Теория и методика социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Социальный работник должен знать санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными людьми в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и иные необходимые товары, содействует в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, снабжение топливом. Социальный работник оказывает на дому необходимую доврачебную помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.

Файлы: 1 файл

Теория и методика соц.работы.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Как и во всем мире, в России широкое  распространение получила профессия  социального работника.

Предмет «Организация и содержание социальной работы с населением»  является основополагающим в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь  спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать  материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности  входит выявление одиноких престарелых  и нетрудоспособных граждан, в том  числе несовершеннолетних детей, проживающих  в зоне обслуживания, нуждающихся  в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой  им социальной помощи.

Основные цели курса: создать информационную и деятельност- ную основу для профессионального становления специалиста по социальной работе; создать условия для усвоения учащимися организационной и нравственной позиции «рядом и вместе с клиентом» и соответствующих ей методов работы; создать условия для выработки учащимися необходимых в профессиональной деятельности черт характера (сострадательного терпения, доброжелательного понимания и деятельностного сочувствия); создать условия для формирования у учащихся личного опыта и наработки собственного инструментария для осуществления профессиональной деятельности. Учащиеся, изучив дисциплину, должны знать: основные современные концепции и модели социальной работы; общие и частные технологии, методы социальной работы; основные принципы деятельности социального работника; структуры служб, способных оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. Будущие социальные работники должны уметь: активизировать потенциал собственных сил и возможностей человека, семьи или социальной группы, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и обеспечивать им максимум самостоятельности в ее преобразовании; использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента.

В учебник включены сведения из психологии, педагогики, социологии, необходимые  социальному работнику (социально-психологические  особенности различных категорий  людей, нормативно-правовые документы  и основные направления в проводимой политике социальной защиты населения, отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы и др.).

Социальный работник должен знать  санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными  людьми в домашних условиях, специфику  работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и  иные необходимые товары, содействует  в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку  приусадебного участка, снабжение  топливом. Социальный работник оказывает  на дому необходимую доврачебную  помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения  клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в  качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.

Обо всем этом говорится в учебнике, состоящем из 11 глав. В главе 1 рассматриваются  основы теории социальной работы (определение, сущность социальной работы, история  развития социальной работы в России, задачи и методы социальной работы), в главе 2 — государственная политика и правовые основы социальной работы, в главе 3 — теория и опыт социальной работы в других странах. Глава 4 посвящена  технологии социальной работы, глава 5 — основам социальной работы. В  главе 6 рассматривается психологическое  обеспечение социальной работы.

В главе 7 раскрывается специфика социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами, в главе 8 — с  детьми-инвалидами, семьями детей-инвалидов. В главе 9 говорится о семейной экономике, семейном бюджете. Глава 10 посвящена организации куль- турно-досуговой деятельности с различными категориями граждан, приводятся социокультурные реабилитационные технологии. В главе 11 рассматриваются технологии социальной работы с различными категориями людей в различных сферах жизнедеятельности.

В системе непрерывного образования  профессия социального работника  относится к 3-й ступени квалификации. Более высокую квалификацию он может  получить в системе среднего и  высшего профессионального образования. С 1991 г. социальных работников готовят  вузы, средние специальные учебные  заведения.

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / 1.1. Социальная работа: определение, сущность, содержание

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам и общностям в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. Социальная работа, возникшая как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, прошла определенный путь развития, теперь становится объектом специального научного исследования. В то же время, будучи социальной наукой, она изучает социальные явления, процессы, отношения. Она связана с другими науками — информатикой, физиологией, медициной, психологией, экологией.

Социальная работа рассматривается:

1) как вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию  личностных и общественных отношений  в процессе оказания помощи  отдельным индивидам, группам  людей и общностям, испытывающим  затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции  и реабилитации, а также путем  изменения или реформирования  отдельных элементов социальной  системы. В социальной работе  используются принципы, методы и  подходы ряда научных направлений  к решению социальных и гуманитарных  проблем;

2) как теория, изучающая способы  и методы содействия социальной  адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях;

3) как учебная дисциплина многоуровнего характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональ- ных качеств будущего социального работника с установкой на самовоспитание, в получении теоретических знаний и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий.

Теоретическое обоснование социальной работы идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развития таких  дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Основополагающие принципы социальной работы — права человека и социальная справедливость. Специалисты социальной сферы помогают решать проблемы людей  в их взаимоотношениях, повышать их социальное благосостояние, предоставляя им определенные полномочия и свободу.

Одна из основоположниц профессиональной социальной работы — Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928), инвалид с детства, с 1891 по 1909 г. являлась генеральным секретарем Благотворительного общества в Балтиморе (США). По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантропии, в дальнейшем преобразованная в факультет социальной работы Колумбийского университета.

Всю жизнь она посвятила научному обоснованию новой профессии  — социального работника. С ее именем связано открытие профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитие индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа», или диагностический подход, в социальной работе.

В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую книгу — «Дружеский визит к  беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в 1917 г. издала новую книгу — «Социальная  диагностика», которая стала рабочим  инструментарием для социальных работников. М. Ричмонд ввела в  теорию социальной работы такие медицинские  термины, как «диагноз», «клиент», «лечение», придав им иное семантическое значение. Она считала, что социальный работник должен уметь регулировать социальные отношения, учитывать индивидуальности клиента, обладать «искусством помощи». При этом методы работы могут быть директивными и недирективными.

Под директивными подразумеваются непосредственные взаимодействия социального работника и индивида — «ум на ум». Между ними должны устанавливаться доверительные отношения, определенные позитивные чувства. Социальный работник должен помогать клиенту в решении его проблем, активизировать его собственный внутренний потенциал. Он должен обладать техниками внушения, убеждения, дискуссии; важны и личностные характеристики социального работника.

Недирективныши считаются косвенные методы лечения, т.е. помощь направляется на окружение клиента, на изменение среды его обитания. Искусство социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту получить объективную картину его проблемы. В индивидуальной работе М. Ричмонд выделяла следующие основные этапы:

-  получение информации;

- диагноз (исследование состояний  социальных отклонений);

-  прогноз (предположения о перспективе улучшения);

- лечение.

М. Ричмонд разработала также  принципы взаимодействия социального  работника и клиента, впоследствии ставшие основой этического кодекса  социального работника (приложение):

-  симпатизировать клиенту;

-      отдавать ему предпочтение;

- поощрять его;

-  строить с ним совместные, ясные планы действий.

Термин «социальная работа»  характерен для рыночной экономики, так как ее развитие вызывает социальное расслоение населения. Возникает необходимость  в создании сети социальной поддержки, в противном случае обостряются  проблемы в социальной сфере и возникает социальная напряженность. В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют различные институты социальной поддержки людей, имеющие как государственную, так и частную структуру. Профессия социального работника — одна из самых распространенных и престижных.

В социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения доверительного характера, когда клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений.

Социальная работа имеет много  разновидностей: социальный работник может выступать как социальный управленец, организатор, социальный педагог, юрист, психолог, социолог, консультант.

Социальная работа рассматривается  как форма практической деятельности:

-  деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующих нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом;

-      профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем;

-  профессиональная деятельность, носящая по преимуществу превентивный характер;

-  профессиональная деятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Английские ученые Ш.Рамон и Т.Шанин определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы в условиях личного и семейного кризиса обеспечить людям повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа становится важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, государственным аппаратом, а также законодательством.

На начальном этапе развития теории и практики социальной работы ею занимались в основном представительницы  различных филантропических и феминистских движений. В утверждении социальной работы как профессии большую  роль сыграли представительницы  американской школы, выражавшие разные взгляды на причины социальных проблем  и соответственно развивавшие разные подходы к социальной работе.

1.2. Развитие  социальной работы в России

Целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Историки Н.Карамзин, В.Ключевский, С. Соловьев применительно к раннему периоду княжеской помощи используют такие понятия, как «нищелюбие», «милосердие», а к более позднему — «благотворительность».

В XIX в. общественное призрение и  христианская благотворительность  существовали как две самостоятельные  парадигмы. К началу XX в. они «рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение  и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, — как составные  части единого социально- исторического процесса».

Первый опыт социальной помощи в  России описан в работе А.Стога «О общественном призрении» (СПб., 1818). В 70 — 80-е гг. XIX в. растет общественное движение поддержки нуждающихся, принимаются государственные меры в области социальной политики, в связи с этим возрождается интерес к исследованиям практики помощи и поддержки в России.

В конце XIX — начале XX в. проводятся исследования церков- но-приходского, земского и городского призрения, общественной помощи, частной благотворительности, отраженные в работах В.Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Именно цер- ковно-приходское призрение послужило первоосновой современных форм общественной благотворительности, его идеология помощи оказала влияние на становление гуманистических общественных отношений.

Информация о работе Теория и методика социальной работы