Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:31, контрольная работа
Социальный работник должен знать санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными людьми в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и иные необходимые товары, содействует в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, снабжение топливом. Социальный работник оказывает на дому необходимую доврачебную помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.
Клиенты социальной деятельности могут одновременно быть субъектами, так как они рассматриваются как деятели, способные на определенном этапе с помощью социальных работников или самостоятельно решать свои проблемы.
Социальный работник — профессионально образованный специалист в области социальной деятельности, соответствующий требованиям и характеру выполняемой работы по социальному обслуживанию и склонный по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. Понятие «социальный работник» используется также для обозначения профессии, специальности или совокупности специализаций в области социальной работы. Должностная единица «социальный работник» появилась впервые в 1991 г. в связи с созданием новой системы социальной защиты. Работник социальной службы оказывает консультативные, реабилитационные, педагогические и социально-бытовые услуги клиентам.
Социальная работа ведется в трех направлениях:
- социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях. Цель такой работы — социальная адаптация и реабилитация индивида, разрешение конфликтных ситуаций в среде обитания (семье, семейном и ближайшем окружении);
- социальная работа с группой. Группы классифицируются по возрасту (дети, молодежь, престарелые), по полу (женщины), по интересам или по схожим проблемам (конфессиональные, одинокие родители, матери-одиночки, инвалиды, бывшие алкоголики, наркоманы и т.д.). Приходится работать также и с группировками асоциальной или криминальной направленности;
- социальная работа по месту жительства, в общине. Она ориентирована на создание социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, создание сети социальных услуг и др.
Отсюда вытекают два уровня социальной работы:
- социальная профилактика по месту жительства;
- специализированная социальная
помощь (служба семьи, служба
Социальная работа — один из видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях.
Люди всегда соединялись в общности, чтобы выжить, вырабатывали при этом различные формы поддержки. В основе этой деятельности лежали морально-религиозные воззрения, и осуществлялась она доступными людям способами.
В первобытном обществе это были
«раздаточно-денежные отношения». С развитием
общества появляются милостыня, благотворительность
(конфессиональная, государственная, индивидуальная),
общинно-традиционное и государственно-
Принципы этого вида помощи заключались в том, что содействие оказывалось только «своим» (по религиозным соображениям, национальным, сословным и т.д.). Отношения между дающим и берущим строились не на букве закона, а по обычаю, традиции. Люди, получающие помощь, находились в позиции слабых, ущербных, зависимых, благодарящих за оказанную помощь. При этом благотворители оказывали поддержку людям исходя из собственного выбора без учета истинной нуждаемости.
В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные принципы, но все они в конечном счете сводятся к двум формам.
Работа с проблемой клиента. В этом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, смерть близкого человека, инвалидность, потеря работы и т.п.), с другой — об особенностях клиента, в качестве клиента могут выступать индивид, группа, общество.
Работа с другими службами, учреждениями, организациями. С одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.), с другой — о статусе этих организаций (государственные, коллективные, общественные, благотворительные, частные и т.д.).
1.5. Понятия о медицинской и социальной моделях инвалидности
К человеку с выраженными физическими или психическими недостатками во все исторические эпохи относились с предубеждением, порой он вызывал мистический страх. За свою историю человечество прошло путь от уничтожения людей с отклонениями в развитии до их призрения, затем к реабилитации и, наконец, к признанию их равноправными членами общества.
В античном мире (Спарта, Римская империя) дети, родившиеся с грубыми физическими и умственными недостатками, в большинстве случаев обрекались на смерть либо оставлялись на произвол судьбы. В Средние века наряду с уничтожением аномальных людей проявлялось милосердие и устраивались для них приюты и убежища. Инвалиды считались больными людьми, которым необходимы забота и присмотр. В эпоху Возрождения инвалидов начинают обучать (первоначально только лиц с сенсорными нарушениями). Главным было развить их способности к самостоятельности и труду.
В России при монастырях с XI в. создавались
особые дома, где содержались калеки,
глухонемые. В царствование Петра I
общественное призрение складывается
в определенную систему, которая
развивается при Екатерине II. Различные
благотворительные общества вели обучение
и воспитание аномальных детей, в
том числе и умственно
Отношение к инвалидам как к людям, о которых нужно заботиться, за которых следует принимать решения, сохранялось до середины XX в. Однако работы педагогов и психологов (М.Монтессори, А.И. Мещерякова совместно с О. И. Скороходовой) по воспитанию и обучению детей с наиболее тяжелой степенью патологии в развитии, а также достижения отдельных людей с инвалидностью (Э.Келлер, США, слепоглухая, в начале XX в. получила высшее образование и стала доктором философии) показывали потенциальные возможности человека, имеющего инвалидность, большие компенсаторные возможности человеческого мозга.
Но медицинская модель инвалидности, господствовавшая в это время, рассматривала инвалида как больного человека, который не может быть самостоятельным. Считалось, что за него надо думать и принимать решения, а также необходимо лечить, чтобы он смог «вписаться» в социум. Если это сделать невозможно, его нужно изолировать дома или в специальном учреждении, т. е. жизнь его должна быть под контролем специалистов. Социальная сторона проблемы инвалидности была сужена до нетрудоспособности.
Ключевые слова при
На вопрос: «Что делает человека инвалидом?» — ответ будет звучать так: невозможность ходить, слышать, видеть, говорить.
После Второй мировой войны и особенно в последние 30 лет в странах Западной Европы и США коренным образом изменилось отношение к инвалидам, к их возможностям. Люди с инвалидностью стали признаваться людьми с особыми потребностями, имеющими равные права со всеми остальными гражданами страны на жизнь, образование, труд, получение профессии, социокультурную деятельность, создание своей семьи. В социальной политике по отношению к инвалидам становятся актуальными следующие концепции: нормализация, интеграция, независимая жизнь.
В понятии инвалидности возобладала социальная модель, базовый принцип которой заключается в том, что жизнь человека не определяется и не должна определяться и ограничиваться медицинским диагнозом. Человек с ограниченными возможностями — не больной, которому нужны лечение и забота, а человек, нормальной жизнедеятельности которого мешают физические и психологические барьеры.
С этой точки зрения инвалидность рассматривается как проблема несовершенства окружающей среды: при сохранении способности человека социально функционировать ограничивается его жизнедеятельность (способность самообслуживания, свободного передвижения) из-за барьеров (архитектурных и психологических). Ключевые слова в этом случае — «из-за». Ответ на тот же вопрос будет звучать так: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, отсутствия доступа к информации и общению, отсутствия доступа в обычные школы и вузы, недоступности транспорта» и т. д.
Социальный подход заключается в том, что изменять надо не человека с инвалидностью, а социальную среду, в которой он живет. Социальная модель предлагает создавать системы социальных служб, помогающих человеку, имеющему инвалидность, жить. С этой точки зрения инвалиды — не жертвы, не больные, а полноправные граждане, которым необходимы специальные услуги и приспособления.
Чтобы лучше понять различие медицинской
и социальной моделей инвалидности,
рассмотрим ситуацию: человек на коляске
перед зданием библиотеки. Вопрос:
почему он не может самостоятельно
взять книгу? Ответ при медицинской
модели — потому что он на коляске,
т. е. именно наличие коляска лишает
его возможности войти в
Для того чтобы инвалиды чувствовали себя на равных с обычными людьми, необходимо обеспечить им доступ к благам человеческой цивилизации, к активному участию в жизни общества. В странах Западной Европы, США, Канаде на людей с инвалидностью, в том числе и с умственной отсталостью, распространяется принцип нормальности, рассматривающий человека с ограниченными возможностями здоровья прежде всего личностью, имеющей равные потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества. В Хартии третьего тысячелетия говорится, что инвалидность в XXI в. будет восприниматься как одно из проявлений человеческой жизни, права и обязанности этой категории населения будут признаваться аналогичными правам и обязанностям всех людей.
Философия независимой жизни
Примером «нормальности» может служить жизнь Эда Робертса — родоначальника движения за гражданские права инвалидов в Америке, одного из основоположников философии независимой жизни и первого директора Центра независимой жизни. После перенесенного в детстве полиомиелита он стал полностью недвижим, подключенным на все 24 часа в сутки к аппарату искусственного дыхания, но и в таком состоянии вел активный образ жизни: окончил университет, работал, в 1975 г. был назначен министром Департамента реабилитации в Калифорнии (США), того самого департамента, который за 15 лет до этого решил его судьбу, признав неспособным к какой-либо работе. До конца жизни он возглавлял Всемирный институт по проблемам инвалидности.
Независимая жизнь инвалида — это возможность самому определять и выбирать, управлять жизненными ситуациями, самостоятельно делать выбор, рисковать, ошибаться и принимать решения. Независимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, труду и образованию.
Независимый образ жизни — это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию инвалидов в социальное и творческое развитие. Это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом, окружающей средой. В отличие от традиционного подхода независимый образ жизни — это то, что человек способен делать исходя из ценностей каждой человеческой личности, необходимости ее развития.
Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же реальные задачи, как и любой другой человек.
Независимость человека с инвалидностью — понятие скорее психологическое, чем физическое; для независимости необходима безбарьерная среда, приспособления и иногда услуги персонального ассистента, в некоторых случаях нескольких ассистентов, которых инвалид сам нанимает и оценивает качество их работы.
В основе концепции независимой
жизни людей с инвалидностью
лежат такие понятия, как самоопределение,
самопомощь, самостоятельность, ответственность
за свою жизнь и потребительский
контроль. Для людей с инвалидностью
желательны социальные службы, которые
могли бы помочь им чувствовать себя
равноправными членами
- выравнивать возможности для людей с инвалидностью, чтобы они могли участвовать в повседневной жизни;
- привлекать людей с инвалидностью, обладающих уникальным опытом и большой компетентностью в вопросах инвалидности, к работе с инвалидами;
- включать инвалидов в управление работой центра как его сотрудников.
Принцип нормальности и тесно связанная
с ним концепция независимой
жизни находят своих
Американский активист движения в защиту прав инвалидов Норман Кюнк разработал Декларацию независимости инвалида. Вот ее краткие тезисы.
- Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
- Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.
- Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
- Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
- Не пытайтесь руководить мной. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
- Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
- Признайте, что инвалиды сталкиваются с проблемой их социального обесценивания и притеснения, предубежденного отношения к ним.
- Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в развитие общества.
- Помогите мне познать то, что я хочу.
- Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, если это доставляет вам удовольствие.
- Не восхищайтесь мной. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
- Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
- Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Таблица 1
Критерий |
Реабилитация |
Независимый образ жизни |
Определение проблемы |
Физическая травма |
Зависимость от других |
Внимание сфокусировано |
На индивиде |
На окружающей среде |
Решение проблемы |
Лечение профессионалом |
Преодоление барьеров |
Социальные роли |
Пациент — клиент |
Потребитель |
Контролирование процесса |
Профессионалом |
Потребителем |
Желаемый результат |
Максимальный уход, трудоустройство |
Полноценная жизнь в обществе |