Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:25, контрольная работа
1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности.
2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия.
3. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Условия равновесия потребителя.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.
2. Расположение бюджетной
линии зависит от величины
денежного дохода. Увеличение денежного
дохода потребителя при
3. Коэффициент наклона
бюджетной линии равен
Знак "-" указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.
4. Изменение цен продуктов
приводит к изменению угла
наклона бюджетной линии.
Современная экономическая теория
http://modern-econ.ru/micro/
Графическая интерпретация потребительского равновесия
Бюджетная линия несет объективную информацию о величине дохода потребителя и ценах на товары. Она показывает все доступные потребителю комбинации благ Х и Y Кривые безразличия несут субъективную информацию о предпочтениях потребителя и строятся на основе наборов безразличия. Совмещая бюджетную линию и карту безразличия, можно найти оптимум потребителя.
Точка оптимума потребителя не может лежать ниже бюджетной линии, так как это означало бы, что часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Это противоречит допущениям ординалистской теории потребительского поведения, в частности первому постулату о ненасыщаемости, который утверждает, что люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Следовательно, точка Е, лежащая на кривой безразличия U1 не может быть точкой оптимума потребителя (см. рисунок).
Рассмотрим варианты, указанные точками А, В и С, лежащими на бюджетной линии. Приобретая наборы, соответствующие этим точкам, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако точки А и С, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки А и вверх от точки С, можно перейти на кривую безразличия U3, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Точки А и С показывают доступные данному потребителю комбинации благ X и Y, соответствующие меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Точкой потребительского оптимума является точка B, так как она расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия — U3. Иными словам и, набор благ, соответствующий этой точке, приносит потребителю наиболее высокую полезность,
Равновесное положение
потребителя достигается в
Из уравнения видно, что потребитель максимизирует свою полезность, если покупает товары Х и Y таким образом, что их предельные полезности в расчете на денежную единицу равны. Таким образом, в точке В достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов Х и Y.
Точка D, расположенная
на наиболее высокой кривой безразличия
U4 и соответствующая большей
http://www.ics2.ru/courses/
Основы теории потребительского поведения
Конечная цель всякого производства - удовлетворение потребностей людей. В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами. Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором.
Тема 7 предполагает
рассмотрение процесса
Основные вопросы темы:
Полезность: общая и предельная
Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения
Порядковая
(ординалистическая) теория
Приступая к изучению данной темы, необходимо вспомнить некоторые понятия и термины:
экономическое благо;
полезность;
цена;
товар;
потребность;
взаимозаменяемые блага.
Полезность: общая и предельная
Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.
Полезность блага () - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.
Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.
, где - полезность товара;
В зависимости от количества рассматриваемых благ различают предельную и совокупную полезность.
Предельная полезность (MU) - это добавочная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ. Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Кривая предельной полезности
Второй показатель, характеризующий полезность, - это совокупная (общая, суммарная) полезность (АU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:
Закон убывающей
предельной полезности
Рис. 7.2. Кривая совокупной полезности
Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги.
Дело в
том, что вода имеется в изобил
Всякий
потребитель стремится к
Поскольку
величины дохода и цены заданы,
то потребитель не может
Потребитель,
который стремится
Таким образом,
теория потребительского
Потребительский
выбор - оптимальный выбор,
Существуют
две версии теории
количественная, или кардиналистическая (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);
порядковая,
или ординалистическая (от
Количественная (кардиналистическая) теория
потребительского поведения
Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. - utility - полезность).
Согласно
этой теории, рациональный потребитель
максимизирует совокупную
Потребительское
равновесие - это ситуация, при которой
потребитель не может
Алгебраически
правило максимизации
Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С (табл. 7.1). Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.
Таблица 7.1
Из приведенных
данных следует, что
Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).
Перераспределяя
доход таким образом,