Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности.
2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия.
3. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Условия равновесия потребителя.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика ГОТОВАЯ.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.

 

2. Расположение бюджетной  линии зависит от величины  денежного дохода. Увеличение денежного  дохода потребителя при неизменных  ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рисунок а). Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рисунок б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат.

 

 

3. Коэффициент наклона  бюджетной линии равен соотношению  цен благ, взятому с противоположным  знаком. Коэффициент наклона бюджетной  линии представляет собой отношение  цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к иене блага, отсчитываемого по вертикали, т. е. крутизна наклона равна (- Px/Py)

 

Знак "-" указывает  на отрицательный наклон бюджетной  линии, поскольку цены на товар Х  и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.

 

4. Изменение цен продуктов  приводит к изменению угла  наклона бюджетной линии. Изменение  цены одного блага приводит  к изменению угла наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение цены товара X и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке. Изменение цены товара Y и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке. Изменение цен обоих продуктов эквивалентно изменению реального дохода потребителя и перемешает бюджетную линию вправо или влево.

 

Современная экономическая  теория

http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/ordinalistskaya/grafik.html

Графическая интерпретация  потребительского равновесия

 

Бюджетная линия несет  объективную информацию о величине дохода потребителя и ценах на товары. Она показывает все доступные потребителю комбинации благ Х и Y Кривые безразличия несут субъективную информацию о предпочтениях потребителя и строятся на основе наборов безразличия. Совмещая бюджетную линию и карту безразличия, можно найти оптимум потребителя.

 

Точка оптимума потребителя  не может лежать ниже бюджетной линии, так как это означало бы, что  часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Это противоречит допущениям ординалистской теории потребительского поведения, в частности первому  постулату о ненасыщаемости, который утверждает, что люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Следовательно, точка Е, лежащая на кривой безразличия U1 не может быть точкой оптимума потребителя (см. рисунок).

 

 

Рассмотрим варианты, указанные точками А, В и С, лежащими на бюджетной линии. Приобретая наборы, соответствующие этим точкам, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако точки А и С, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки А и вверх от точки С, можно перейти на кривую безразличия U3, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Точки А и С показывают доступные данному потребителю комбинации благ X и Y, соответствующие меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Точкой потребительского оптимума является точка B, так как она расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия — U3. Иными словам и, набор благ, соответствующий этой точке, приносит потребителю наиболее высокую полезность,

 

Равновесное положение  потребителя достигается в точке  В, в которой бюджетная линия  касается кривой безразличия. В точке  потребительского оптимума совпадают  углы наклона бюджетной линии (Px/Py) и кривой безразличия (MRS). Предельная норма замещения MRS показывает, в каком соотношении потребитель желает обменивать блага X и У. Соотношение Px/Py демонстрирует, в какой пропорции потребитель действительно может обменивать эти блага, т. е. от приобретения какого-то количества товара X следует ему воздержаться, чтобы получить средства, необходимые для покупки единицы товара Y. Интерпретация предельной нормы замещения как соотношения предельных полезностей позволяет выразить условие равновесия потребителя в следующей форме:

 

 

Из уравнения видно, что потребитель максимизирует свою полезность, если покупает товары Х и Y таким образом, что их предельные полезности в расчете на денежную единицу равны. Таким образом, в точке В достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов Х и Y.

 

Точка D, расположенная  на наиболее высокой кривой безразличия U4 и соответствующая большей сумме  полезности, чем точка В, не будет  являться точкой оптимума, так как  находится выше бюджетной линии  и недоступна для данного потребителя.

 

http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2773/?SHOWALL_1=1

Основы теории потребительского поведения

 

 

     Конечная  цель всякого производства - удовлетворение  потребностей людей. В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами. Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором.

 

     Тема 7 предполагает  рассмотрение процесса потребительского  выбора и анализ главных факторов, этот выбор определяющих.

 

     Основные  вопросы темы:

 

      Полезность: общая и предельная

      Количественная (кардиналистическая) теория потребительского  поведения

      Порядковая (ординалистическая) теория потребительского  поведения

 

 

   Приступая к  изучению данной темы, необходимо  вспомнить некоторые понятия и термины:

 

 экономическое благо;

 полезность;

 цена;

 товар;

 потребность;

 взаимозаменяемые  блага.

 

 

 Полезность: общая  и предельная

 

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.

 

Полезность блага () - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.

 

Полезность экономического блага зависит от интенсивности  потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.

 

,    где   - полезность товара;

 

  • - количество товара.

 

 

   В зависимости  от количества рассматриваемых  благ различают предельную и  совокупную полезность.

 

     Предельная  полезность (MU) - это добавочная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ. Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению (рис. 7.1).

 

 

Рис. 7.1. Кривая предельной полезности

 

 

 

     Второй  показатель, характеризующий полезность, - это совокупная (общая, суммарная)  полезность (АU) - полезность, приносимая  всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

 

     Закон убывающей  предельной полезности определяет  и динамику совокупной полезности, приносимой всей массой потребляемых  благ. Поскольку общая полезность  представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 7.2).

 

 

 

Рис. 7.2. Кривая совокупной полезности

 

 

 

   Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги.

 

     Дело в  том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена, и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено, и их предельная полезность высока, поэтому и цена воды низкая, а алмазов - высокая.

 

 

     Всякий  потребитель стремится к получению  максимальной полезности от потребления  блага. Однако, если благо и  обладает полезностью для потребителя,  то существуют факторы, ограничивающие  возможность приобретения блага.  Это - цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение).

 

     Поскольку  величины дохода и цены заданы, то потребитель не может купить  все те блага, которые ему  хотелось бы. Бюджетное ограничение  и, следовательно, невозможность  удовлетворения всех потребностей  заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

 

     Потребитель,  который стремится максимизировать  совокупную полезность в условиях  бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами, - это рациональный потребитель.

 

     Таким образом,  теория потребительского поведения  предполагает анализ трех проблем:  полезности, дохода и цены, при  этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

 

     Потребительский  выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий  достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

 

     Существуют  две версии теории потребительского  поведения:

 

       количественная, или кардиналистическая (от математического  понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);

       порядковая, или ординалистическая (от математического  понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и  т. д.).

 

 

 Количественная (кардиналистическая) теория

потребительского поведения

 

     Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. - utility - полезность).

 

     Согласно  этой теории, рациональный потребитель  максимизирует совокупную полезность  в том случае, если отношения  предельной полезности товара  к цене товара равны для  всех товаров, приобретаемых потребителем (правило максимизации полезности). В этом случае достигается состояние равновесия.

 

     Потребительское  равновесие - это ситуация, при которой  потребитель не может увеличить  совокупную полезность, получаемую  при данном бюджетном ограничении,  увеличивая или уменьшая покупку  одного или другого товара.

 

     Алгебраически  правило максимизации полезности, или условие потребительского  равновесия, может быть выражено  следующими образом:

 

 

                                    где   - предельная полезность благ a, b, c;

  • - цена благ a, b, c.

 

 

  Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С (табл. 7.1). Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.

Таблица 7.1

 

 

     Из приведенных  данных следует, что первоначально  доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20 утилей), а наименьшую - товар А (10 утилей). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45).

 

     Если потребитель  откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).

 

     Перераспределяя  доход таким образом, потребитель  постепенно создаст такие условия,  при которых предельная полезность  всех товаров по отношению  к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).

Информация о работе Теория потребительского поведения