Теория международной торговли и торговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….....3
1.Международная торговля……………………………………….5
1.1.Теории международной торговли…………………………………….……………5
1.1.1.Классическая теория международной торговли………………..……………5
1.1.2.Теория Хекшера-Олина…………………………………………………………6
1.1.3.Парадокс Леонтьева………………………………………………..……………7
1.1.4.Неотехнологические теории……………………………………………………9
1.1.5.Теория «технологического разрыва»…………………………….……………9
1.1.6.Теория «цикла жизни продукта»……………………………………………...10
1.1.7.Теория Портера: Теория конкурентных преимуществ……………………11
1.1.8.Теория специализации производства…………………………...……………12
1.1.9.Теория внешнеторговой деятельности фирм………………….……………13
2.Цели и методы торговой политики…………………………..14
2.1.Цели торговой политики…………………………………………….…………….14
2.2.Методы торговой политики……………………………………………………….14
2.2.1.Тарифные методы регулирования международной торговли.……………14
22.2.Нетарифные методы регулирования международной торговли……………………………………16
2.2.3.Скрытые методы торговой политики…………………………..……………18
3.Торговая политика России…………………………………….20
3.1.Внешнеэкономические связи России……………………………….…………….20
4.Россия и ВТО……………………………………………………22
4.1.Цели и задачи присоединения…………………………………………………….22
4.2.Плюсы и минусы присоединения…………………………………...……………23
4.3.Проблемы и последствия присоединения……………………………………….24
4.4.Современный этап переговоров о вступлении России и ВТО…..…………….27
4.4.1.Переговоры по тарифным вопросам…………………………...…………….27
4.4.2.Переговоры по сельскохозяйственной проблематике………..…………….28
4.4.3.Переговоры по доступу на рынок услуг………………………..……………29
4.4.4.Переговоры по системным вопросам…………………………..…………….29
Заключение………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………..35

Файлы: 1 файл

EUP-11_Ponomareva_Anastasia_Mezhdunarodnaya_torgo.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее плодотворным оказалось  решение ввести в модель и другие факторы производства. Возможно, рассуждали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), следует учесть тот факт, что существуют различные виды труда, природных ресурсов, капитала и т.д. Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основным результатам: 1) подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода;

2) значительно улучшили  наши представления об обеспеченности  факторами и интенсивности их  использования.

Первый опровергал теорию Хекшера — Олина, второй поддерживал ее.

Несмотря на различия в  технике расчетов, все исследования в основном

подтвердили наличие парадокса  Леонтьева в США в период между  второй мировой войной и началом 70-х годов. В то же время в попытках разгадать парадокс Леонтьева ученые стали вводить в модель и другие, помимо капитала и труда, факторы производства. Новые расчеты «фактороемкости» обогатили, как уже было сказано, наши представления о том, кто выигрывает, а кто теряет в результате внешней торговли. В каком-то смысле этот побочный продукт споров вокруг парадокса Леонтьева компенсировал ущерб,нанесенный им теории Хекшера — Олина. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но исследования, стимулированные работой Леонтьева, показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам.

И действительно, США выступают  чистым экспортером товаров, интенсивно использующих эти факторы, в полном соответствии с теорией Хекшера — Олина.

Таким образом, несмотря на некоторый ущерб, нанесенный теории Хекшера — Олина парадоксом Леонтьева, она в конечном счете обогатилась  новыми результатами, полученными в  ходе исследования этой загадки.

1.1.4. Неотехнологические теории

 

Теория Хекшера-Олина  объясняла развитие внешней торговли различной

наделенностью стран факторами производства, однако в последние десятилетия стала  возрастать торговля между странами, где разница в наделенности факторами невелика, т.е. налицо противоречие - причины торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обмен сырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большей степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной продукции. В число высокотехнологичных отраслей входят производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность. Развитие наукоемких отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления. Это направление представляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой.

1.1.5. Теория "технологического разрыва"

 

В соответствии с этой теорией торговля между  странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течении определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно. В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

1.1.6. Теория "цикла жизни продукта"

 

Является наиболее популярной теорией неотехнологического  направления. Она привлекла почти  всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий. На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке  быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии. На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар. На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости. Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости. Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.

1.1.7. Теория Портера: теория конкурентных преимуществ

 

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации.

Первоначально национальные компании добиваются конкурентного  преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены.

Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный  процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в  стимулировании обновления и совершенствования. Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное  преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

·        факторные условия, то есть те конкретные факторы, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.

·     условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию  или услуги, предлагаемые данной отраслью.

·      родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в  стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.

·       стратегия фирмы, ее структура и  конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют  две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:

·       случайные события, то есть те, которые  руководство фирмы не может контролировать.

·        государственная политика.

По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного  катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики.Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

1.1.8. Теория специализации производства

В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли.

В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью  факторами производства смогут извлечь  максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим, очевидно, достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

 

1.1.9. Теория внешнеторговой деятельности фирм

 

В данной теории в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная  фирма. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической  наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходится около 70 % всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Цели и методы торговой политики

 

2.1. Цели  торговой политики

 

Торговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются: 
- обеспечение экономического роста; 
- выравнивание структуры платежного баланса; 
- обеспечение стабильности национальной валюты; 
- изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; 
- сохранение политической и экономической независимости страны.

 

2.2. Методы  торговой политики

2.2.1. Тарифные методы регулирования  международной торговли

 

В зависимости  от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный  тариф в зависимости от контекста  может определяться как:

·        инструмент торговой политики и государственного регулирования

внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с  мировым рынком;

·        свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности;

·        конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная  пошлина — обязательный взнос, взимаемый  таможенными 

 

органами при  импорте или экспорте товара и  являющийся условием импорта или  экспорта.

Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

·        фискальную, которая относится и  к импортным, и к экспортным

пошлинам, поскольку  они являются одной из статей доходной части

государственного  бюджета;

·        протекционистскую (защитную), относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

Информация о работе Теория международной торговли и торговой политики