Теория международной торговли и торговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….....3
1.Международная торговля……………………………………….5
1.1.Теории международной торговли…………………………………….……………5
1.1.1.Классическая теория международной торговли………………..……………5
1.1.2.Теория Хекшера-Олина…………………………………………………………6
1.1.3.Парадокс Леонтьева………………………………………………..……………7
1.1.4.Неотехнологические теории……………………………………………………9
1.1.5.Теория «технологического разрыва»…………………………….……………9
1.1.6.Теория «цикла жизни продукта»……………………………………………...10
1.1.7.Теория Портера: Теория конкурентных преимуществ……………………11
1.1.8.Теория специализации производства…………………………...……………12
1.1.9.Теория внешнеторговой деятельности фирм………………….……………13
2.Цели и методы торговой политики…………………………..14
2.1.Цели торговой политики…………………………………………….…………….14
2.2.Методы торговой политики……………………………………………………….14
2.2.1.Тарифные методы регулирования международной торговли.……………14
22.2.Нетарифные методы регулирования международной торговли……………………………………16
2.2.3.Скрытые методы торговой политики…………………………..……………18
3.Торговая политика России…………………………………….20
3.1.Внешнеэкономические связи России……………………………….…………….20
4.Россия и ВТО……………………………………………………22
4.1.Цели и задачи присоединения…………………………………………………….22
4.2.Плюсы и минусы присоединения…………………………………...……………23
4.3.Проблемы и последствия присоединения……………………………………….24
4.4.Современный этап переговоров о вступлении России и ВТО…..…………….27
4.4.1.Переговоры по тарифным вопросам…………………………...…………….27
4.4.2.Переговоры по сельскохозяйственной проблематике………..…………….28
4.4.3.Переговоры по доступу на рынок услуг………………………..……………29
4.4.4.Переговоры по системным вопросам…………………………..…………….29
Заключение………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………..35

Файлы: 1 файл

EUP-11_Ponomareva_Anastasia_Mezhdunarodnaya_torgo.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Согласно установленным  процедурам переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных  заседаниях РГ, переговорах по сельскому  хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ.

 

Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров  и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших  партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

4.4.1. Переговоры  по тарифным вопросам.

Их цель - определение  максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту  переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.

В рамках уже достигнутых  российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

Импортные таможенные пошлины  на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень - 7,6 %, уровень в настоящее время - 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 12,9 %.

4.4.2. Переговоры  по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят весьма сложный характер. 22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг.

23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому  хозяйству принял участие Министр  сельского хозяйства Российской  Федерации А.В. Гордеев. Министр  представил аргументы, подтверждающие  позицию России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки агросектора для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).

По итогам встреч было принято решение о необходимости  продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по внутренней господдержке сельского хозяйства.

В целом техническая  работа по вопросам сельского хозяйства  близка к завершению. В настоящее  время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада  РГ, содержащего итоговые обязательства  России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение ближайших месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.

4.4.3. Переговоры  по доступу на рынок услуг

К настоящему времени  переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

 

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4.4.4. Переговоры  по системным вопросам

Посвящены определению  мер, которые Россия должна будет  предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств в качестве будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее Доклад) - ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.

В настоящее время  работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста проекта Доклада. Состоялось многостороннее обсуждение новой версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран по вопросам обязательств России в области сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.

В тексте Доклада остается открытым ряд вопросов в области  ценообразования, публикации принимаемых  нормативно-правовых актов. таможенного  администрирования и регулирования  рынка алкоголя . Большинство сохраняющихся разногласий по тексту Доклада РГ может быть снято в ходе работы делегаций. Вместе с тем, остается несколько принципиальных нерешенных проблем в частности, обязательства России в области сельского хозяйства. Сложными вопросами, в частности, остаются: с США - функционирование государственных торговых предприятий, с ЕС - экспортные пошлины.

По результатам указанных  мероприятий удалось подготовить  и выпустить 19 августа 2008 г. очередную  версию Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В  ходе консультаций Председателя РГ 18 сентября 2008 года была предварительного согласована дата многостороннего обсуждения новой версии проекта Доклада РГ - 3 ноября 2008 г.

Вопросы присоединения  России к ВТО постоянно находятся  в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Россия и ВТО - вердикт  не вынесен («РИА Новости», 25.11.2008, Влад Гринкевич)

Когда после «пятидневной войны», Запад заявил о возможном  непринятии России в ряд международных  организаций и, в частности в ВТО, российские промышленники и аграрии вздохнули с нескрываемым облегчением. Ведь - и об этом говорилось не раз - условия Всемирной торговой организации делают отечественную продукцию заведомо неконкурентоспособной по сравнению импортной. Но, похоже, передышка оказалась недолгой - вчера в Женеве начался очередной раунд переговоров по вступлению России в ВТО. В рамках рабочей группы переговорщикам предстоит урегулировать около 20 спорных моментов и решить, по выражению директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, три «неурегулированных вопроса», а именно, пошлины на лес, деятельность торговых госкомпаний и субсидии сельскому хозяйству.

И если в первом вопросе  российские власти готовы пойти на уступки - премьер Владимир Путин уже заявил, что намеченное на 1 января 2009 года введение запретительных пошлин на вывоз леса может быть отложено на год, то от поддержки российского агропромышленного комплекса (АПК) на уровне 9 млрд руб. в год наши чиновники отказываться не собираются.

Русские аграрии, наверное, больше других боятся присоединения  к ВТО, ведь после вступления во Всемирную  торговую организацию, Россия вынуждена  будет еще больше снижать и  без того скудную поддержку сельхозпроизводителям - на 5-10% каждые пять лет. При этом, уровень господдержки фермеров в США, Европе и Канаде в разы превосходит российский. В цифрах это выглядит так: в США господдержка на рубль произведенной продукции составляет порядка 16 копеек, в странах ЕС - 32 копейки, а в РФ только 6 копеек. Более низкие показатели только в странах с исключительно благоприятным климатом, например, в Бразилии или Австралии.

 

Принципы свободной  торговли, за которые ратует ВТО - вещь довольно лукавая. В условиях свободной  конкуренции страны с развитыми  экономиками оказываются в заведомо выигрышных условиях. Однако если взглянуть на несколько десятков или сотен лет назад, то выяснится, что нынешние мировые лидеры мировой торговли стали таковыми во многом благодаря именно системе государственного протекционизма. [5]

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Развитие и  усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях различия в международной специализации  можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать  мировую торговлю в плане тенденций  ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных  средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния  азиатских стран на процессы мировой  торговли, вполне вероятно в новом  тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми  ресурсами при пониженной стоимости  рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

В работе была сделана попытка рассмотреть особенности нынешней международной торговой политики, внешнеэкономические проблемы и возможные пути их разрешения с максимальной выгодой для нашего государства. Таким образом, можно сделать вывод, что из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

 
Во-первых, на Россию распространится  принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая. 
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл. 
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. 
В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. 
В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий. 
 
С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. 
 
Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. 
В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения(согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. 

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру. 
В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. 
 
Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации. 

Информация о работе Теория международной торговли и торговой политики