Модель частичного рыночного
равновесия
(равновесие на рынке одного товара)
Р D
S
E
Pe
Qe Q
Модель частичного
рыночного равновесия
(равновесие на рынке одного товара)
- Точка пересечения кривой спроса и кривой Е (Equilibrium – равновесие) предложения - точка равновесия.
- Ре – равновесная цена.
- Qe - равновесный объем покупок и продаж.
- В точке Е цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).
Модель частичного
рыночного равновесия
(равновесие на рынке одного товара)
- Рыночное равновесие означает равенство объема спроса и объема предложения
(Qd = Qs)
- Равновесная цена – это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара.
- В этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.
- Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.
Модель рыночного равновесия
Л. Вальраса
- Выводится из разницы в объемах спроса и предложения под воздействием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.
- Если реальная рыночная цена Р1 будет ниже равновесной Ре, то объем спроса превысит объем предложения, что создаст на рынке ситуацию дефицита или избытка спроса. Тогда в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. Если рыночная цена Р2 будет выше равновесной, то объем предложения превысит объем спроса и на рынке произойдет затоваривание или возникнет излишек товара. В случае избытка предложения конкуренция продавцов приводит к его исчезновению.
Модель рыночного равновесия
Л. Вальраса
Функция спроса и предложения
Л.Вальраса
Qd = f (P)
Qs = f (P)
Условие равновесия
Qd = Qs
Инструментом
сбалансированности рынка являются
цены, следовательно, эта модель характеризует
рыночную ситуацию в краткосрочном периоде.
Модель рыночного равновесия
А. Маршалла
- опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.
- продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Если объем предложения меньше равновесного, цена спроса окажется выше цены предложения. Это – стимул для продавцов увеличить объем предложения и наоборот. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.
Модель рыночного равновесия
А. Маршалла
Функция спроса и предложения
Pd = f(Q)
Ps = f(Q)
Условие равновесия
Pd = Ps
- равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, поэтому модель лучше описывает рыночные процессы в долгосрочном периоде.
ВЫВОДЫ
- Если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной.
- Если объем предложения не равен равновесному, то ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.