Теория государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Весь мир живет в долг.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга 6
1.3. Причины возникновения государственного долга 7
1.4. Виды государственного долга 9
2. Анализ государственного долга 11
2.1. Анализ внутреннего государственного долга 11
2.2. Анализ внешнего государственного долга 13
3. Управление государственным долгом 15
3.1. Управление и пути сокращения государственного долга 15
3.2. Основные меры по минимизации государственного долга РБ 21
3.3. Управление государственным долгом в РБ 23
3.4. Зарубежный опыт 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

          Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов.  Методы управления  государственным  долгом  включают  конверсию   и   консолидацию.

    Конверсия - это   изменение  условий  займа  и размеров выплачиваемых процентов  по нему или превращение его  в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным  кредиторам предлагается приобрести  недвижимость, участвовать в совместном  вложении капитала, приватизации  государственной собственности.  Частные национальные фирмы страны-кредитора  выкупают у своего государства  или банка обязательства страны-должника  и с обоюдного согласия используют  их для приобретения собственности.

    Последствием  такой конверсии является увеличение  иностранного капитала в национальной  экономике без поступления в  страну финансовых ресурсов.

    Консолидация - это  изменение условий займа, связанное  с изменением сроков погашения,  когда краткосрочные обязательства  консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.

    Касаясь проблематики  бюджетно-налоговой политики,   следует отметить, что в литературе  для более подробного анализа  выделяют текущий бюджет и  бюджет развития. При планировании  бюджетных параметров, как правило,  не допускается дефицит текущего  бюджета, а привлеченные средства  не включаются в его состав  как источник покрытия текущего  дефицита. В данном случае бюджет  развития часто рассматривается  как источник активного участия  государства в экономическом  развитии страны — для решения  вопросов расширения платежеспособного  спроса согласно  кейнсианской  доктрине перераспределения ресурсов, — стимулируя развитие тех  или иных отраслей экономики.  Поэтому эффективная фискальная  политика решает задачи ускоренного  выхода экономики из кризиса  за счет поддержания высокоэффективных  отраслей экономики, влияет  на  экономический рост посредством  расширения платежеспособного спроса, прямо содействует развитию трудоемких  отраслей. Взаимосвязь монетарной  и фискальной политики часто  демонстрируется на примере уравнения  Фишера: M*V=P*Q, где находят отражение  взаимосвязи — количество денег  в обращении (М), скорость обращения  денег (V), уровень цен в экономике (Р), реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос (Q).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Управление  государственным долгом в РБ

 

    В данном случае  речь пойдет о совокупности  действий органов  государства, связанных:

- с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий  эмиссии ценных бумаг;

- с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;

- с проведением конверсии и консолидации займов;

- с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Следует отметить, что реструктуризация задолженности  (пересмотр условий обслуживания  долга) по платежам в бюджет  производилась и ранее, в соответствии  с Указом президента РБ от 10 сентября 1999 года № 530, практически  на таких же условиях, исключая  отдельные моменты. Например, в  настоящее время не является  препятствием для реструктуризации  отсутствие источников собственных  средств, поскольку можно разработать  инвестиционный проект, предусмотреть  в нем восполнение источников  собственных средств и с полным  основанием претендовать на участие  в реструктуризации. Правда, при  этом необходимо обеспечить следующее  условие: проект должен пройти  государственную комплексную экспертизу.

    Что касается  реструктуризации задолженности   по кредитам с передачей банкам  доли акций, то подобного ранее  не практиковалось. Обычно смысл  реструктуризации состоял в отсрочке  сроков погашения кредитов, поэтому  и для банков предстоит реализовать  абсолютно новый вариант списания  долгов. Следует обратить внимание, что задолженность не обязательно  должна быть просроченной. Об  этом речь в указе не идет. Говорится только о том, что  путем реструктуризации может  производиться погашение задолженности,  которую предприятие само не  имеет возможности погасить. Участниками  реструктуризации, согласно указу,  являются хозяйственные общества  и государственные банки.

      В положении,  утвержденном Указом № 88, содержатся  разъяснения по поводу того, какие  банки являются государственными. Это банки, имущество которых  принадлежит РБ или ее административно-территориальной  единице или они обладают контрольным  пакетом акций.

    Смысл же реструктуризации  долгов по кредитам состоит  в том, что банкам в счет  задолженности по кредитам передаются  акции хозяйственного общества. Первоначально решение о реструктуризации  задолженности принимает хозяйственное  общество и затем обращается  в банк с соответствующим пакетом  документов. Если банк сочтет  реструктуризацию необходимой, то  он направляет в НБ РБ проект  соответствующего нормативного  правового акта. Решение о реструктуризации  принимается Национальным банком  по согласованию с президентом  РБ. После принятия положительного  решения в трехмесячный срок  производится увеличение уставного  фонда общества на сумму задолженности  по кредитам, осуществляется передача акций в собственность банка и вносятся изменения в учредительные документы общества.

    В результате  банк становится обладателем   акций общества, а общество избавляется   от долгов по кредитам. Однако  не следует  забывать, что банк  государственный, и не исключено,  что его доля в  уставном  фонде может быть различной,  возможно, и преобладающей по  сравнению с другими акционерами.  Следовательно, для общества это  связано со сменой формы собственности  с частной на государственную.

    В сущности, банк  приобретает только акции предприятия-банкрота. Хотя в чем-то есть некоторый  плюс, поскольку с передачей акций  и погашением задолженности возмещаются  вложенные в кредит ресурсы.  В противном случае вряд ли  бы вообще был погашен кредит, тем более что, скорее всего,  ликвидного обеспечения по проблемным  кредитам не имеется, иначе  банком были бы приняты меры  по его реализации. Согласно указу, банки имеют право получать в собственность акции хозяйственных обществ для осуществления целей и задач, определенных уставами этих банков.

    Хотелось  бы  еще раз подчеркнуть, что для  банка более важен факт погашения  долга, а не приобретения акций,  поскольку минимизация проблемных  кредитов — один из основных  показателей оценки деятельности  банков.

        Переориентация  на долгосрочные кредиты создаст  основу для сокращения отрицательного  сальдо текущего счета платежного  баланса страны. Одним из способов  решения имеющейся проблемы может  быть централизованное определение  Национальным банком и органами  исполнительной власти нормативов  для коммерческих банков и  субъектов бизнеса по привлечению  долгосрочных ресурсов в форме  прямых инвестиций.

    Процесс увеличения  доли долгосрочных заимствований   в общем объеме совокупного  внешнего долга непосредственно  связан и с улучшением кредитных  рейтингов как страны в целом,  так и отдельных банков. В этом  направлении за последние годы  Беларусь добилась значительных  успехов. Международные эксперты  также постоянно отмечают улучшение  инвестиционного климата в стране. Все это дает основания предполагать, что в будущем доля долгосрочных  заимствований в общем объеме  внешнего долга будет стабильно  увеличиваться, а краткосрочных  – снижаться.

        Для  минимизации государственного долга  нужны стратегические меры. Для  минимизации внутреннего долга  РБ нужно упростить налоговую  систему (документооборот, запутанность  и т.д.), тем самым это позволит  уменьшить нагрузку на малый  бизнес и позволит «развернуться  предпринимателям», что в свою  очередь позволяет появиться  новому  бюджетному источнику.  Для минимизации внешнего долга,  по моему мнению, нужно поступление  иностранных инвестиций в государство,  т.е. продажа обанкротившихся  предприятий другим странам. Таким  образом, это позволит обеспечить: дополнительные рабочие места, разнообразие продукции, появление дополнительного бюджетного  источника. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Зарубежный опыт

 

Процесс управления долгом неразрывно связан с формированием  правовой среды, установлением законодательных  и институциональных основ управления государственным долгом, постановкой  целей и задач долговой политики в соответствии с заданными параметрами  макроэкономики, определением приемов  и способов оценки эффективности процесса управления.

Законодательные основы базируются на двух подходах: экономическом, связанном  с порядком утверждения бюджета, и организационном, основанном на регулировании рынка ценных бумаг.

К экономическим вопросам регулирования прежде всего относятся ограничение масштабов государственного заимствования, характер которых различается по странам. Иногда данные ограничения касаются размера дефицита бюджета (например, во Франции он не должен превышать 5% доходов) либо необходимого для обслуживания и погашения долга уровня профицита бюджета (в Норвегии и Италии), нередко – выпуска ценных бумаг местной администрацией (в Германии, Австрии и Японии), в большинстве стран – направлений использования средств. Согласно германской конституции заимствование и предоставление гарантий, которые могут вызвать бюджетные расходы в будущем, должны оформляться бюджетным законом в виде конкретной суммы. Размер заимствований ограничивается суммой предусмотренных бюджетом капитальных расходов за исключением случаев, когда деньги нужны для предотвращения внутренней экономической дестабилизации. В Японии выпуск ценных бумаг местной администрацией допускается лишь с согласия правительства и при строгом соблюдении законодательно установленных требований. Достижение установленных ориентиров доли долга в ВВП может приводить к изменению характера решения. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии важнейшей целью управления провозглашено достижение “разумной” долговой нагрузки. Новая Зеландия, в частности, использовала указанную цель для обоснования ограничения расходов и достижения устойчивого профицита; когда эта задача была выполнена, правительство приняло решение о сокращении налогов.

Организационный аспект, как  уже отмечалось, связан с регулированием финансового рынка. В большинстве  стран отсутствует система регулирования  отдельных финансовых инструментов, а установленные законодательством  требования применяются ко всем инвестиционным сделкам.

Системы правового регулирования  финансового рынка, сложившиеся  во многих зарубежных странах, при всех отличиях имеют общие закономерности:

- Как правило, представляют из себя двухуровневую систему: регулирующие органы осуществляют лицензирование, инспектирование и контроль участников рынка, проверку фондовых бирж и инвестиционных институтов, надзор за законодательством и другие важнейшие функции; деятельность саморегулируемых организаций направлена на осуществление контроля за соблюдением стандартов бизнеса;

- Регулирующие органы многих стран стараются увязать процесс управления долгом с системой макроэкономических установок, в рамках которых правительства стремятся обеспечить экономически приемлемые уровни и темпы роста государственного долга;

- Законодательством устанавливаются общие требования к ведению бизнеса, применяемые ко всем инвестиционным сделкам;

- В развитых странах действует система защиты прав инвесторов, законом гарантируется компенсация потерь инвесторов.

- Практически все страны стремятся увязать процесс управления долгом с системой макроэкономических установок, в рамках которой правительства планируют обеспечить экономически приемлемые уровни и темпы роста государственного долга. К планированию эмиссии долговых обязательств в мировой практике различают два подхода:

- При первом, более узком подходе, новые эмиссии осуществляются на основе периодически определяемой желательной структуры долга;

- При втором устанавливаются так называемые “целевые ориентиры”, на основе которых осуществляются эмиссии и управление портфелем государственных ценных бумаг.

Наиболее современный  подход к планированию выпуска государственных  займов представляет собой метод  “целевых ориентиров”. Указанный метод  применяется в целом ряде развитых государств, таких как Австрия, Бельгия, Ирландия, Новая Зеландия, Португалия, Швеция. Информация о принятых “целевых ориентирах” в зависимости от действующего в стране порядка может  быть публичной или, что чаще всего, носит закрытый характер.

Исследования показали, что  долговой рынок требует, чтобы действия регулирующих органов были предсказуемыми, а также имелась четкая программа  выпуска займов. На практике указанные  требования реализуются путем разработки предварительного графика выпусков, который публикуется в начале года и постоянно актуализируется (Новая Зеландия).

В большинстве стран распространено равномерное планирование выпуска  долговых обязательств на протяжении всего года. Суть его в том, что  расчеты проводятся на валовой или  стабильной чистой основе: валовой  ежемесячный выпуск государственных  облигаций включает в себя 1/12 предусмотренного на год бюджетного дефицита и 1/12 суммы, необходимой для возврата долга, истекающего в планируемом году; при планировании на стабильной чистой основе ежемесячный выпуск ценных бумаг  определяется потребностями рефинансирования долга, подлежащего погашению в  данный месяц, увеличенными на 1/12 суммы  бюджетного дефицита на планируемый  год. Указанная методика широко представлена в США и основана на предпочтении кредиторов к реинвестированию своих  вложений. [18, с. 72]

Информация о работе Теория государственного долга