Теория государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Весь мир живет в долг.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга 6
1.3. Причины возникновения государственного долга 7
1.4. Виды государственного долга 9
2. Анализ государственного долга 11
2.1. Анализ внутреннего государственного долга 11
2.2. Анализ внешнего государственного долга 13
3. Управление государственным долгом 15
3.1. Управление и пути сокращения государственного долга 15
3.2. Основные меры по минимизации государственного долга РБ 21
3.3. Управление государственным долгом в РБ 23
3.4. Зарубежный опыт 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

- другие государства;

- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

- частные фонды – нерезиденты.

Внешние государственные  займы привлекаются и используются для:

  1. покрытия дефицита республиканского бюджета;
  2. пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
  3. реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии  с  приоритетными  направлениями   развития   экономики республики;
  4. решения острых социальных и экологических  проблем,  ликвидации последствий стихийных бедствий;
  5. импорта сырья,  энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров   в   случае   критического   положения  в  обеспечении  ими республики;
  6. поддержки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных  ценных  бумаг  в  качестве государственных долговых обязательств,  формирующих  внешний  государственный   долг,   могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.

Внутренний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Присутствует ряд отрицательных  последствий наличия внутреннего государственного долга:

- погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

- для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

- действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего  долга, как правило, являются:

- население;

- корпорации;

- банки;

- другие финансовые и кредитные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

2.1. Анализ внутреннего государственного долга

Обращение государства к  заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию  его задолженности перед юридическими и физическими лицами. В соответствии со статьей 1 Закона РБ «О внутреннем государственном  долге» под внутренним  государственным  долгом понимается выраженная  в  форме  государственных долговых  обязательств задолженность  Совета Министров  РБ  перед юридическими и физическими  лицами на территории РБ. Основными источниками его  формирования являются долговые обязательства  в виде государственных ценных бумаг  и кредиты, выданные Национальным банком РБ на финансирование дефицита республиканского бюджета.

Государственные займы выпускаются  на различные сроки. И поэтому  государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо  дата их погашения наступает очень  быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.

Предельный ежегодный  прирост  или сокращение внутреннего  государственного  долга  устанавливается  Верховным Советом Республики   Беларусь  по предложениям Совета Министров  Республики Беларусь. Внутренний государственный  долг может быть представлен в  виде  займов,  выпускаемых  в  форме  ценных  бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального  банка Республики  Беларусь (с 2004 г. данный источник финансирования дефицита бюджета не используется), других  долговых обязательств, гарантированных  Советом Министров Республики Беларусь. Условия  выпуска  и  обращения  государственных долговых обязательств регулируются  постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Основной формой государственного кредита (внутреннего государственного долга) выступает государственный  заем, посредством которого осуществляется дополнительная мобилизация свободных  денежных средств юридических и  физических лиц в бюджет через  выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.

К основным видам государственных  ценных бумаг относятся государственные  краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО) и  государственные долгосрочные облигации  со сроком обращения один год и  более (ГДО).

Выпуск ГКО И ГДО  проводится в целях привлечения  временно свободных денежных средств  физических и юридических лиц, в  том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Чтобы не допускать негативного  воздействия государственного долга  на экономику, необходимо грамотно управлять  государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

Большинство экономистов  утверждают, что рост внутреннего  долга не может привести к банкротству  нации, так как это долг самим  себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых  ставок, выпуска денег или рефинансирования (т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы  и делая новые долги для  погашения старых).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ внешнего государственного долга

 

Привлечение иностранных  инвесторов для финансирования государственных  расходов, покрытия дефицита бюджета  становится в наших условиях общим  правилом. Это характерно для многих стран мира, где иностранный капитал, привлекаемый для сбалансирования  платежного баланса, стал устойчивым источником финансирования, получившим закрепление  в национальных финансовых законодательствах.

Внешний государственный  долг страны формируется совокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, предоставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

  1. в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний;
  2. путём продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической  безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25%-е соотношения платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

Размер  государственного  долга  изменяется  в  результате ежегодных операций по получению  новых займов (кредитов), изменения  условий их предоставления, а также  погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.

В соответствии со статьей 5 Закона РБ «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» РБ несет  безусловные обязательства по погашению  и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в  собственности РБ имуществом. Платежи  по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга  являются  первоочередными  по отношению к  другим расходам при исполнении республиканского бюджета. Государство не отвечает по обязательствам резидентов РБ, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии. На протяжении всего периода существования внешнего долга РБ сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности.

Долг центрального правительства  по методологии статистики государственных  финансов МВФ включает: обязательства правительства РБ, оформленные как внутренний государственный долг, обязательства Республики Беларусь перед международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств, кредиты Национального банка на финансирование дефицита республиканского бюджета текущего года, заблокированную валюту, а также обязательства Республики Беларусь по ценным бумагам.

Долг, гарантированный центральным  правительством, включает обязательства  по гарантиям правительства Республики Беларусь.

Существует также такое  понятие, как валовой внешний долг.

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму  фактических и ничем не обусловленных  обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует  выплаты основного долга и/или  процентов, на определенный момент времени. Он (ВВД) включает в себя  государственный внешний долг (правительства и Нацбанка)  и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

3.1. Управление и пути сокращения государственного долга

 

Правовое регулирование  деятельности, касающейся внутреннего  государственного долга, осуществляется посредством установления статуса:

1. Регулирования внутреннего  и внешнего государственного долга.

2. Управления внутренним  и внешним государственным долгом.

3. Обслуживания внутреннего  и внешнего государственного долга.

Регулирование внутреннего  и внешнего государственного долга  – установление общих принципов  и начал в политике внутреннего  и внешнего государственного долга. Осуществляется Парламентом. Его основные функции:

- принятие закона о государственном долге;

- установление норматива внутреннего и внешнего государственного долга при утверждении бюджета.

Управление государственным  долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой  к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию  рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Цель  управления  госдолгом  заключается  в  нахождении  оптимального  соотношения  между  потребностями  государства  в  дополнительных  ресурсах  и  затратами  по  их  привлечению,  обслуживанию  и  погашению.

Управление государственным  долгом в Республике Беларусь осуществляет Совет Министров или по его  поручению Министерство Финансов. Важнейшей  их функциональной задачей в этом процессе является: ограничение темпов увеличения государственного долга, своевременное  его погашение и реальные выплаты  доходов по займам за счет бюджетных средств.

Под обслуживанием внутреннего(внешнего) государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым  обязательствам  и  их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

Обслуживание государственного долга  осуществляется за  счет  средств  республиканского  бюджета  либо  других  активов, находящихся  в республиканской собственности. Операции по  обслуживанию  государственного  долга осуществляются  Минфином РБ и Национальным банком РБ и их органами на местах либо по поручению  и под контролем Национального  банка РБ коммерческими банками. Порядок  и сроки  погашения  государственного долга  определяются Советом  Министров РБ либо  по  его  решению  Министерством  финансов  РБ. Долги  местных   органов  власти  не   входят  в  состав внутреннего  государственного долга  РБ.

В  числе  финансовых  мероприятий,  проводимых  в  рамках  управления  государственным  долгом,  наиболее  распространены  в  мировой  практике  следующие:

1)  Рефинансирование  долга,  т.е.  погашение  ранее  выпущенных  долговых  обязательств  за  счет  новых  заимствований  или  изменение  условий  их  предоставления.  Многие  страны  мира  (например,  Англия,  Италия,  Мексика,  США,  Россия,  Украина,  Беларусь  и  др.)  активно  применяют  этот  механизм  пролонгации  своих  долгов.  Особенно  часто рефинансирование  принимается при выплате процентов и погашений по  внешней части  государственного  долга. 

Информация о работе Теория государственного долга