Теория фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Содержание работы

I. Введение. 2
II. Теория Фирмы. 4
III. Основные концепции теории фирмы. 4
1. Классическая теория фирмы. 6
2. Менеджеральная теория. 6
3. Теория максимизации роста фирма. 7
4. Институциональная теория фирмы. 7
5. Ресурсная теория фирмы. 9
6. Контрактная теория фирмы. 9
7. Стратегическая теория фирмы. 12
IV. Современные направления теории фирмы 14
1. Концепция реинжиниринга 14
2. Концепция внутренних рынков 14
3. Концепция альянсов 14
V. Виды деятельности фирм. 15
1. Производственная деятельность 15
2. Коммерческая 15
3. Финансовая 16
4. Консультационная 16
VI. Классификация фирм. 17
VII. Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Введение ОРЭ.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

Фирма может одновременно заниматься производством товаров, их продвижением к покупателю, непосредственно  торговлей, иногда оказывать финансовые и консультационные услуги.

1. Производственная деятельность состоит из двух постоянно взаимодействующих подвидов. Первый – производство традиционных товаров и услуг по неизменной технологии, неизменным каналам продвижения товаров и схемам реализации. Он из-за конкуренции оставаться эффективным долгое время не может и достаточно быстро ведет к неудаче. Поэтому необходимы регулярные изменения в производстве и реализации товара.

Второй подвид – инновационный (англ. innovation – нововведения) выражается в постоянном усовершенствовании традиционного товара, технологии, организации производства и в конечном итоге заканчивается переходом к товару с принципиально новыми характеристиками, свойствами и даже областями применения. В последнем случае коммерческий результат плохо определяем. Здесь велик рыночный риск, но в случае успеха отдача может во много раз превышать отдачу от производства традиционной продукции. Инновационные фирмы иногда называемые венчурными (англ. venture – рисковать), часто финансируются финансово более мощными организациями, для которых инновационная неудача не является катастрофой, а если повезет, выигрыш будет велик, хотя бы в перспективе.

2. Коммерческая (лат. commercium – торговля) деятельность более рискованная в сравнении с производственной. Повышенный риск вызывается изменчивостью рыночной конъюнктуры; перемещением товаров на значительные расстояния, погрузочно-разгрузочными работами, складированием, что вызывает определенные трудности сохранности, сопровождается изменением качества товаров при транспортировке и хранении, а бывает и количестве; меньшей надежностью соблюдения договоров по срокам поставки и расчетам. Отсюда следует необходимость большей доходности коммерческой деятельности в сравнении с производственной.

Разумеется, фирма-производитель  товара может сама заниматься продажей. Такая деятельность называется производственно-коммерческой. Но для средней и тем более  крупной фирмы совмещение деятельностей  экономически бывает не оправдано.

3. Финансовая (лат. financia – наличность, доход) деятельность возникает на денежной стадии оборота капитала, когда товаром являются наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги. Деньги могут быстро обесцениваться из-за инфляции, а ценные бумаги быстро менять свой курс и значительно отличаться по номинальной и реальной стоимости. Значительный риск финансовой деятельности предопределяет ее потенциально высокую доходность, большую чем при производственной и коммерческой деятельности.

4. Консультационная (лат. consultans – советующий) деятельность имеет целью снижение неопределенности при принятии предпринимательских решений и увеличение их эффективности. Консультационные фирмы на платной основе изучают ситуацию и дают рекомендации по самым разным вопросам: правовым, управления финансами, оптимизации налогообложения, маркетинга, стратегического управленческого планирования, технологическим вопросам производства, информационным технологиям, управления персоналом, реорганизации бизнес-процессов и т.п.

Спрос на консалтинговые услуги в последние десятилетия вдвое  обгоняет темпы роста бизнеса.

Это сложный вид деятельности с высоким риском, требует от исполнителей хорошей квалификации и поэтому  достаточно дорог. В конце прошлого века в России к его услугам  прибегали в основном крупные  фирмы, а средние и малые в силу ограниченных финансовых возможностей пользовались консалтингом достаточно редко. Сейчас за консультациями малые и средние фирмы все чаще обращаются по вопросам оптимизации налогообложения, бухучета, управления организацией, информационных технологий, организационного дизайна и др.

Среди всех видов деятельности ведущая роль принадлежит производственной, поскольку прежде чем обменивать товары и потреблять, их нужно произвести. Но удобство в продвижении товаров, комфорт в потреблении зависят от уровня и качества посреднической деятельности, торговли, финансового рынка.

 

VI. Классификация фирм.

 

Классификация выражается в  установлении классов фирм, подобных по некоторому признаку, и необходима для проведения тождественной государственной  политики к различным классам  предприятий – налоговой,

кредитной, государственной  поддержки и т.д. Классификация, кроме  того,

нужна для определения общих для каждой группы фирм методов учета,

анализа хозяйственной деятельности, способов организации и управления

и пр. (табл. 2).

 

Имеются и другие классификационные  признаки, они для дальнейшего

изложения не потребуются, да и приведенные будут рассмотрены  не все, а

самые необходимые для поставленных в излагаемом материале задач.

Так, по отношению к главной  цели организации делятся на: а) общественные, которые создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества в форме политических партий, правозащитных, религиозных организаций и т.д.; б) хозяйственные, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей и общества, через производимые ими товары и услуги и имеют форму производственных, торговых, финансовых, консультационных фирм.

Дальнейшее изложение  будет связано, главным образом, с хозяйственными организациями, причем теми из них, которые имеют целью  получение прибыли в интересах  учредителей или акционеров, т.е. с коммерческими хозяйственными организациями.

К коммерческим организациям  относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (рис. 6).

Фирма может быть представлена физическим лицом, т.е. индивидуальным предпринимателем, или юридическим  лицом. Основными признаками юридического лица являются: наличие обособленного  имущества (собственный баланс), способность  отвечать имуществом по своим обязательствам, выступать в хозяйственном обороте  от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников. Они по степени ответственности перед кредиторами (клиентами)

при нарушении взятых обязательств и некоторым другим признакам  делятся на подклассы.

Полное  товарищество, в котором его участники (полные товарищи) несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (в т.ч. личным).

Товарищество  на вере (коммандитное), в котором вместе с полными

товарищами, есть еще участники-вкладчики (коммандисты), которые несут

риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества в  пределах внесенных ими вкладов  и не принимают участия в предпринимательской  деятельности товарищества. А полные товарищи отвечают всем своим имуществом.

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) учреждается одним или несколькими лицами. Уставной капитал образуется за счет вкладов(паев) участников, они отвечают по обязательствам ТОО и несут риск убытков только в пределах стоимости своих паев.

Общество  с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается тем, что его участники несут солидарную ответственность по взятым обязательствам не только в пределах сделанных вкладов, но и своим имуществом в размере кратном величине их вкладов. Кратность установлена учредительными документами обществ.

Акционерное общество (АО). Его уставной капитал разделен на определенное число равных долей (акций). А его участники отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью, в пределах

стоимости принадлежащих  им акций. АО делятся на закрытые (ЗАО) и от-

крытые (ОАО). В первом –  акции распределяются только среди  учредите-

лей и заранее оговоренных  учредителями лиц. В ОАО участники  могут

продавать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров.

Дочернее  общество имеет в уставном капитале преобладающую долю

другого основного общества (материнского) или товарищества. Дочернее общество не влияет на решения основного, но и не отвечает по его долгам.

Зависимое общество имеет в своем уставном капитале или в числе своих акций более 20 % акций, принадлежащих другому обществу.

Производственные  кооперативы являются добровольным объединением граждан для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Имущество делится на паи в соответствии с уставом, прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием, как и имущество, оставшееся после ликвидации кооператива.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими, т.к. прибыль нужна для модернизации и развития. Имущество унитарного (ит. unita – неделимый) не может быть распределено по вкладам (долям, паям) даже между работниками предприятия; его собственником является государство или муниципалитет.

К некоммерческим организациям, не ставящим целью получение

прибыли, относятся:

– потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением граждан и юридических лиц  для удовлетворения материальных и прочих потребностей участников и объединяющий имущественные паевые взносы;

– общественные и религиозные организации, являющиеся добровольным объединением граждан в соответствии с законом на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей;

– фонды – это некоммерческие организации, созданные гражданами

или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, культурные и прочие полезные обществу цели;

– учреждение – это организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого  характера и финансируемая собственником  полностью или

частично.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – это некоммерческие организации, создающиеся коммерческими для координации, представления или защиты общих интересов. Их члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация или союз не отвечают по обязательствам своих членов.

Правильный выбор организационно-правовой формы организации

обеспечивает ей устойчивость при взаимодействии с внешней  средой.

Приведем еще один вариант  классификации фирм, которого нет  в

табл. 2, но который интересен тем, что фирмы можно поделить на класс

традиционных, когда фирма  представлена только одним юридическим  лицом; и другой класс, когда фирма  представляет интересы группы юридических  лиц. Второй класс, как правило, объединяет крупные фирмы, решающие более сложные  внутренние задачи и вопросы взаимоотношения  с

внешней средой.

К первому  классу относятся следующие хозяйствующие субъекты (в

алфавитном порядке): академия, ателье, банк, биржа, венчур, завод, информационное агентство, институт, колледж, аудиторская компания, магазин, мастерская, комбинат, компания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фабрика, консультационная фирма, школа.

Разумеется, здесь перечислены  не все названия традиционных фирм.

Названия часто инициируются характером выпускаемой продукции  или

оказываемой услуги. Например, товару соответствуют названия: венчур,

завод, мастерская, комбинат, фабрика. Оказание услуг фирмой дает ей название: банк, биржа, магазин, комбинат, кондоминиум, траст, фактор-фирма, фонд. Информационные услуги оказывают: институт, информационное агентство, телевизионная или радиокомпания. Производством знаний заняты: академия, колледж, университет, школа.

Второй класс включает фирмы, представляющие интересы нескольких

юридических лиц, объединившихся на основе кооперации или концентрации производства. Они, как правило, носят  названия (в алфавитном порядке): ассоциация, картель, конгломерат, корпорация, консорциум, концерн,

концессия, объединение, пул, синдикат, трест, финансово-промышленная

группа, франчай, холдинг и др. Дадим краткую характеристику таких хозяйствующих субъектов, но не в алфавитном порядке. Начнем с наиболее

распространенного на практике названия.

Корпорация (от лат. сorporatio – объединение) – это, чаще всего, акционерная компания, созданная для управления крупным производством.

Но распространены и частные  корпорации с относительно небольшим  капиталом, в которой большинство  акций принадлежит одному владельцу,

семье или узкой группе лиц.

Корпорации обычно состоят из материнской компании и дочерних,

имеющих разный юридический  статус и уровень самостоятельности  в принятии решений. Эта форма  интеграции бизнеса больше всего  распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Крупные корпорации являются фундаментом национальных экономик и производят большую часть ВВП, а мировой рынок определяется лицом транснациональных корпораций (ТНК).

Основными целями создания корпораций являются: привлечение капитала для реализации крупных проектов, в т.ч. сбережений тысяч и миллионов  индивидуальных инвесторов; диверсификация рисков для наращивания потенциала самосохранения.

Другим названием корпорации, практически синонимом, нередко  является компания (фр. compagnie – объединение) объединяющая юридических и физических лиц для совместного ведения производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой и иной деятельности.

Разновидностями корпорации, отличающимися, прежде всего, мерой

организационной жесткости, а также рядом других свойств, являются:

холдинг, конгломерат, картель, синдикат, концерн, трест, консорциум, ФПГ, ТНК и др.

Холдинг – это корпорация, владеющая контрольным пакетом акций

других компаний и осуществляющая над ними функции контроля и управления. Холдинг является финансовым ядром других корпораций и проводит единую политику в производстве, маркетинге, инвестициях; защищает групповые интересы. В уставном капитале дочерних компаний доля акций, принадлежащих материнской, более 50 %; а в уставном капитале зависимых компаний доля материнского более 20 %. Это и позволяет осуществлять контроль над деятельностью фирм, входящих в холдинг. Он распространен в отраслях естественных монополий; в отраслях с высокой концентрацией производства; среди фирм с общей технологической цепочкой (нефтедобыча, нефтепереработка); в отраслях, обслуживающих население

Информация о работе Теория фирмы