Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:31, контрольная работа
Социальный работник должен знать санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными людьми в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и иные необходимые товары, содействует в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, снабжение топливом. Социальный работник оказывает на дому необходимую доврачебную помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
Как и во всем мире, в России широкое распространение получила профессия социального работника.
Предмет «Организация и содержание социальной работы с населением» является основополагающим в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи.
Основные цели курса: создать информационную и деятельност- ную основу для профессионального становления специалиста по социальной работе; создать условия для усвоения учащимися организационной и нравственной позиции «рядом и вместе с клиентом» и соответствующих ей методов работы; создать условия для выработки учащимися необходимых в профессиональной деятельности черт характера (сострадательного терпения, доброжелательного понимания и деятельностного сочувствия); создать условия для формирования у учащихся личного опыта и наработки собственного инструментария для осуществления профессиональной деятельности. Учащиеся, изучив дисциплину, должны знать: основные современные концепции и модели социальной работы; общие и частные технологии, методы социальной работы; основные принципы деятельности социального работника; структуры служб, способных оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. Будущие социальные работники должны уметь: активизировать потенциал собственных сил и возможностей человека, семьи или социальной группы, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и обеспечивать им максимум самостоятельности в ее преобразовании; использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента.
В учебник включены сведения из психологии,
педагогики, социологии, необходимые
социальному работнику (социально-психологические
особенности различных
Социальный работник должен знать
санитарно-гигиенические
Обо всем этом говорится в учебнике,
состоящем из 11 глав. В главе 1 рассматриваются
основы теории социальной работы (определение,
сущность социальной работы, история
развития социальной работы в России,
задачи и методы социальной работы),
в главе 2 — государственная политика
и правовые основы социальной работы,
в главе 3 — теория и опыт социальной
работы в других странах. Глава 4 посвящена
технологии социальной работы, глава 5
— основам социальной работы. В
главе 6 рассматривается
В главе 7 раскрывается специфика социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами, в главе 8 — с детьми-инвалидами, семьями детей-инвалидов. В главе 9 говорится о семейной экономике, семейном бюджете. Глава 10 посвящена организации куль- турно-досуговой деятельности с различными категориями граждан, приводятся социокультурные реабилитационные технологии. В главе 11 рассматриваются технологии социальной работы с различными категориями людей в различных сферах жизнедеятельности.
В системе непрерывного образования
профессия социального
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / 1.1. Социальная работа: определение, сущность, содержание
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам и общностям в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. Социальная работа, возникшая как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, прошла определенный путь развития, теперь становится объектом специального научного исследования. В то же время, будучи социальной наукой, она изучает социальные явления, процессы, отношения. Она связана с другими науками — информатикой, физиологией, медициной, психологией, экологией.
Социальная работа рассматривается:
1) как вид социальной
2) как теория, изучающая способы
и методы содействия
3) как учебная дисциплина
Теоретическое обоснование социальной работы идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.
Основополагающие принципы социальной работы — права человека и социальная справедливость. Специалисты социальной сферы помогают решать проблемы людей в их взаимоотношениях, повышать их социальное благосостояние, предоставляя им определенные полномочия и свободу.
Одна из основоположниц профессиональной социальной работы — Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928), инвалид с детства, с 1891 по 1909 г. являлась генеральным секретарем Благотворительного общества в Балтиморе (США). По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантропии, в дальнейшем преобразованная в факультет социальной работы Колумбийского университета.
Всю жизнь она посвятила научному обоснованию новой профессии — социального работника. С ее именем связано открытие профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитие индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа», или диагностический подход, в социальной работе.
В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую
книгу — «Дружеский визит к
беднякам: руководство для работающих
в благотворительных
Под директивными подразумеваются непосредственные взаимодействия социального работника и индивида — «ум на ум». Между ними должны устанавливаться доверительные отношения, определенные позитивные чувства. Социальный работник должен помогать клиенту в решении его проблем, активизировать его собственный внутренний потенциал. Он должен обладать техниками внушения, убеждения, дискуссии; важны и личностные характеристики социального работника.
Недирективныши считаются косвенные методы лечения, т.е. помощь направляется на окружение клиента, на изменение среды его обитания. Искусство социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту получить объективную картину его проблемы. В индивидуальной работе М. Ричмонд выделяла следующие основные этапы:
- получение информации;
- диагноз (исследование
- прогноз (предположения о перспективе улучшения);
- лечение.
М. Ричмонд разработала также принципы взаимодействия социального работника и клиента, впоследствии ставшие основой этического кодекса социального работника (приложение):
- симпатизировать клиенту;
- отдавать ему предпочтение;
- поощрять его;
- строить с ним совместные, ясные планы действий.
Термин «социальная работа» характерен для рыночной экономики, так как ее развитие вызывает социальное расслоение населения. Возникает необходимость в создании сети социальной поддержки, в противном случае обостряются проблемы в социальной сфере и возникает социальная напряженность. В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют различные институты социальной поддержки людей, имеющие как государственную, так и частную структуру. Профессия социального работника — одна из самых распространенных и престижных.
В социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения доверительного характера, когда клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений.
Социальная работа имеет много разновидностей: социальный работник может выступать как социальный управленец, организатор, социальный педагог, юрист, психолог, социолог, консультант.
Социальная работа рассматривается как форма практической деятельности:
- деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующих нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом;
- профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем;
- профессиональная деятельность, носящая по преимуществу превентивный характер;
- профессиональная деятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.
Английские ученые Ш.Рамон и Т.Шанин определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы в условиях личного и семейного кризиса обеспечить людям повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа становится важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, государственным аппаратом, а также законодательством.
На начальном этапе развития теории и практики социальной работы ею занимались в основном представительницы различных филантропических и феминистских движений. В утверждении социальной работы как профессии большую роль сыграли представительницы американской школы, выражавшие разные взгляды на причины социальных проблем и соответственно развивавшие разные подходы к социальной работе.
1.2. Развитие социальной работы в России
Целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Историки Н.Карамзин, В.Ключевский, С. Соловьев применительно к раннему периоду княжеской помощи используют такие понятия, как «нищелюбие», «милосердие», а к более позднему — «благотворительность».
В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они «рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, — как составные части единого социально- исторического процесса».
Первый опыт социальной помощи в России описан в работе А.Стога «О общественном призрении» (СПб., 1818). В 70 — 80-е гг. XIX в. растет общественное движение поддержки нуждающихся, принимаются государственные меры в области социальной политики, в связи с этим возрождается интерес к исследованиям практики помощи и поддержки в России.
В конце XIX — начале XX в. проводятся исследования церков- но-приходского, земского и городского призрения, общественной помощи, частной благотворительности, отраженные в работах В.Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Именно цер- ковно-приходское призрение послужило первоосновой современных форм общественной благотворительности, его идеология помощи оказала влияние на становление гуманистических общественных отношений.