Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа
Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
I. Введение. 2
II. Теория Фирмы. 4
III. Основные концепции теории фирмы. 4
1. Классическая теория фирмы. 6
2. Менеджеральная теория. 6
3. Теория максимизации роста фирма. 7
4. Институциональная теория фирмы. 7
5. Ресурсная теория фирмы. 9
6. Контрактная теория фирмы. 9
7. Стратегическая теория фирмы. 12
IV. Современные направления теории фирмы 14
1. Концепция реинжиниринга 14
2. Концепция внутренних рынков 14
3. Концепция альянсов 14
V. Виды деятельности фирм. 15
1. Производственная деятельность 15
2. Коммерческая 15
3. Финансовая 16
4. Консультационная 16
VI. Классификация фирм. 17
VII. Список использованной литературы 25
Содержание
I. Введение. 2
II. Теория Фирмы. 4
III. Основные концепции теории фирмы. 4
1. Классическая теория фирмы. 6
2. Менеджеральная теория. 6
3. Теория максимизации роста фирма. 7
4. Институциональная теория фирмы. 7
5. Ресурсная теория фирмы. 9
6. Контрактная теория фирмы. 9
7. Стратегическая теория фирмы. 12
IV. Современные направления теории фирмы 14
1. Концепция реинжиниринга 14
2. Концепция внутренних рынков 14
3. Концепция альянсов 14
V. Виды деятельности фирм. 15
1. Производственная деятельность 15
2. Коммерческая 15
3. Финансовая 16
4. Консультационная 16
VI. Классификация фирм. 17
VII. Список использованной литературы 25
Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.
Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Фирма имеет следующие признаки:
Фирма как самостоятельный
экономический субъект
Теория фирмы – система знаний, объясняющая и прогнозирующая по-
ведение фирмы, позволяющая подготавливать решения о ценах, объемах
производства, инвестициях, дивидендной политики, логистики, рекламной
деятельности и т. п.
Традиционные теории основываются на предположении, что фирма
стремится к максимизации прибыли. Современные теории делают акцент
на разделении собственности, контроле, на трансакционных издержках; на
поведении фирмы. В этом случае предположение о максимизации чего-
либо, заменено достаточностью какого-либо состояния или достижения
определенного уровня и т.д.
Понятие фирмы многомерно. Начнем с ценностной цепочки М. Портера, которая учитывает все действия фирмы, которые приводят к увеличению ценности ее продукции (рис. 1).
Основными видами деятельности являются те, которые связаны с производством товара и доставкой ее потребителю. Вспомогательные виды
деятельности способствуют непосредственному увеличению ценности, как
например, технологическое развитие, или позволяют действовать фирме
более эффективно. Ценностная
цепочка – показывает, что фирма
представляет собой нечто большее,
чем простой набор видов
Чтобы успешно реагировать на внешние воздействия рынка и обеспечить достижение конкретных целей, фирма должна решить какие из этих видов деятельности и комбинаций из них следует рационализировать. Основным принципом деятельности фирмы, обеспечивающим конкурентоспособность и выживаемость на рынке, является экономический рационализм (рис. 2).
III. Основные концепции теории фирмы.
Появление фирм происходит не спонтанно, в своей основе оно имеет объективные причины. Причины связаны с тем, что важнейшим элементом фирмы как системы являются люди, имеющие определенные цели. Достижение целей может осуществляться с разной эффективностью. Исходным моментом, побуждающим людей объединяться, являются многочисленные опытные данные, показывающие, что путем сотрудничества можно достичь больших результатов и с точки зрения отдельного человека, и с точки зрения общества в целом.
Чтобы действия отдельных людей в фирме вели к достижению ее целей, людей нужно мотивировать – направить работу каждого в русло делегированных им обязанностей и прав, нацелить на выполнение принятых управленческих решений.
Мотивация будет успешной, если деятельность человека стимулируется способом, позволяющим удовлетворить его главные потребности. Согласно теории Маслоу потребности человека образуют пирамиду и по степени значимости разделяются на пять групп:
Физиологические потребности
непосредственно
Впоследствии появились другие теории, отражающие постоянно возрастающую сложность устройства фирмы, расширение масштабов деятельности (от индивидуального бизнеса до транснационального), расширение функций в обществе, увеличение числа целей, способов иерархичного управления, мотивации персонала; корпорации и др.
Зачем нужны фирмы? Во-первых, они являются организационно технологическими системами по созданию товаров и услуг; во-вторых, они являются общностями людей, объединенными едиными мотивами действия, т.е. социально-экономическими системами; в-третьих, они являются механизмом реализации рыночных отношений, в которых фокусируются взаимовыгодные контракты, хозяйственные сделки-транзакции.
В современном мире действует
более 50 млн. фирм, 99 % которых относятся
к мелкому и среднему бизнесу.
К крупному бизнесу имеет отношение
около 500 тыс. фирм, из которых около
36 тыс. (менее 0,1 %) являются транснациональными
корпорациями, производящими около
¼ части мирового ВВП. Из этих цифр
понятен размах разнообразия реальных
фирм, который на пять-шесть порядков
выше числа существующих теорий; понятны
трудности с созданием единой
теории. Но каждая существующая и вновь
появляющаяся теории обладает большой
познавательной силой, отражает важные
стороны бытия фирмы и
Социально-экономическая роль фирмы, видна из рис. 3, показывающего ожидания основных общественных групп.
Классическая теория фирмы рассматривает в качестве основной цели максимизацию прибыли. Хотя, как видно из рис. 3, ожидания различных общественных групп не тождественны, а иногда находятся в диссонансе с основной целью фирмы. Опыт показывает, что было бы преувеличением считать максимизацию прибыли результатом только холодного экономического расчета. Сегодня «максимизацию» следует понимать как наиболее вероятный выбор из нескольких альтернативных вариантов с разной прибылью.
Конечно, прибыль – универсальный показатель деятельности бизнеса, большинство фирм именно его и придерживается. Особенно те, которые находятся в условиях жесткой рыночной конкуренции, когда норма прибыли невелика, опасности значительны, а возможность компенсировать убытки мала. В этих условиях выбираются действия, наиболее приемлемые с точки зрения ближайшей перспективы, минимизирующие опасность для выживания. Такое часто бывает, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос и прибыль ощутимо или даже опасно снижается. Методически, допущение о максимизации прибыли является достаточно хорошим приближением к реальности, к поведению большинства предприятий, находящихся в подобных условиях. В тех случаях, когда конкуренция не очень значительна, норма прибыли выше среднего уровня, фирма может себе позволить не следовать слепопринципу «максимума прибыли», а обратить внимание на долгосрочные цели. И все равно, утверждение, что фирмы, получающие высокие прибыли, преследует «неприбыльные цели» является гиперболой. Если прибыль удовлетворяет акционеров, менеджеры получают некоторые возможности в выборе иных, кроме прибыли целей, но их свобода ограничена неким пороговым значением прибыли.
В менеджеральной теории фирмы допускается, что принцип максимума прибыли может заменяться на максимум торговой выручки. Это эмпирически наблюдаемый факт, когда в акционерных обществах собственники становятся фактически формальными владельцами, уступая многие права профессиональным управленцам-менеджерам. Рост торговой выручки позволяет увеличивать персонал компании, повысить ранг менеджера в служебной иерархии, поднять его жалование, льготы и выплаты, связанные с ростом торговой выручки. Как правило, максимум торговой выручки и максимум прибыли приходятся на разные объемы продаж. В развитых странах около половины всех акционерных обществ считают максимизацию продаж главной целью, причем крупные компании придают этому большее значение, чем средние.
В теории максимизации роста
фирмы предполагается, что собственники
и менеджеры имеют общую цель
– максимум стоимости фирмы. Собственники
по причине роста активов и, следовательно,
личного благосостояния; менеджеры
– по причине роста жалования,
со всеми доплатами и
Институциональная теория фирмы, появившаяся в конце 1980-х –
начале 1990-х гг., основана на представлении рынка как сложной иерархической структуры институтов. Институты – это созданные людьми формальные регуляторы рыночной деятельности (конституции, законы и т.п.) и неформальные регуляторы (правила, процедуры, добровольно принятые моральные и этические кодексы делового поведения и т.д.), которые вместе с факторами принуждения упорядочивают их взаимодействие и позволяют работать в интересах получения максимального дохода.
В этой теории за рамки фирмы выносится ее производственная функция. Яркий пример – толлинговые фирмы, которые могут не иметь в своемсоставе ни одного предприятия, и организовывать работу по выпуску продукции на давальческом сырье. В институциональной теории фирма – этоиерархическая построенная структура, управляющая заключением и выполнением контрактов; фирма – пучок контрактов.
Фундаментальным понятием здесь является понятие транзакции (лат.
сделка, соглашение) и транзакционных издержек – затрат на осуществление сделок. Они включают в себя затраты по поиску информации о потенциальных поставщиках, покупателях, товарах, ценах, и т.д.; затраты по ведению переговоров и заключению сделок; затраты по контролю за выполнением транзакции; затраты по судебной или иной защите контракта. Эти затраты могут быть большими, но в классической теории фирмы во вни-
мание не принимаются.
Фирма возникает и существует, потому что имеющийся в ней нерыночный (административный) механизм распределения ресурсов действует более эффективно, чем рыночный механизм распределения ресурсов, по причине отсутствия транзакционных издержек.
Теоретически экономика способна стабильно развиваться и без фирм. Все ее экономические субъекты самостоятельно занимаются производством, обменом, сбытом. Это напоминает натуральную форму хозяйствования, поскольку каждому субъекту в отдельности нужно вести переговоры по нахождению ресурсов, заключать сделки по реализации, страховать себя от рисков нарушения контрактов, что удлиняет процесс производства и сбыта, делает его более дорогим.
Преимущества фирмы в
том, что в ней в одном месте
соединяются факторы
Какую форму организации работы рыночного субъекта выбрать подсказывает табл. 1, в которой размер транзакционных затрат связан с величиной риска выполнения транзакции.
Конкретный выбор фирмой организации работы можно сделать, сравнив выигрыш по результатам в трех случаях с величиной соответствующих транзакционных издержек. По сути это определяет размер фирмы. Фирма может расти пока внутренние транзакционные издержки (затраты на внутрифирменное управление) остаются меньше внешних транзакционных затрат, т.к. подобная ситуация снижает издержки на одинаковый объем продукции.
Ресурсная теория фирмы представляет фирму как совокупность ресурсов материальных и нематериальных, внутренних и внешних. В этой теории приоритет отдается нематериальным ресурсам – человеческому, интеллектуальному капиталу, знаниям, умениям, наработанным связям. Цель ресурсной теории объяснить возникновение и использование конкурентных преимуществ фирмы.