. На этом этапе вмешательство государства минимально, но некоторые вопросы распределения прибыли по фондам также регламентированы.

Фонд оплаты труда также подлежит дальнейшему распределению: на налоги (подоходный, отчисления в пенсионный фонд) и личное потребление (зарплата).

На уровне общегосударственных финансов происходит дальнейшее перераспределение финансовых ресурсов. Необходимость перераспределения национального дохода в рамках общегосударственных финансов вызвана:

1) наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся (медицина, оборона);

2) необходимостью обеспечения социального развития общества, реализации социальных программ (помощь молодым семьям, престарелым);

3) важностью создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования.

 

Контрольная функция финансов.

Она реализуется через контроль за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому использованию. Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных финансовых обязательств субъектов хозяйствования по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов реализуется:

- экономическими методами – контроль финансовых показателей, отражающих различные стороны финансово-хозяйственной деятельности: выручки, прибыли, рентабельности, платежеспособности, оборачиваемости и т.п.; введение нормативов, контроль за соблюдением режима экономии и т.п.

- с помощью целой системы финансовых контрольных органов путём проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Система финансового контроля РБ включает:

1) общегосударственный контроль;

2) ведомственный контроль (в том числе внутриведомственный и внутрихозяйственный);

3) независимый контроль (аудит);

4) общественный контроль.

 

Тема 2. Финансовая система государства.

1. Структура финансовой системы государства.

2. Характеристика финансовых отношений, определяющих содержание финансов.

 

1. Структура финансовой системы государства.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы государства

Задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направлении их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт:

- налогов;

- сборов;

- платежей;

- государственных пошлин;

- сумм, полученных от продажи казённых предприятий и т.п.

Госбюджет – основной государственный финансовый фонд. Основные источники его пополнения – налоги и сборы, поступающие от субъектов хозяйствования и физических лиц. Основные направления использования – расходы на государственное управление, безопасность (в широком смысле) и социальные программы.

Целевые бюджетные фонды (ЦБФ) – фонды, образованные при госбюджете за счёт отчислений предприятий и других субъектов хозяйствования и предназначенные на строго определённые цели.

Внебюджетные фонды – образуются за счёт отчислений предприятий и физических лиц и используются чаще всего в сферах экономики и социальной сфере. Образуются и функционируют вне бюджета (фондодержателем обычно является министерство, государственная или частная организация).

Государственный кредит – это финансовые ресурсы, которые государство привлекает у субъектов хозяйствования и населения в качестве (на условиях) займа. Обычно необходимость в госкредите возникает при дефиците бюджета.

Государственное имущественное и личное страхование – это фонды, которые формируются из страховых взносов субъектов хозяйствования и физических лиц. Фондодержатели страховых фондов – государственные или частные страховые организации. Особенностью этих фондов является то, что страховое возмещение производится только тем организациям и физическим лицам, у которых наступили «страховые случаи».

Местные финансы сосредоточены в местных бюджетах и местных ЦБФ территориально-административных единиц. Задачи местных финансов такие же, как и общегосударственных, но применительно к своему региону. Источниками образования местных бюджетов и ЦБФ являются, в основном, местные налоги, а также дотации из госбюджета. Используются средства местных бюджетов на социальные и экономические нужды региона.

Финансы предприятий. Их задачей является формирование предприятием своих денежных фондов, эффективного их использования, получение максимальной прибыли, обеспечение финансовой устойчивости. Примеры фондов: амортизационный фонд, фонды потребления и накопления, образуемые из прибыли и т.д. Используются на расширение и развитие предприятия и социальное развитие коллектива.

Финансы предприятий – ведущее звено всей финансовой системы, поскольку именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий формируются источники финансовых ресурсов как самого предприятия, так и государства в целом.

Если рассматривать финансы с точки зрения институтов власти, которые реализуют возложенные на финансовую систему функции, то будем говорить о финансовом аппарате государства. В Республике Беларусь финансовый аппарат образуют:

-Министерство финансов

-Министерство по налогам и сборам

-финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий

 

2. Характеристика финансовых отношений, определяющих содержание финансов.

На схеме финансовой системы государства можно проследить финансовые потоки, связывающие звенья финансовой системы:

1. денежные потоки между государством и предприятиями: со стороны предприятия – поток налогов, платежей, пошлин, страховых взносов, а со стороны бюджета – финансирование в рамках государственных программ.

2. денежные потоки между государством и гражданами: со стороны граждан налоги (например, подоходный налог), платежи, страховые взносы, а со стороны бюджета - это зарплата работникам бюджетных учреждений, стипендии, льготы по коммунальным платежам (трансферты населению).

3. денежные потоки между предприятиями и работниками: платежи по зарплате, социальные выплаты, предоставление льготного жилья и льготных кредитов;

4. денежные потоки между субъектами хозяйствования: платежи за сырьё, материалы и поставленную готовую продукцию;

5. денежные потоки между предприятиями и вышестоящими организациями: платежи на содержание вышестоящих и создание централизованных фондов;

6. денежные потоки между предприятиями и банками: получение кредитов, уплата процентов, хранение денежных средств на счетах и т.п.

 

Тема 3. Финансовые ресурсы

1. Понятие финансовых ресурсов. Децентрализованные и централизованные финансовые ресурсы, механизм образования и использования.

2. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования.

3. Общегосударственные финансовые ресурсы.

 

1. Понятие финансовых ресурсов. Децентрализованные и централизованные финансовые ресурсы, механизм образования и использования.

Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Выделяют децентрализованные финансовые ресурсы (финансовые ресурсы предприятий, бюджетных организаций) и централизованные (государства).

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»