Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:55, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Весь мир живет в долг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга 6
1.3. Причины возникновения государственного долга 7
1.4. Виды государственного долга 9
2. Анализ государственного долга 11
2.1. Анализ внутреннего государственного долга 11
2.2. Анализ внешнего государственного долга 13
3. Управление государственным долгом 15
3.1. Управление и пути сокращения государственного долга 15
3.2. Основные меры по минимизации государственного долга РБ 21
3.3. Управление государственным долгом в РБ 23
3.4. Зарубежный опыт 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Оценка эффективности
управления государственным долгом
крайне сложна и напрямую связана
с поставленными целями и задачами.
В мировой практике не выработаны
методики оценки положительного влияния
государственного долга на бюджет и
денежное обращение страны, инвестиционный
процесс и степень доверия
населения к финансовой деятельности
государства и т.п., оцениваются
лишь отдельные стороны
В процессе управления государственным долгом решается ряд задач:
1) удержание величины
долга на уровне, обеспечивающем
экономическую стабильность и
безопасность государства,
2) минимизация стоимости
долга на основе удлинения
срока заимствований и
3) поддержка стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
4) контроль за эффективным
и целевым использованием
5) своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним;
6) диверсификация долговых
обязательств по срокам
7) координация действий
федеральных органов, органов
субъектов Федерации и
8) решение прочих задач, определенных финансовой политикой.
В свою очередь и процесс управления государственным долгом, выраженным в ценных бумагах, заключает в себя комплекс задач: экономических, финансовых, технических и информационных, эффективное решение которых определяет действенность всей системы управления госдолгом.
Задачи, стоящие перед правительством в области управления государственным долгом, сложившиеся исторические традиции и уровень экономического развития страны предопределяют выбор модели институциональной структуры управления. В мировой практике выделяют несколько подходов к построению институциональной структуры управления государственным долгом. Традиционный предполагает сохранение функций управления государственным долгом исключительно за министерством финансов, или долговой центр является подразделением министерства финансов. Такая модель управления существует в США, где государственным долгом занимается департамент Федерального Казначейства, или во Франции, где эти функции делегированы специализированному структурному подразделению казначейства, встроенному в систему министерства экономики, финансов и промышленности.
Другой подход к управлению
долгами предусматривает
С конца 1980-х гг. в мировой
практике появился альтернативный подход,
предусматривающий
Проведя анализ государственного финансового устройства различных стран, можно сделать вывод, что в управлении государственным долгом активную роль играют национальные казначейства (Великобритания, Бразилия, Испания, Франция, США, Австралия), которые тесно сотрудничают с государственными финансовыми информационными системами, так как общепризнанно, что деятельность по управлению долгом должна опираться на точную и комплексную информационную систему управления с надлежащими мерами защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что в современном мире государственный долг является закономерным явлением в функционировании любого государства, которое сталкивается с проблемой растущей задолженности.
Государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями государства в финансировании своих расходов и ее возможностями. Бюджетный дефицит, в свою очередь, погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.
Необходимость обслуживания
долга ограничивает возможности
правительства балансировать
Следует отметить, что крупный государственный долг ни в коем случае не может привести государство к банкротству.
Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. К основным методам управления государственным долгом можно отнести выплату долгов за счет золотовалютных резервов, консолидацию, унификацию займов, реструктуризацию, аннулирование долга, рефинансирование долга, конверсию, обращение страны – должника к международным банкам, новацию и другие.
Управление государственным
долгом Республики Беларусь осуществляется
Правительством Республика Беларусь в
соответствии с Законом Республики
Беларусь «О внешнем государственном
долге Республики Беларусь» от 22
июня 1998 года, Указом Президента Республики
Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об
утверждении Положения о
Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.
Размеры внутреннего и внешнего госдолга, источники привлечения, расходы по привлечению и обслуживанию долга утверждаются ежегодно в Законе о бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, мы видим, что внешний долг республики - явление весьма динамичное. Его размеры изменяются из года в год в зависимости от конкретного социально-экономического положения в стране в тот или иной период, за последние два года наблюдается резкое увеличение объёмов данного показателя.
В построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (во избежание ошибок).
Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика: Учебное пособие/ Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Под ред. М.И. Плотницкого.—М.: Новое знание, 2002.—462с.
2. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. 2005.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика : Учебник / под.ред А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Дело и сервис, 2002 – 477с.
4. Вечканов Г.С., Экономическая безопасность.—СПб.—Вектор, 2005.—256с.
6. Матвеев Т.Ю. Курс лекций для экономистов
7. Макроэкономика: Учеб. пособие/ А.В. Бондарь, В.А Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007.
8. Финансы / под.ред. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002- 527с.
9. Ханкевич Л.А. Финансы: практическое пособие – Мн.: Молодежное, 2007.
10. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы, 2004 г. №10.С.25-35.
11. Петровская Л., Данильченко А. Платежный баланс: механизмы регулирования// Финансы. Учет. Аудит. – 2005.- №7. – С. 27- 30.
12. Воробей Г.А. Финансовое право РБ: учеб. пособие . Мн.: Амалфея, 2006. – 432с.
13. Система дистанционного обучения планирования и прогнозирования экономики. Под общей ред. Г.А. Кандауровой, изд. 2-у исправленное. – Мн: БГЭУ, 2005. – 143с.