Теория государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Весь мир живет в долг.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга 6
1.3. Причины возникновения государственного долга 7
1.4. Виды государственного долга 9
2. Анализ государственного долга 11
2.1. Анализ внутреннего государственного долга 11
2.2. Анализ внешнего государственного долга 13
3. Управление государственным долгом 15
3.1. Управление и пути сокращения государственного долга 15
3.2. Основные меры по минимизации государственного долга РБ 21
3.3. Управление государственным долгом в РБ 23
3.4. Зарубежный опыт 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                         3

  1. Теория государственного долга. Понятие и виды                                     5
    1. Понятие государственного долга                                                      5
    2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга                                                                                                     6
    3. Причины возникновения государственного долга                          7
    4. Виды государственного долга                                                           9
  2. Анализ государственного долга                                                                 11
    1. Анализ внутреннего государственного долга                                11
    2. Анализ внешнего государственного долга                                     13
  3. Управление государственным долгом                                                      15
    1. Управление и пути сокращения государственного долга            15
    2. Основные меры по минимизации государственного долга РБ    21
    3. Управление государственным долгом в РБ                                   23
    4. Зарубежный опыт                                                                             26

Заключение                                                                                                  30

Список использованных источников                                                        32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера  решения долговой проблемы будет  зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем. Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

В последнее время интерес  экономистов к проблеме государственного долга значительно возрос по причине  стремительного роста его объемов. Критическая величина расходов на его  обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последнее  время заставляет искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Актуальность рассматриваемой  темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель данной работы – определение понятия государственного долга, изучение его видов, последствий, определение проблем и возможных путей их решения.

Задачами курсовой работы являются:

-раскрытие экономической  сущности государственного долга  и его составляющих;

-изучение предпосылок  возникновения и роста государственного  долга.

-изучение форм и методов  управления государственным долгом;

-анализ современного  состояния внешнего и внутреннего  долга Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория государственного  долга. Понятие и виды.

1.1. Понятие государственного долга

 

Государственный долг –  это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты).

Проблема долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела актуальное значение, поскольку  полная реализация суверенитета государства  возможна лишь при определенной экономической  его независимости.

Государственный долг состоит  из общей накопленной суммы бюджетных  дефицитов (за вычетом бюджетных  излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом  той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определённую дату. В развитых странах государственный  долг определяют также как общий  объём непогашенных государственных  облигаций. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Республикой Беларусь.

Государственный  долг  является  сравнительно  новой  правовой  категорией  и  выполняет  следующие  основные  функции:

  1. Распределительная  функция  -  позволяет  перераспределить  денежные  ресурсы  в  соответствии  с  потребностями  экономики  в  целом  и  необходимостью  поддержки  какого-либо  направления  социально-экономического  развития. С  помощью  этой  функции  идет  процесс  формирования  централизованных  денежных  фондов  государства   либо  использование  на  принципах  возвратности,  срочности  и  платности.  В  связи  с  более быстрым  увеличением  расходов  по  сравнению  с  налоговыми  поступлениями,  государственные  займы,  как  уже  отмечалось,  стали  в  последнее  время  заметным  инструментом финансирования  расходов  бюджета.  Налоги  не  увеличиваются,  когда  расходы  государства  финансируются  за  счет  госдолга,  но  при  погашении  задолженностей  идут  и  для  его  уплаты,  и  для  погашения  процентов  по  задолженности.
  2. Регулирующая  функция  -    выражается  в  том,  что  государство,  вступая  в  долговые  отношения,  воздействует  на  денежное  обращение,    уровень  процентных  ставок  на  денежном  рынке  капиталов,  на  производство  и  занятость,  на  заемщиков,  которые обязаны  обеспечить  эффективное  применение  бюджетных  ссуд. Таким  образом,  используя  государственный  долг  в  качестве  инструмента  регулирования  экономики,  государство  получает  возможность  проводить  ту  или  иную  финансовую  политику.
  3. Контрольная  функция  -  реализуется  в  контроле  за  целевым  и  эффективным  использованием  заимствованных  средств,  соблюдением  сроков  их  возврата  и  своевременностью  уплаты  процентов.

 

1.2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга

 

Государственный долг - это  накопленная сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими  и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Различают капитальный  и текущий государственный долг.

Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты.

Текущий государственный  долг - это сумма задолженности, которую  необходимо погасить в текущем периоде.

В странах, валюта которых  не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный  долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний - перед нерезидентами. При анализе внешней задолженности страны различают также следующие показатели: внешний долг и внешний государственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие и превышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированную государством.

Стабилизировать и уменьшить  государственный долг можно 3 способами:

1) Увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы

2) Осуществив монетизацию бюджетного дефицита

3) Полностью или частично  отказавшись от уплаты долга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Причины возникновения государственного долга

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения  денежных ресурсов для расширения воспроизводства  и удовлетворения общественных потребностей.

Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом объёмов ВПК, ростом товарно-денежного оборота  в теневой экономике, потерь, хищений  и т.д. 

Для  измерения  государственного  долга,  оценки  его  влияния  на  экономику,  а  также  возможности  международного  сравнения  в  мировой  практике  существует ряд  показателей  и  индикаторов  государственного  долга.

Величину государственного долга можно рассчитать по следующим  формулам:

 

ГДобщий =(G+N+F)–T,                                                                              (1)

 

где ГД общий – общий  государственный долг;

      G – государственные  закупки;

      N – выплаты  по обслуживанию долга;

      F – трансферты;

      Т – налоговые  поступления в бюджет 

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

 

                                      N = D * R1                                                             (2)

     

 где D – величина  долга;

       R1 – реальная ставка процента

 

Следует отметить, что государственный  долг в различных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более, чем в 2,5 раза, считается потенциально опасным для стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6 : 1.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его  бремя для экономики. Для этого  используется показатель отношения  величины государственного долга к  величине национального дохода или  ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный  долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Особое  значение  имеют  показатели,  основанные  на  оценке  расходов  по обслуживанию  и  оплате  внутреннего  и  внешнего  долга.  Сюда,  прежде  всего,  относятся:

1)  коэффициент  обслуживания  государственного  долга,  определяемый  как  соотношение  суммы   погашения  долгов  и  процентных  платежей  в  данном  году  (объем  текущего  госдолга)  и  ВВП  (объему  экспорта  товаров  и  услуг  или   общей  сумм  полученных  государством  в этом  же  году  кредитов);

2)  коэффициент  обслуживания  процентных  платежей,  определяемый  как  процент  от  совокупных  государственных  расходов  (иногда  как  процент  от  суммы   налоговых  поступлений  в   бюджет  или  от  объема  ВВП).

Наиболее  употребительными  для  измерения  бремени  внешнего  долга  являются два показателя: 1) снижение размера внешнего   долга или 2)  расходов  по  обслуживанию  внешнего  долга к объему  экспорта  товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Виды государственного долга

 

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами  которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может  привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в  мировой практике используются специальные  показатели – относительные параметры  внешнего долга. Они включают отношение  долговых платежей (по погашению и  обслуживанию долга) к экспорту товаров  и услуг.

Информация о работе Теория государственного долга