Теория фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Содержание работы

I. Введение. 2
II. Теория Фирмы. 4
III. Основные концепции теории фирмы. 4
1. Классическая теория фирмы. 6
2. Менеджеральная теория. 6
3. Теория максимизации роста фирма. 7
4. Институциональная теория фирмы. 7
5. Ресурсная теория фирмы. 9
6. Контрактная теория фирмы. 9
7. Стратегическая теория фирмы. 12
IV. Современные направления теории фирмы 14
1. Концепция реинжиниринга 14
2. Концепция внутренних рынков 14
3. Концепция альянсов 14
V. Виды деятельности фирм. 15
1. Производственная деятельность 15
2. Коммерческая 15
3. Финансовая 16
4. Консультационная 16
VI. Классификация фирм. 17
VII. Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Введение ОРЭ.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

Предполагается, что подобные ресурсы неравномерно распределились между фирмами, часто их нельзя приобрести на рынке, именно они являются причиной конкурентного преимущества или  уязвимости фирмы.

Особую роль в этой теории играет понятие стратегических активов, которые обеспечивают фирме долгосрочные конкурентные преимущества; они ценны  для организации, у них нет  заменителей, их трудно скопировать  или воспроизвести и они редки  среди конкурентов. Именно они повышают эффективность фирмы. Это могут быть патенты, ноу-хау, товарные знаки, внутренняя организационная среда фирмы; специальные знания, полученные на стыке менеджмента, правоведения, информатики, логистики, деловой этики, социальной психологии, лингвистики, экологии.

Фирма должна культивировать подобные ресурсы, развивать их и  получать с этого экономическую  ренту.

6. Контрактная теория фирмы.

 

Контрактная теория фирмы  появляется на определенном уровне раз-

вития экономики и права, на достаточно высоком уровне концентрация капитала в фирме.

Классическая и контрактная  теории далеко не тождественны. В классической теории цена товара определяется после  его изготовления и выхода для  обмена на рынок. В контрактной теории это происходит до начала производства товара в момент заключения контракта. В классической теории транзакции являются бесплатными для рыночных субъектов, в контрактной теории они всегда платны, и эта плата связана  с защитой контракта.

Контрактная система опережает  реализацию экономических отношений  купли-продажи закреплением этих отношений  в юридическом документе до изготовления товара. Контракт, как юридический  документ, повышает эффективность экономических отношений, их надежность, но за это нужно платить. Эта плата тем справедливей, чем большим капиталом располагает фирма и чем выше риск убытков при неисполнении сделки.

Лауреат нобелевской премии по экономике Дж. Бьюкенен утверждал: «Экономическая теория все больше становится «наукой о контрактах», а не «наукой о выборе», вследствие чего в центре ее внимания должен быть не хозяйствующий субъект, максимизирующий прибыль, а третейский судья, «человек со стороны», пытающийся найти компромиссное решение конфликтов в случае возникновения претензий участников друг к другу».

Всегда ли нужна контрактная  система? Разумеется, нет. Если речь идет

о покупке массовой унифицированной  продукции, стандартного оборудования и сырья, то здесь контракт не нужен. Рынок лучше, быстрее и дешевле реализует подобную сделку.

Если речь идет, например, о строительстве предприятия  или покупке некоторых комплектующих для собственного сборочного производства, то контракт необходим, т.к. в случае сбоев потери от неисполнения сделки будут ощутимыми. Возможны и варианты, когда нужна дополнительная информация, чтобы решить что выгоднее – обычные рыночные отношения или контрактные. Например, при покупке специализированного оборудования или специфических материалов.

Возможны и варианты, когда  доверить исполнение сделки лучше внутрифирменному управлению. Например, когда перемещение полуфабрикатов идет по смежным производственным стадиям или когда идет сборка готовой продукции. Здесь внутрифирменное управление вытесняет чисто рыночные отношения и контракты.

Внутрифирменное управление лишает свои структурные подразделения свободы по определению, иначе фирма не будет целостным организмом. Ликвидируется свободная рыночная цена по технологической цепи, поскольку товаром является только готовая продукция фирмы. Ликвидируется конкуренция во внутрифирменных отношениях. Управление базируется на единоначалии и выражается в иерархической, властной подчиненности низших звеньев высшим. Внутрифирменная иерархия является отчетливо выраженной нерыночной моделью экономической организации.

Однако будет преувеличением сказать, что отношения в фирме являются только командными. Если в фирме есть дочерние предприятия, то отношения с материнской компанией не являются вполне рыночными, но не являются и чисто административными. В фирме существуют внутрифирменная контрактация – отношения коллективного договора между администрацией и персоналом фирмы, отношения контракта при найме на работу между администрацией и работником, отношения внутреннего субподряда со своими подразделениями и т.д.

При расчете внутренних трансакционных издержек нужно принимать во внимание, что фирма по вине некоторых своих сотрудников может вести себя на рынке нерационально. Они, отвечая за сбыт готовой продукции или снабжение сырьем, оборудованием и т.п. и обладая монопольной властью, могут стремится к собственным экономическим интересам в ущерб фирме. Это явление в контрактной теории носит название оппортунизма (фр. – соглашательство, приспособленчество, беспринципность) и выражается в том, что такие сотрудники вступают в сговор с «проверенными» покупателями продукции или поставщиками сырья и в первом случае соглашаются на занижение цен на продукцию, а во втором случае на завышение цен на сырье. Экономическая рента от нерационального поведения фирмы, обусловленного негласным соглашением, делится между сотрудниками фирмы и их знакомыми контрагентами.

Оппортунизм выражается также  в снижении интенсивности труда  сотрудников фирмы, управление которой  является бюрократическим; уклонении  от части вмененных обязанностей, недобросовестном и некачественном их исполнении.

Борьба с оппортунизмом  заключается в контроле за деятельностью сотрудников, в установлении лимитов цен на покупаемое сырье и продаваемую продукцию. Если фактические цены, за которые ответственны работники, и установленные предельные будут отличаться, но приносить фирме доход, то доход может делиться между фирмой и сотрудниками. В любом случае борьба с оппортунизмом требует дополнительных затрат, т.е. внутренних транзакционных издержек.

Вопрос о размере фирмы  в контрактной теории решается сопоставлением величины издержек управления фирмой, включающих преодоление оппортунистического поведения ее сотрудников, и размеров внешних транзакционных издержек. Пока величина управленческих затрат остается меньше внешних транзакционных издержек, фирма может увеличивать свои размеры.

 

 

 

7. Стратегическая теория фирмы.

 

Стратегическая теория фирмы  отличается от предыдущих тем, что в  ней оптимизируются не состояния  фирмы, а условия для ее развития. Разумеется, здесь учитываются внешние  факторы в виде действий конкурентов, изменения в структуре отрасли, в макроситуации и т.п.; принимаются во внимание внутренние свойства – традиции, опыт, множество целей, устройство организации и т.п. Но главным является активное воздействие на внешнее окружение в виде формирования потребительских предпочтений, подбора конкурентной стратегии, формирования макроэкономической политики, развития технологий, гибкого организационного устройства фирмы.

В классической и контрактной  теориях элементарной ячейкой фирмы  является технологическая операция, полученная на основе правильного для  отрасли и масштабов производства разделения труда, т.е. специализация  деятельности, с последующим объединением (кооперацией) технологических операций в единое целое с помощью внутрифирменного управления.

Технологические операции объединяются в основные, вспомогательные, обслуживающие  производственные процессы, на базе которых  устанавливаются соответствующие  производственные подразделения (цехи) и формируются функциональные службы, занимающиеся диспетчированием, учетом, финансированием, нужными исследованиями и т.п.

В классической теории внутрифирменное  управление представлено, как правило, простыми организационными структурами  – линейными, функциональными и  др. В контрактной теории, в целях  повышения эффективности управления масштабными фирмами, появляется дивизиональное и матричное управление. Но в обеих  теориях это управление является бюрократическим, как и было изначально задумано.

Изменения во внешней среде  несильно отражаются на внутреннем устройстве фирмы – меняется, как правило, незначительно содержание и размер должностных обязанностей; видоизменяются функции, выполняемые отдельными работниками  и подразделениями, модернизируется  способы подготовки и принятия решений  и др.

В стратегической теории принципиально  другой становится элементарная ячейка фирмы. Она становится не технологической, не производственной, а экономической. Не технологическая операция становится первичным элементом, а бизнес-процесс, направленный на потребителя вне  фирмы или внутри нее.

Бизнес-процесс включает в себя иерархию взаимосвязанных регламентированных действий, реализующих одну или несколько бизнес целей фирмы. Это может быть ресурсное обеспечение выпуска продукции, маркетинг и сбыт, сервис, доставка, стратегическое и бизнес-планирование, анализ и управление выпуском товаров, подготовка управленческих решений, финансовый контроль, разработка документации и т.д.

Не обязательно каждый бизнес-процесс сопровождается получением прибыли, но он всегда имеет конечного  потребителя, для которого имеет  ценность – экономическую, информационную, управленческую и др.

Бизнес-процессы служат основой  образования бизнес-систем, т.е. отдельных структурных подразделений или групп подразделений фирмы, ориентированных на одновидовую деятельность – сборочное производство, склад материальных ресурсов, цех по ремонту специализированного оборудования, бюро проектирования новых технологий и т.д. Объединение бизнес-систем образует фирму, которая сама является бизнес-системой, но ориентированной на рынок, на конечного потребителя ее продукции, а, следовательно, на результирующие производственные и финансовые показатели

Фирма, как бизнес-система, находится в постоянном развитии, адаптируя к макро- и микро  изменениям более крупной социально-экономической  системы, к обществу. Развитие фирмы  предполагает ее внутренние и внешние  изменения.

Внутренние изменения  выражаются в развитии производственного  потенциала, увеличении основных и  оборотных средств, усилении диверсификации деятельности, реструктуризации капитала и другом, ведущем к росту эффективности  деятельности и расширению перспектив. Но эти изменения не затрагивают  организационно-правовую форму.

Внешние изменения, как правило, сопровождаются реформированием

организационно-правовой фирмы  и выражаются в слияниях, разделениях, выделениях, преобразованиях юридических  лиц. Цель – получение эффек-та от изменения структуры капитала, устранения дублирующих функций, снижение издержек управления при росте объемов производства и т.д.

Размер фирмы в стратегической теории не определяется только технологическими ограничениями и минимизацией издержек как в классической и контрактной  теориях. Они тоже играют важную роль, но в расчет идет стратегия развития, большая вписываемость во внешнее окружение, понимание необходимости видоизменятся вместе с ним и одновременно влиять на окружающий мир.

 

Выделенные на рис. 4 три чистых теории фирм условны, существует

неограниченное число  промежуточных состояний и различных  комбинаций из них. В целом переход  от классической теории к стратегической имеет хронологическую последовательность. Сегодня право на жизнь заслуживают все теории, но классическая больше характерна для малого и среднего бизнеса, контрактная для среднего и крупного, а стратегическая для очень крупного и часто находит выражение в деятельности транснациональных компаний.

 

IV. Современные направления теории фирмы

 

Современные направления  теории фирмы отражают изменения, произошедшие в последнее время и связаны  с широким использованием предприятиями новейших технологий, активным применением рисковых инвестиций, усилением стратегического подхода в управлении, прогнозированием поведения конкурентов и т.п. К ним относятся.

1. Концепция реинжиниринга, т.е. перестройка работы на современной информационной и технологической основе и переход к комплексной реконструкции корпорации, предполагающей оптимизацию размеров, изменение мотивации персонала и стимулирования, сочетание в управленческой архитектуре линейного и программного руководства, активное воздействие на рынок и т.п.

2. Концепция внутренних  рынков, т.е. перенос закономерностей и принципов рынка во внутреннюю среду фирмы, когда ее подразделения становятся относительно самостоятельными, покупают и продают продукцию друг другу, участвуют в межфирменных деловых сделках. Но самостоятельные звенья объединены общей культурой, едиными информационными сетями, финансовой системой. Выявляются условия, когда концепция позволяет сокращать общефирменные расходы и усиливать диверсификацию.

К этой концепции можно  отнести теорию «демократической корпорации», предполагающей высокую степень  децентрализации управления с развитием демократических методов взаимодействия подразделений с руководством. Дальнейшее развитие последней концепции ведет к обоснованию «внутренних корпораций», т.е. сетевых фирм, с распределенными автономными звеньями.

3. Концепция альянсов, т.е. ассоциативных форм организации и управления, отражающих выгодность в ряде случаев горизонтального объединения форм в виде модифицированных конгломератов, стратегических союзов, ассоциаций и т.д. В этой теории предполагается кооперирование между конкурентами, потребителями. Фирмы объединяются для использования тех выгод рыночных отношений, которые по отдельности им не доступны. Люди в этой концепции являются ведущим ресурсом.

Все теории справедливы, т.к. проистекают из многочисленных достоверно установленных устойчивых тенденций  в деятельности фирм, но ни одна из них не может претендовать на полноту и всеохватываемость из-за безразмерности воплощения конкретных фирм, расплывчатости их контуров, постоянной изменчивости. Если попытаться как-то систематизировать теории, чтобы сжать их количество до обозримого размера, то со значительной степенью огрубления можно одну из версии классификации представить следующим образом (рис. 4).

V. Виды деятельности  фирм.

 

Виды деятельности фирм многообразны, но в Республики Казахстан их обычно группируют в четыре вида (рис. 5)

Информация о работе Теория фирмы