Теория международной торговли и торговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….....3
1.Международная торговля……………………………………….5
1.1.Теории международной торговли…………………………………….……………5
1.1.1.Классическая теория международной торговли………………..……………5
1.1.2.Теория Хекшера-Олина…………………………………………………………6
1.1.3.Парадокс Леонтьева………………………………………………..……………7
1.1.4.Неотехнологические теории……………………………………………………9
1.1.5.Теория «технологического разрыва»…………………………….……………9
1.1.6.Теория «цикла жизни продукта»……………………………………………...10
1.1.7.Теория Портера: Теория конкурентных преимуществ……………………11
1.1.8.Теория специализации производства…………………………...……………12
1.1.9.Теория внешнеторговой деятельности фирм………………….……………13
2.Цели и методы торговой политики…………………………..14
2.1.Цели торговой политики…………………………………………….…………….14
2.2.Методы торговой политики……………………………………………………….14
2.2.1.Тарифные методы регулирования международной торговли.……………14
22.2.Нетарифные методы регулирования международной торговли……………………………………16
2.2.3.Скрытые методы торговой политики…………………………..……………18
3.Торговая политика России…………………………………….20
3.1.Внешнеэкономические связи России……………………………….…………….20
4.Россия и ВТО……………………………………………………22
4.1.Цели и задачи присоединения…………………………………………………….22
4.2.Плюсы и минусы присоединения…………………………………...……………23
4.3.Проблемы и последствия присоединения……………………………………….24
4.4.Современный этап переговоров о вступлении России и ВТО…..…………….27
4.4.1.Переговоры по тарифным вопросам…………………………...…………….27
4.4.2.Переговоры по сельскохозяйственной проблематике………..…………….28
4.4.3.Переговоры по доступу на рынок услуг………………………..……………29
4.4.4.Переговоры по системным вопросам…………………………..…………….29
Заключение………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………..35

Файлы: 1 файл

EUP-11_Ponomareva_Anastasia_Mezhdunarodnaya_torgo.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Россия и ВТО

 

4.1. Цели  и задачи присоединения

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными  целями присоединения для России можно считать следующие:

-получение лучших  в сравнении с существующими  и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

-доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров;

-создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами ВТО;

-расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности,  в банковской сфере;

-создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

-участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов;

-улучшение имиджа  России в мире как полноправного  участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном  из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

4.2. Плюсы  и минусы присоединения

Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В  тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.

Маловероятно ожидать  от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

В-третьих, часто говорится  о том, что присоединение к  ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не

 

членством в ВТО, а  предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения  подобных споров необходим штат высококвалифицированных  служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

Анализ этих проблем  позволяет сделать вывод о  том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

4.3. Проблемы  и последствия присоединения

Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок, уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО, как:

1) общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны;

2) механизмы защиты  российских производителей;

3) неоднородность развития  российских регионов;

4) обязательства, принятые  Россией в рамках региональных  торговых соглашений.

Нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.

Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной  деятельности.

Проблема изменения  законодательной и нормативной  базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.

Основной проблемой  для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий.

 

Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним  из узловых моментов регулирования  торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относиться использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности.

Энергоемкая структура  и география расположения регионального  производства определяют высокую степень  влияния естественных монополий  на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий.

Неоднородность развития российских регионов

Присоединение России к  ВТО может, с одной стороны, существенно  обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства  по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

Таким образом, присоединение  России к ВТО может привести к  существенному сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

Региональные торговые соглашения

Еще один аспект присоединения  России к ВТО, о котором говорят  мало и вскользь, но который с  точки зрения национальных интересов  страны может оказаться более  серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Несмотря на то, что  экономика России по своим масштабам  несопоставима с экономиками  стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, Россия устойчиво  занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран  СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

В-третьих, экономики  стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины  и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран.

 

Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского  экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

От кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность  российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые  рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.

В случае присоединения  России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь  потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.

4.4. Современный  этап переговоров о вступлении  России в ВТО

На современном этапе  в состав Рабочей Группы (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. - Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. - Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Информация о работе Теория международной торговли и торговой политики