Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа
Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
I. Введение. 2
II. Теория Фирмы. 4
III. Основные концепции теории фирмы. 4
1. Классическая теория фирмы. 6
2. Менеджеральная теория. 6
3. Теория максимизации роста фирма. 7
4. Институциональная теория фирмы. 7
5. Ресурсная теория фирмы. 9
6. Контрактная теория фирмы. 9
7. Стратегическая теория фирмы. 12
IV. Современные направления теории фирмы 14
1. Концепция реинжиниринга 14
2. Концепция внутренних рынков 14
3. Концепция альянсов 14
V. Виды деятельности фирм. 15
1. Производственная деятельность 15
2. Коммерческая 15
3. Финансовая 16
4. Консультационная 16
VI. Классификация фирм. 17
VII. Список использованной литературы 25
– авторемонт, автозаправки, швейная промышленность, ресторанный бизнес и др.
Конгломерат – объединение разнородных компаний, относящихся к
разным отраслям, не имеющих технологического или функционального
единства. Создаются конгломераты путем слияния и поглощения компаний, часто в молодых, технологически прогрессивных, наукоемких производствах. В конгломерате доминирующими методами управления являются финансово-экономические, косвенное регулирование со стороны холдинга, возглавляющего конгломерат. Подразделения конгломерата имеют
большую свободу и автономию в своей работе.
Картель – объединение предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность, но заключивших координирующее соглашение о ценах на продукцию, разграничении рынков
сбыта, размерах квот, условиях найма рабочей силы, взаимных обязательствах по условиям сбыта продукции. В соглашении указываются нарушения, способы их выявления, размер санкций; величина штрафов за нарушения, вносимых в картельную кассу.
Синдикат – объединение фирм, выпускающих однородную продукцию, через заключение соглашение по контролю над сбытом и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Участники сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую. Вся сбытовая деятельность концентрируется в едином для всех органе – сбытовой конторе. Концентрация коммерческой деятельности позволяет получать выгоду от закупки сырья по заниженным ценам и продажи готовой продукции по завышенным. Синдикаты распространены в отраслях с массовой однородной продукцией (горнодобывающая, металлургическая, химическая) и финансовой сфере.
Концерн – объединение фирм, связанных производственным циклом;
либо объединение промышленных, транспортных, торговых, строительных
и банковских организаций. Цель – централизация финансово-
экономической, научно-технической, социальной политик; ценообразования, оптимального использования производственных мощностей и др. Головной компанией концерна является холдинг и, хотя входящие в концерн
фирмы являются юридически самостоятельными, их текущая деятельность
полностью контролируется единым хозяйственным руководством. Более
жесткую организационную структуру имеет только трест.
Концерн может быть организован как материнская и дочерние компании для объединения технологически связанных производств; а может
строиться как сумма сестринских компаний путем взаимного обмена акциями для технологически обособленных производств.
Трест – форма объединения фирм, при которой они, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, утрачивают производственную и коммерческую. Собственники фирм, входящих в трест, получают соответствующий пакет акций, определяющих их долю на участие в делах и прибыли. Но фирмы подчиняются единому руководству производством, сбытом, финансами.
Тресты могут образовываться объединением фирм одной отрасли (горизонтальная интеграция) и разных, но связанных отраслей (вертикальная
интеграция).
Для треста характерно наличие одного собственника через сосредоточение контрольного пакета в холдинговой компании или передачу акций в доверительное управление, когда акционеры получают сертификат, удостоверяющий их право на дивиденды, но не дающий право голоса.
Такая централизация власти в крупном бизнесе далеко не всегда оправдана, поэтому тресты не играют большой роли в формах деловой интеграции.
Консорциум – временное объединение фирм для реализации крупных
промышленных, научно-технических проектов, совместного проведения
масштабных финансовых операций – размещения займов, акций. Участниками консорциума могут быть государственные и частные организации: банки, производственные и торговые фирмы, научные центры, государственные и муниципальные органы.
Партнеры, входящие в консорциум, в полном объеме сохраняют свою
экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той ее
части, которая касается общих целей консорциума.
Цели создания консорциумов:
повышение технической и
конкурентоспособности участников, координирование деятельности по
получению заказов и их исполнению.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – разновидность корпоративной организации, объединившей капиталы промышленных фирм, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов с целью максимизации прибыли, координации деятельности по повышению эффективности производственных и финансовых операций, увеличения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, усиления технологических и кооперационных связей, повышения за счет эмерджентности экономического потенциала участников и потенциала самосохранения.
Управление ФПГ
конструкторские работы, позволяющие ФПГ находиться на передовых рубежах научно-технического прогресса.
Современные ФПГ определяют закономерности развития мирового
производства: высокая концентрация капитала, интеграция финансового и
промышленного капитала, диверсификация направлений деятельности,
глобализация и
достижений научного прогресса и новейших информационных технологий.
Транснациональная компания (ТНК) – это корпорация, деятельность
которой вышла за национальные границы, и которая ведет операции за рубежом через сеть дочерних компаний и филиалов в разных странах.
Форма собственности фирм, входящих в ТНК, может быть любой: акционерной, кооперативной, государственной, частной, смешанной.
Первые ТНК появились в конце 19-го века. Они вывозили капиталы из
своих стран, где его накопление достигло уровня, что стало трудно находить эффективные сферы применения.
В середине 20-го столетия ТНК открывали за пределами своих стран,
главным образом, сборочные предприятия, завоевывая местные рынки.
Научные разработки ТНК проводили в своей стране, а выпуск готовой
продукции осуществляли за рубежом с помощью дешевой рабочей силы.
Сегодня ТНК на территории других стран строят не только производственные предприятия, но и научно-исследовательские центры, отделы сбыта и маркетинга, сервисные центры, допускают к руководству представителей разных стран.
Достоинства ТНК в возможности
преодоления торговых барьеров; в
снижении уровня конфликтов на международном
рынке; в преодолении государственных
ограничений на деятельность иностранных
фирм; в возможности оптимизации
расходов и доходов; в ускорении
распространения новых
Многие страны, особенно развивающиеся, испытывают нехватку капитала и нуждаются в иностранных инвестициях. Они стимулируют их привлечение налоговыми льготами, разрешениями размещения в нужном месте, законодательной защитой имущества от экспроприации; гарантией от дискриминационных положений, установленных местными властями; другими преференциями.
Интересы мировой экономии, ТНК и развивающихся государств часто
совпадают, что дает дополнительный толчок развитию транснациональных
корпораций, играющих сегодня ведущую роль на мировом рынке.
Основными мотивами, делающими выгодность интеграции фирм в рас-
смотренные формы являются:
– выживание и развитие
в усложняющемся внешнем
концентрации ресурсов и последующем перераспределении в целях роста
общей эффективности; повышение имиджа корпорации;
– финансовые, позволяющие консолидировать мобильный капитал на
наиболее выгодных направлениях;
– производственные, выражающиеся в гармонизации технологий и
снижении общих затрат;
– маркетинговые, необходимые для стабилизации рынка сбыта и увеличения собственной доли;
– логистические, позволяющие оптимизировать запасы сырья и готовой
продукции;
– снижение риска за счет
перераспределения возможных
– управленческие, обеспечивающие согласование выработанной стратегии развития, инвестиционных решений, увеличение привлеченного капитала.
М.Н.Рудаков. – www.aup.ru /books/m150/11htm.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.