Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:55, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Весь мир живет в долг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга 6
1.3. Причины возникновения государственного долга 7
1.4. Виды государственного долга 9
2. Анализ государственного долга 11
2.1. Анализ внутреннего государственного долга 11
2.2. Анализ внешнего государственного долга 13
3. Управление государственным долгом 15
3.1. Управление и пути сокращения государственного долга 15
3.2. Основные меры по минимизации государственного долга РБ 21
3.3. Управление государственным долгом в РБ 23
3.4. Зарубежный опыт 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию.
Конверсия - это
изменение условий займа
и размеров выплачиваемых
Последствием
такой конверсии является
Консолидация - это
изменение условий займа,
Касаясь проблематики
бюджетно-налоговой политики,
следует отметить, что в литературе
для более подробного анализа
выделяют текущий бюджет и
бюджет развития. При планировании
бюджетных параметров, как правило,
не допускается дефицит
3.3. Управление государственным долгом в РБ
В данном случае речь пойдет о совокупности действий органов государства, связанных:
- с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий эмиссии ценных бумаг;
- с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;
- с проведением конверсии и консолидации займов;
- с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.
Следует отметить,
что реструктуризация
Что касается
реструктуризации
В положении,
утвержденном Указом № 88, содержатся
разъяснения по поводу того, какие
банки являются
Смысл же реструктуризации
долгов по кредитам состоит
в том, что банкам в счет
задолженности по кредитам
В результате
банк становится обладателем
акций общества, а общество избавляется
от долгов по кредитам. Однако
не следует забывать, что банк
государственный, и не
В сущности, банк
приобретает только акции
Хотелось бы
еще раз подчеркнуть, что для
банка более важен факт
Переориентация
на долгосрочные кредиты
Процесс увеличения
доли долгосрочных
Для
минимизации государственного
3.4. Зарубежный опыт
Процесс управления долгом
неразрывно связан с формированием
правовой среды, установлением законодательных
и институциональных основ
Законодательные основы базируются на двух подходах: экономическом, связанном с порядком утверждения бюджета, и организационном, основанном на регулировании рынка ценных бумаг.
К экономическим вопросам регулирования прежде всего относятся ограничение масштабов государственного заимствования, характер которых различается по странам. Иногда данные ограничения касаются размера дефицита бюджета (например, во Франции он не должен превышать 5% доходов) либо необходимого для обслуживания и погашения долга уровня профицита бюджета (в Норвегии и Италии), нередко – выпуска ценных бумаг местной администрацией (в Германии, Австрии и Японии), в большинстве стран – направлений использования средств. Согласно германской конституции заимствование и предоставление гарантий, которые могут вызвать бюджетные расходы в будущем, должны оформляться бюджетным законом в виде конкретной суммы. Размер заимствований ограничивается суммой предусмотренных бюджетом капитальных расходов за исключением случаев, когда деньги нужны для предотвращения внутренней экономической дестабилизации. В Японии выпуск ценных бумаг местной администрацией допускается лишь с согласия правительства и при строгом соблюдении законодательно установленных требований. Достижение установленных ориентиров доли долга в ВВП может приводить к изменению характера решения. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии важнейшей целью управления провозглашено достижение “разумной” долговой нагрузки. Новая Зеландия, в частности, использовала указанную цель для обоснования ограничения расходов и достижения устойчивого профицита; когда эта задача была выполнена, правительство приняло решение о сокращении налогов.
Организационный аспект, как
уже отмечалось, связан с регулированием
финансового рынка. В большинстве
стран отсутствует система
Системы правового регулирования финансового рынка, сложившиеся во многих зарубежных странах, при всех отличиях имеют общие закономерности:
- Как правило, представляют из себя двухуровневую систему: регулирующие органы осуществляют лицензирование, инспектирование и контроль участников рынка, проверку фондовых бирж и инвестиционных институтов, надзор за законодательством и другие важнейшие функции; деятельность саморегулируемых организаций направлена на осуществление контроля за соблюдением стандартов бизнеса;
- Регулирующие органы многих стран стараются увязать процесс управления долгом с системой макроэкономических установок, в рамках которых правительства стремятся обеспечить экономически приемлемые уровни и темпы роста государственного долга;
- Законодательством устанавливаются общие требования к ведению бизнеса, применяемые ко всем инвестиционным сделкам;
- В развитых странах действует система защиты прав инвесторов, законом гарантируется компенсация потерь инвесторов.
- Практически все страны стремятся увязать процесс управления долгом с системой макроэкономических установок, в рамках которой правительства планируют обеспечить экономически приемлемые уровни и темпы роста государственного долга. К планированию эмиссии долговых обязательств в мировой практике различают два подхода:
- При первом, более узком подходе, новые эмиссии осуществляются на основе периодически определяемой желательной структуры долга;
- При втором устанавливаются так называемые “целевые ориентиры”, на основе которых осуществляются эмиссии и управление портфелем государственных ценных бумаг.
Наиболее современный подход к планированию выпуска государственных займов представляет собой метод “целевых ориентиров”. Указанный метод применяется в целом ряде развитых государств, таких как Австрия, Бельгия, Ирландия, Новая Зеландия, Португалия, Швеция. Информация о принятых “целевых ориентирах” в зависимости от действующего в стране порядка может быть публичной или, что чаще всего, носит закрытый характер.
Исследования показали, что долговой рынок требует, чтобы действия регулирующих органов были предсказуемыми, а также имелась четкая программа выпуска займов. На практике указанные требования реализуются путем разработки предварительного графика выпусков, который публикуется в начале года и постоянно актуализируется (Новая Зеландия).
В большинстве стран