Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:31, контрольная работа
Социальный работник должен знать санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными людьми в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и иные необходимые товары, содействует в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, снабжение топливом. Социальный работник оказывает на дому необходимую доврачебную помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.
После 1917 г. начинается новый этап в развитии социальной помощи в России. Государство взяло на себя разработку социальной политики и оказание помощи и поддержки нуждающимся. Социальная политика была направлена на организацию поддержки и помощи больным, инвалидам, престарелым, женщинам и детям, она включала в себя систему пособий и выплат. Кроме того, в СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей.
Помощью на дому инвалидам, престарелым,
больным, социальным патронажем занимались
работники здравоохранения, органов
социального обеспечения и
До 1990-х гг. социальная политика представляла собой социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности на принципах всеобщности, равного права на его получение, доступности условий обеспечения.
К многообразным видам и формам
социального обеспечения
В настоящее время социальная работа
ведется силами системы социальных
служб и отдельных
1.3. Принципы, цели, задачи и методы социальной работы
В социальной работе важное значение имеет социальное, психологическое и физиологическое благополучие личности. В связи с этим основные цели социальной работы:
- увеличение степени самостоятельности клиента, раскрытие возможностей и способностей личности наиболее эффективно разрешать жизненные проблемы;
- создание условий, способствующих максимальному проявлению потенциала клиентов и возможности получить все, что им положено по закону;
- адаптация или реадаптация людей в обществе;
- создание условий индивиду, чтобы он мог жить с чувством собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии или жизненный кризис;
- достижение такого результата, когда клиент сможет справляться со своими проблемами самостоятельно и необходимость в помощи социального работника отпадет.
На макроуровне социальная работа выражается в определенных мерах по улучшению среды обитания людей:
- содействие в создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе;
- предотвращение социально-политических и национально- этнических конфликтов;
- выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоение источников финансирования.
На мезо уровне социальная работа
выступает как вид деятельности
по оказанию помощи человеку, семье
и различным группам
На микроуровне социальная работа строится исходя из запросов личности (клиента) и направлена на восстановление или сохранение социетальных и психоментальных связей индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Помощь предлагается в виде индивидуальных консультаций, патронажа и работы в группах.
Таким образом, главная цель социальной работы — не только забота о благосостоянии личности, семьи, общины, но и раскрытие их возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.
Пример-притча. Человек оказался в трудном положении: нет денег, нечего есть. Как помочь ему? Есть несколько вариантов решения этой проблемы.
Первый подход — накормить человека рыбой. В аналогичной ситуации индивид будет ждать помощи со стороны, не прилагая усилий для решения своих проблем.
Второй подход — дать человеку удочку, чтобы он сам наловил себе рыбы. Наиболее эффективен метод, когда человека научат делать удочку. Этой самостоятельно сделанной удочкой он самостоятельно наловит рыбы. Приобретенный опыт изготовления удочки пригодится и в дальнейшей жизни, так как покажет ему, что многое зависит от него самого, и он поверит в себя и свои возможности.
Эффективность социальной работы во многом зависит от следующих факторов: познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками.
Важная роль принадлежит методам социальной работы.
Методы социальной работы
— это совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов деятельности.
В социальной работе используются междисциплинарные
методы. Например, социометрия, групповая
дискуссия, включенное наблюдение —
социально-психологические
К методам собственно социальной работы относится прежде всего метод написания социальных биографий. Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни, определить, как относится индивид к социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он опосредованно или непосредственно включен. К формам биографического метода относятся ненаправленные интервью, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, о каких-то ее этапах или жизни кого-либо из родственников.
Все эти формы позволяют выявить специфику жизненного опыта человека в процессе его совместной жизнедеятельности с другими людьми, когда он включается в различные социальные группы.
Одна из форм биографического метода — «социальная биография». Вариант этого метода— семейная биография. При изучении истории семей можно выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека.
Особая роль принадлежит методу комплексного психосоциального моделирования. Суть его заключается в том, что разрабатывается формальная модель социальных отношений между социальным субъектом и социальными исследованиями. Цель метода — выявление наиболее оптимальных позиций, что позволяет оптимизировать механизмы реализации жизненных сил человека и группы.
Для получения новых знаний необходимы методы научного исследования, большое значение имеет правильный их выбор. Уровень и глубина познания социального работника, применение им научных методов исследования социальных проблем говорят о его профессионализме.
Основные принципы социальной работы. Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести единство государственного подхода (и в сочетании с региональными особенностями социальной работы), демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.
Организационные принципы: социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
Психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. Принципы этой группы — комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.
Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных прав. Помощь клиенту не может быть обусловлена требованием отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, нельзя оказывать помощь многодетной семье, требуя при этом ограничить детородную активность.
Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип профессиональной направленности предполагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий.
Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, который вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе принимать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем; должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других людей.
Принцип опоры на собственные силы — активная позиция человека в разрешении своих проблем. Лучший помощник в разрешении жизненных затруднений, устранении конфликтной ситуации, налаживании отношений с близкими людьми — сам человек. Социальный работник должен стимулировать клиентов к самопомощи. Однако люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.
Принцип максимизации социальных ресурсов — каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие, не запрещенные законом способы.
Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация не должна разглашаться, она может использоваться только в профессиональных целях.
Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые не внушают симпатии специалисту. Их нельзя делить на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек, нуждающийся в помощи, должен получить ее.
Выбор того или иного метода в
социальной работе зависит от цели
и характера задач, решаемых в
ходе исследования; наличия материально-
1.4. Объекты, субъекты, сферы применения социальной работы
Объектом социальной работы может выступать все население: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сферы образования и здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.
Связано это с тем, что у людей возникают различные проблемы, с которыми они самостоятельно не справляются, и им необходима квалифицированная помощь специалиста. Люди — объекты деятельности социальных работников — находятся в особо трудных условиях ввиду врожденных или приобретенных нарушений в развитии, преклонного возраста. К ним относятся состояние здоровья, не позволяющее самостоятельно решать жизненные проблемы (психическое заболевание, инвалидность и т.д.), конфликтные ситуации в семье, старость, бродяжничество, бездомность, вынужденная миграция, бедность, беспризорность и безнадзорность и т. п.
Все функции по оказанию социальной помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выполняют субъекты социальной деятельности: социальные работники, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, т.е. люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.
Субъектами социальной работы являются также люди, которые обучают этой профессии. Они вырабатывают у обучающихся профессиональные знания и навыки, а также формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Следующий субъект социальной работы — ее исследователи. Субъектами социальной работы выступают также государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня, административные структуры социального управления, различные учреждения социального обслуживания населения.