Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности.
2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия.
3. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Условия равновесия потребителя.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика ГОТОВАЯ.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

 

Список литературы:

1. Нариманов Н.Ф. Курс  лекций по экономической теории

2. Попов А. «Экономическая теория». Учебник для вузов

http://fictionbook.ru/author/aleksandr_popov/yekonomicheskaya_teoriya_uchebnik_dlya_vuzov

3.Шарыпкина М.А. «Краткий курс по экономической теории» Москва 2009

4.Янова В.В. «Экономика», Москва «Экзамен» 2008

5. Основы теории потребительского поведения

http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2773/?SHOWALL_1=1

6. Современная экономическая теория

http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/ordinalistskaya/grafik.html

http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/kardinalistskaya.html

http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/ordinalistskaya.html

http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/ordinalistskaya/budjet.html

7. http://www.emc.komi.com/02/15/170_011.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эту информацию дает бюджетное  ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I — доход потребителя, P— цена блага X, P— цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px·X + Py·Y

Стоимость всех товарных наборов, соответствующих точкам на бюджетной линии, соответствует доходу I, и поэтому они являются доступными потребителю. Все наборы, превышающие условие бюджетного ограничения, стоят дороже и поэтому недоступны для потребителя.

При уменьшении дохода потребителя  произойдет уменьшение количества доступных  для потребления товарных наборов, при увеличении дохода — увеличение количества доступных наборов.

Какой товарный набор  выберет потребитель в целях  получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволяет ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия.

Определение оптимального набора товаров происходит путем  совмещения бюджетной линии и  кривой безразличия. Максимизация полезности достигается в той единственной точке на графике, где бюджетная линия проходит по касательной к одной из кривых безразличия. (Конспект Нариманова)

4. Изменение благосостояния потребителя  с изменением дохода и цены. Кривые «доход – потребление»  и «цена - потребление».

4. Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход — потребление».

Динамический процесс  состоит в изменениях цен то на одни, то на другие товары. Кривая «цена—потребление» — это графическая интерпретация последствий частичного снижения цен при неизменных доходах. Если через все полученные точки равновесия провести соединительную линию, то получим новую кривую под названием «цена — потребление». Кривая «цена — потребление» значима в двух отношениях. Во-первых, она служит объяснением формы кривой индивидуального спроса, т.е. из кривой «цена — потребление» вытекает закон спроса. Во-вторых, линия «цена — потребление» показывает влияние изменения цен на замещение одного товара — другим. Реакция покупательского спроса, связанная с изменением цен покупаемых благ, складывается из эффекта замещения и эффекта дохода. В частности, эффект дохода — это изменение величины, спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате роста или снижения его цены. Эффект замещения — это изменение величины, спроса на данный товар, вызванное перераспределением спроса в его пользу в результате роста или снижения цены данного товара.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы, ливерная колбаса и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. (Конспект Нариманова) НАРИМАНОВ ДАЛ ЭЛЕКТРОННЫЕ КОНСПЕКТЫ

http://www.emc.komi.com/02/15/170_011.htm

В экономической теории рассматриваются два основных подхода  к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова "число") и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория - от слова "порядок").

 

Кардиналисты заметили, что если потребление других товаров  остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нём. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромиссы, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения набор товаров и услуг. В поисках такого набора, потребитель склонен постоянно менять структуру потребления. Принцип максимизации общей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т.е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчёте на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на др.товар.

 

Ординалисты - представители  др.направления в теории потребительского поведения полагают, что поскольку  оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие "ординальной" (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причём каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение - доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые м.б. приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах на эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т.е. величину спроса.

 

Александр Попов

Экономическая теория. Учебник для вузов 

http://fictionbook.ru/author/aleksandr_popov/yekonomicheskaya_teoriya_uchebnik_dlya_vuzov/

Для развития производства товаров и их предложений важное значение имеет поведение потребителя.

 

Потребительское поведение  выступает в виде формирования спроса потребителей на различные товары и  услуги.

 

При анализе потребительского поведения обычно выделяют две специфические  разновидности спроса:

 

функциональный спрос;

 

нефункциональный спрос.

 

Функциональный спрос  обусловлен, с одной стороны, присущими  данному благу потребительскими качествами, с другой – специфическими чертами действия людей в сфере  приобретения потребительских благ.

 

В число характерных  типичных черт, оказывающих влияние  на поведение потребителей в сфере  приобретения тех или иных благ, входят:

 

♦ спрос на товары и  услуги зависит от уровня доходов  потребителя;

 

♦ стремление потребителя  приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;

 

♦ поведение потребителя  зависит от системы предпочтений, его вкусов и отношений к моде;

 

♦ спрос потребителя  формируется по результатам наличия  или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

 

Нефункциональный спрос  возникает у потребителя под  влиянием каких-либо других факторов, обусловленных внешними воздействиями. К числу таких факторов относятся:

 

Эффект присоединения  к большинству, или «эффект вагона». Стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». При этом спрос увеличивается на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.

 

«Эффект сноба», желание  потребителя выделиться из общей  массы, подчеркнуть свое социальное положение. В этом случае спрос растет на те товары, которые поднимаются в цене.

 

«Эффект Веблена», или  «демонстрационный эффект». Потребление  покупателя определяется престижностью. Дополнительный спрос формируется  за счет приобретения «элитарных товаров».

 

«Нерациональный спрос», когда покупки совершаются под влиянием сиюминутных капризов и желаний, т. е. приобретаются товары, покупка которых не планируется потребителем.

 

«Спекулятивный спрос». Он широко используется в условиях дефицита того или иного товара.

 

Теория поведения индивидуальных потребителей. При исследовании поведения потребителей используются два подхода:

 

количественный (кардиналистский) подход;

 

порядковый (ординалистский) подход.

 

Количественный (кардиналистский) подход. Представители  этого подхода (У. Джевонс, А. Маршалл) строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности. Рассмотрим этот подход более подробно.

 

Полезность  – это удовлетворение, или удовольствие, которое получает человек от потребления  какого-либо товара или услуги. Оно  является сугубо субъективным, так как удовлетворение потребности человека имеет индивидуальный характер.

 

В теории предельной полезности различают общую и  предельную полезность.

 

Общая полезность – это удовлетворение потребности  человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг.

 

Предельная полезность – это полезность, равная увеличению общей полезности за счет приобретения дополнительной единицы данного  товара или услуги.

 

Допустим, книголюб собирает библиотеку классиков русской литературы. Общая полезность – это весь набор книг домашней библиотеки, и она будет возрастать с приобретением каждой новой книги. Предельная полезность – это удовлетворение желания приобрести дополнительно новое сочинение, например Достоевского. Полезность данной единицы блага является предельной полезностью.

 

Для измерения полезности кардиналисты пытались найти абсолютный показатель. В этих целях они предложили условную единицу – ютиль.

 

Если, например, потребитель  приобрел 10 единиц товара (книг), тогда  общая полезность этих товаров (книг) составит 10 ютилей (V10). В случае если приобретается 11-я единица товара (книга), то общая полезность возрастет и составит 11 ютилей (V11).

 

 

Предельная  полезность в нашем случае – это  дополнительная, 11-я единица товара. Полезность ее определяется следующим  образом:

 

 

 

По мере насыщения  потребителя каким-либо товаром  субъективная полезность этого товара для потребителя падает.

 

Отсюда вывод: если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-либо товаре или услуге удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится ко всем товарам и выступает как закон убывающей предельной полезности.

 

Снижение предельной полезности, при одновременно снижающейся  цене, может побуждать потребителя  к последующим покупкам этого  товара.

 

Понижение цены товара приводит к двум следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».

 

«Эффект дохода»: если цена товара падает, то реальный доход потребителя данного блага увеличивается. В результате на те же денежные средства он может приобрести больше товаров.

 

«Эффект замещения»: снижение цены данного продукта (мяса) означает, что этот продукт (мясо) стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на мясо будет стимулировать потребителя к замещению мясом других продуктов, например хлеба, картофеля.

 

Порядковый (ординалистский) подход.

 

Ординалисты – сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (В. Парето, И. Фишер). Этот подход является более признанным.

 

Данное научное направление  получило название порядковой теории полезности. Она основывается на следующих  предположениях:

 

Аксиома полной упорядоченности. Предпочтения сформированы, потребитель может сравнивать и ранжировать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности.

 

Аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А › B, B › C, то A › C.

 

Аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара.

 

Для примера рассмотрим наборы потребительских товаров (табл. 8.1) и построим соответствующий график (рис. 8.2).

Информация о работе Теория потребительского поведения