Теория и методика социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Социальный работник должен знать санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными людьми в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и иные необходимые товары, содействует в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, снабжение топливом. Социальный работник оказывает на дому необходимую доврачебную помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.

Файлы: 1 файл

Теория и методика соц.работы.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Развитие помощи и взаимопомощи в России прошло следующие основные этапы:

-  архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.;

-  период княжеской и церковно-монастырской поддержки (X— XIII вв.);

-  период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII в.);

-  период государственного призрения (вторая половина XVII — вторая половина XIX в.);

-  период общественного и частного призрения (конец XIX— начало XX в.);

-  период государственного обеспечения (1917 —1991 гг.);

-  период социальной работы (с начала 1990-х гг. по настоящее время).

В основе социальной работы в России лежит благотворительность, которая  опирается на милосердие, традиционное на Руси, складывавшееся столетиями. Стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим» как целенаправленное выражение человеколюбия издревле было нормой наших предков. По свидетельству Н.М.Карамзина, древние путешественники отмечали особую духовность славянских народов, их человеколюбие, сострадание, стремление разделить горе и беду другого. Эти свойства были характерны для древних славян задолго до принятия христианства. С. М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым, а также к пленным, на редкость гостеприимны, что отличало их от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей.

Условия жизни и быта славян способствовали развитию гуманистических национальных традиций. Xлебопашество, скотоводство, ремесленничество и затянувшееся дольше, чем у других народов, родовое общественное устройство способствовали формированию у наших предков особого характера взаимоотношений людей, нравственных норм поведения, таких, как человеколюбие, незлобивость, открытость души.

На развитие природных черт предков  славян влияла также среда обитания: географические и природно-климатические  условия. Обширные, свободные территории позволяли соплеменникам в случае опасности или внутриродовых  и внутриплеменных конфликтов переходить на новые места обитания. Таким  образом, не происходило ссор из-за земли, ослаблялись либо эффективно разрешались конфликтные ситуации. Это способствовало развитию у людей  миролюбия, незлобивости, добродушия.

Для древнейших славян были характерны общинные принципы жизнедеятельности, определенные формы защиты и поддержки, например круговая порука — «вервь». Всей общиной заботились о стариках, если они оставались одинокими или без помощи семьи. Для них выделялась земля, на которой они работали. В случае если старики не в состоянии были возделывать ее и обеспечивать себя продуктами питания, члены общины брали их на постой на несколько дней.

Интересные формы помощи были и  в отношении детей-сирот. Их усыновляли внутри родовой общины, как правило, люди пожилого возраста, которым становилось  трудно справляться с хозяйством, или лишенные наследников. Другой формой поддержки была общинная, мирская  помощь, когда ребенок, как и старики, переходил из дома в дом на кормление.

Вдовам оказывалась помощь продуктами, выделялась земля, на них распространялись виды призрения, как и на стариков.

Основой хозяйственных форм помощи и взаимопомощи становилась взаимовыручка. В экстремальных ситуациях (пожаре, наводнении и др.) людям оказывались «помочи». В случае болезни взрослых членов семьи поддержку можно было ожидать от соседей, они приходили в дом помочь по хозяйству, приготовить еду, присмотреть за детьми, накормить скот. Такая форма поддержки называлась «наряды миром».

Еще одна форма активной помощи — толоки. Несколько семей объединялись, чтобы совместно обрабатывать землю, убирать урожай, заготавливать сено. Распространена была также помощь молодым семьям в постройке дома.

Таким образом, формы помощи славян стали основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся.

В X—XIII вв. изменяется социально-экономическая  и социокультурная ситуация. К началу IX в. у восточных славян завершается разложение первобытно-общинного строя, разрушаются ро- доплеменные связи, создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен.

С принятием в 988 г. на Руси христианства в православном варианте появилась  особая организация — церковь. С  этого времени начинает формироваться  христианская концепция помощи, в  основу которой легла философия  деятельной любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Начальные формы общественного призрения относятся к деятельности русских князей и Русской православной церкви.

Киевский князь Владимир Святославович  в числе первых дал пример сострадания  к убогим, нищим, юродивым. Они могли  являться на княжий двор и жить при  нем для ведения богоугодных  бесед. Тогда же появились первые больницы. Более других «нище- любием» прославился Владимир Мономах, завещавший своим детям: «Всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам положено, по силе своей кормите».

По мнению В. О. Ключевского, «нищелюбие» было одним из главных средств нравственного воспитания народа на Руси. Забота распространялась и на слабоумных, и на «умалишенных». При монастырях с XI в. создавались особые дома, где совместно с сиротами воспитывались и трудились калеки и глухонемые, и убежища-приюты для призрения «умалишенных». По свидетельствам летописцев, одним из первых дом призрения был открыт в Киево-Печерской лавре и о нем «шла большая слава». Позднее такие же дома создаются в Москве, Новгороде, Пскове и других городах.

Милосердие и «нищелюбие» для благотворителей в тот период были необходимыми условиями личного нравственного здоровья, они стремились возвысить уровень собственного духовного совершенства. «В рай входят святой милостыней. Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается». При таком подходе благотворительность зависела от воли отдельных лиц, следовавших христианской морали, но не была делом государства.

В XVI в. Иван Грозный вводит в судебник статью о необходимости попечения тех, кто «одержим бесом и лишен разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри. На Стоглавом соборе 1551 г. высказывается мысль о развитии государственной помощи, переходе от благотворительности к системе общественного призрения: в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, создаваться приюты для нищих и больных.

При царе Алексее Михайловиче в 1670 г. учрежден Приказ строения богаделен. В царствование Федора Алексеевича, во второй половине XVII в., принимается  решение о строительстве двух государственных богаделен.

В 1700 г. Петр I издает указ о постройке  во всех губерниях богаделен для  старых и увечных, в 1712 г. — указ о  создании госпиталей, селений для  душевнобольных, требует повсеместного  устройства госпиталей «для увечных  и самых престарелых, не имеющих  возможности снискать пропитания трудами».

Петр I обязал государственные структуры  заботиться о немощных, положив начало становлению государственной системы социального призрения.

Император расширяет «закрытое  призрение» (содержание в различных  учреждениях и заведениях благотворительного толка) таких категорий населения, как незаконнорожденные (зазорные) младенцы, престарелые, раненые и  увечные офицеры, урядники и солдаты, не способные к труду; инвалиды из матросов и солдат, душевнобольные и «дураки» (безумные от рождения) и другие. Начали развиваться и формы «открытого призрения»: выделения пенсий, кормовых денег, обеспечение землей и промыслами.

Достойной преемницей Петра I стала  Екатерина II. В частности, по ее Указу  «Об учреждении приказа общественного  призрения» в России стали создаваться  учреждения для инвалидов, сирот, душевнобольных, были открыты два больших заведения  для незаконнорожденных детей— в 1763 г. Воспитательный дом в Москве, в 1770 г. — его отделение в Петербурге, преобразованное в 1789 г. в самостоятельное учреждение.

Система учреждений социальной помощи к 1862 г. в России

К 1862 г. в России система учреждений социальной помощи включала:

-  лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

-   заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

-  учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих);

-  институты пансионеров, местные благотворительные общества.

Таким образом, Екатерина II создала  универсальную систему благотворительности. Правда, учреждения социальной помощи населению еще не имели четкой структуры, принципов организации, не могли удовлетворить всех нуждающихся. Но система общественного призрения, созданная ею, оказалась очень  устойчивой и в общих чертах сохранилась  до наших дней.

Крупнейший этап в истории развития милосердия связан с именем императрицы  Марии Федоровны — супруги  Павла I. Сеть созданных ею благотворительных  учреждений после ее смерти получила наименование «Учреждения императрицы  Марии Федоровны». Особое внимание императрица обращала на воспитательные дома, заботилась об увеличении их доходов, по ее просьбе государь пожаловал  воспитательному дому особняк графа  Разумовского на Мойке, был куплен соседний дом графа Бобрин- ского.

Императрица открывала новые учебные  и благотворительные заведения. К 1802 г. в Петербурге и Москве начали действовать женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. На свои средства Мария Федоровна на даче в Павловске  организовала училище для глухонемых детей обоего пола, а в 1802 г. в Гатчине  — новый воспитательный дом. В 1803 г. в Санкт-Петербурге и Москве открываются  вдовьи дома для вдов военных и  гражданских чиновников и две  больницы для бедных. В 1807 г. основан  Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г.— Xарьковс- кий институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и бесплатно. В 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии, в 1826 г. в Севастополе и Николаеве — училища для нижних чинов морского ведомства.

Развиваются также благотворительные  общества. В 1802 г. в Петербурге при  содействии императора Александра I основано Благодетельное общество, переименованное  в 1814 г. в Императорское человеколюбивое  общество. Комитет из 17 «достойных лиц» разработал программу его деятельности:

1) домовое призрение бедных больных  (бесплатное лечение на дому);

2)  открытие диспансеров в разных частях города, устройство больниц, в том числе специализированных;

3) помощь пострадавшим от несчастных  случаев;

4)  организация особенных (инфекционных) больниц;

5)  призрение людей с природными недостатками развития (калек, глухонемых, слепых и т.д.).

Во время царствования Николая I деятельность общества значительно  расширилась. При Александре II основано 86 новых благотворительных учреждений, общее число их возросло до 131, а  при Николае II — до 210.

В 1910 г. Человеколюбивое общество оказывает  помощь бедным людям независимо от пола, вероисповедания и возраста:

-  при рождении младенца (акушерство, врачебная помощь и помощь вещами);

-  детям (уход, воспитание, образование);

-  взрослым, больным или престарелым (уход, лечение, предоставление бесплатных или дешевых квартир, пищи).

В России развивалась также частная  благотворительность, отдельные лица оставили свой след в истории. Так, Федор Михайлович Ртищев (1626 —1673) вошел в историю как основатель (на собственные деньги) и первый начальник Общества Красного Креста. Во время военных действий он организовал содержание, уход, врачебную помощь больным, раненым, воинам, подобранным на дорогах, оказывал помощь даже пленным врагам. Ф. М. Ртищев первым в России организовал частный амбулаторный приют для нуждающихся.

Основатель газеты «Русский инвалид» (1813) Пауль Вильгельм (Павел Павлович) Помиан-Пезаровиус способствовал становлению частной благотворительности. Издание газеты было поддержано царской семьей, устраивались также благотворительные вечера, много было частных пожертвований. Собираемые средства шли на издание газеты и выплату пособия 1200 инвалидам.

В истории отечественного благотворения  особое место занимает Владимир Федорович Одоевский (1804—1869). Он организовал в Петербурге и за его пределами ряд филантропических учреждений. В созданном в 1846 г. по его инициативе Обществе посещения бедных в Петербурге применялись нетрадиционные для России подходы в организации общественной помощи — на трудовых началах и на принципе общественного долга. С его именем связывается организация детских приютов в Петербурге и других городах России.

Большую часть своей жизни посвятил благотворительным делам доктор Фридрих Иосиф (Федор Петрович) Гааз, безвозмездно лечивший больных в богадельных домах. Благодаря ему была открыта Полицейская больница для бесприютных. При жизни Гааза в его больнице перебывало 30 тыс. человек, 21 тыс. из них выздоровели. После излечения бесприютным помогали устраиваться в жизни. Престарелых определяли в богадельни, крестьян отправляли на родину, иногородним выправляли паспорта, осиротевших детей направляли в приюты или отдавали на воспитание в семьи. Лозунгом его жизни были слова: «Торопитесь делать добро!»

С 60-х гг. XIX в. в России начинается новый этап социальных отношений, характеризующийся развитием меценатства и благотворительности. Возникают попытки объединения социально-философских воззрений на человека и общество и социальной практики. Создаются различные научные и благотворительные общества, фонды, общества, осуществляющие воспитание и обучение аномальных детей.

Впервые появляются специальные школы: в Санкт-Петербурге для глухих (1806) и для слепых (1807) под руководством Валентина Гаюи — французского педагога, основоположника тифлопедагогики, который с 1806 по 1817 г. жил в России. Гаюи впервые добился приобщения слепых к общественно полезному труду. Во второй половине XIX в. открываются учреждения и для умственно отсталых детей: в Риге — небольшое частное платное учреждение для детей, страдающих эпилепсией и идиотией (1854), в Санкт- Петербурге — приют Св. Эммануила (1880) и в Москве (1908).

Информация о работе Теория и методика социальной работы