Теория международной торговли и торговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….....3
1.Международная торговля……………………………………….5
1.1.Теории международной торговли…………………………………….……………5
1.1.1.Классическая теория международной торговли………………..……………5
1.1.2.Теория Хекшера-Олина…………………………………………………………6
1.1.3.Парадокс Леонтьева………………………………………………..……………7
1.1.4.Неотехнологические теории……………………………………………………9
1.1.5.Теория «технологического разрыва»…………………………….……………9
1.1.6.Теория «цикла жизни продукта»……………………………………………...10
1.1.7.Теория Портера: Теория конкурентных преимуществ……………………11
1.1.8.Теория специализации производства…………………………...……………12
1.1.9.Теория внешнеторговой деятельности фирм………………….……………13
2.Цели и методы торговой политики…………………………..14
2.1.Цели торговой политики…………………………………………….…………….14
2.2.Методы торговой политики……………………………………………………….14
2.2.1.Тарифные методы регулирования международной торговли.……………14
22.2.Нетарифные методы регулирования международной торговли……………………………………16
2.2.3.Скрытые методы торговой политики…………………………..……………18
3.Торговая политика России…………………………………….20
3.1.Внешнеэкономические связи России……………………………….…………….20
4.Россия и ВТО……………………………………………………22
4.1.Цели и задачи присоединения…………………………………………………….22
4.2.Плюсы и минусы присоединения…………………………………...……………23
4.3.Проблемы и последствия присоединения……………………………………….24
4.4.Современный этап переговоров о вступлении России и ВТО…..…………….27
4.4.1.Переговоры по тарифным вопросам…………………………...…………….27
4.4.2.Переговоры по сельскохозяйственной проблематике………..…………….28
4.4.3.Переговоры по доступу на рынок услуг………………………..……………29
4.4.4.Переговоры по системным вопросам…………………………..…………….29
Заключение………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………..35

Файлы: 1 файл

EUP-11_Ponomareva_Anastasia_Mezhdunarodnaya_torgo.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

·        балансировочную, которая относится  к экспортным пошлинам,

установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

1.      По способу взимания:

  • адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  • специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
  • комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

2.      По объекту обложения:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные

товары при  выпуске их за пределы таможенной территории государства.

Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных  цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары,

перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны.

3.      По характеру:

  • сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного

регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной.

Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

  • антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза

на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

  • компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

2.2.2. Нетарифные методы регулирования  международной торговли

 

Зачастую перед  правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные  ограничения - административная форма  нетарифного

государственного  регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

 

 

 

 

1.      По направленности их действия  квоты разделяются на:

  • экспортные — вводятся либо в соответствии с международными

стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного  товара (экспорт нефти из стран  ОПЕК), либо правительством страны для  предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

  • импортные — вводятся национальным правительством для защиты

местных производителей, достижения сбалансированности торгового  баланса, регулирования спроса и  предложения на внутреннем рынке, а  также как ответ на дискриминационную  торговую политику других государств.

2.      По охвату квоты делятся на:

  • глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт

определенного товара на определенный период времени  вне зависимости от того, из какой  страны он импортируется или в  какую страну он экспортируется. Смысл  таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;

  • индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая. Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

·        разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

 

·        генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного  товара в течение года без ограничений  количества сделок;

·        глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

·        автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего

развивающимися, для целей государственного регулирования  импорта. Развитые страны чаще всего  используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям. «Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

2.2.3. Скрытые методы торговой политики

 

Наряду с  количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные  барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

 

Виды скрытого протекционизма.

По некоторым  оценкам, существует несколько сотен  видов скрытого

протекционизма, с помощью которого страны могут  в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

·        технические барьеры — скрытые  методы торговой политики, возникающие  в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и  правила построены так, чтобы  препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

 

 

Наиболее распространенные барьеры технического характера  — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о  специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

·        внутренние налоги и сбор - скрытые методы торговой политики,

направленные  на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым  его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

·        политика в рамках государственных  закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных  органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

·        требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

 

3.Торговая политика России

 

3.1. Внешнеэкономические  связи России. 
 
        Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. 
Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда. 
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо: 
1.Установление стабильного политического режима. 
2.Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям. 
3.Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой. 
4.Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспертно ориентированность производства с импорта замещением. 
5.Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса. 
По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. 
К этим чертам относят: 
1.Развитую научно-техническую базу. 
2.Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. 
3.Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. 
4.Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. 
        Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках. [12]

Информация о работе Теория международной торговли и торговой политики