ТЕМА 2. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Функция спроса.
2.2. Функция предложения.
2.3. Равновесие
спроса и предложения
и его модели.
Обозначения
- D (demand) - спрос
- S (supply) – предложение
- Р (price) – цена
- Q (quantity) – количество товара
- Е (Equilibrium) – равновесие
Спрос (D)
- это количество продукта, которое потребители готовы (желают) и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Это означает, что для каждого из нас спрос есть функция желания.
- Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
Функция спроса
- функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Факторы (детерминанты) спроса
Цена – это сумма денег,
которую потребитель готов уплатить за
определенное количество товара.
- увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
- изменение вкусов и предпочтений потребителей;
- ценовые и дефицитные ожидания;
- изменение цен взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов);
- изменение цен взаимодополняемых (комплементарных) товаров;
- рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
- Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) – такие товары, которые служат однородным целям, поэтому покупатель может выбрать среди ряда взаимозаменяемых товаров такой, который отвечает его желаниям. Как правило, заменяемость является неполной, так что покупатель по-разному относится к взаимозаменяемым товарам - они служат одной и той же цели, но не абсолютно одинаково. Примеры – масло и маргарин, плащи и зонты, дрова и уголь, говядина и баранина и т.д.
- Взаимодополняемые товары (товары-комплементы) – это те, которые потребляются, как правило, совместно: рубашки и галстуки, автомобили и бензин, иголки и нитки, часы и браслеты к ним и т.д.
Общая функция спроса
QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N), (2.1)
где QD - спрос;
Р - цена;
I - доход (Income);
T – вкусы Tastes);
W - ожидания (Waiting);
Psub - цена на товары-субституты
(взаимозаменяемые);
Pcom - цена на комплементарные товары
(взаимодополняемые);
N - количество покупателей.
QD = f (Р) (2.2.)
при условии неизменности всех других
факторов
- Кривая спроса - которая показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах.
- Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что с экономической точки зрения означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цены.
Закон спроса
- при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса и наоборот.
В основе закона спроса:
- психология покупателя – склонен покупать по более низкой цене большие объемы товара и наоборот;
- подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовольствие. Дополнительные единицы товара приобретаются при условии снижения цены на них;
- эффект дохода – при прочих равных условиях и постоянном доходе снижение цены приводит к повышению покупательной способности потребителя и наоборот;
- эффект замещения – высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его покупкой аналогичных более дешевых товаров.
Если спрос изменяется в зависимости от
изменения цены, то говорят, что изменился объем спроса и на кривой такое изменение отражается
движением точек.
Р D
P1 А
Р2 В
Q1 Q2 Q
Кривая выражает цену спроса
- Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара.
- Она не тождественна рыночной цене и определяется размером дохода.
- Она ограничивается доходом и остается неизменной, так как покупатель не может уплатить больше.
Сдвиг кривой спроса происходит тогда, когда на спрос действуют неценовые факторы
- денежные доходы потребителей;
- вкусы и предпочтения потребителей;
- потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
- цены на взаимозаменяемые товары;
- цены на взаимодополняемые товары;
- число покупателей на рынке;
Если спрос изменяется в зависимости от
изменения цены, то говорят, что изменился объем спроса и на кривой такое изменение отражается
движением точек.
Р D
D1
P1
Q1 Q2 Q
Предложение (S)
- это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени. То есть, предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам.
Функция предложения от цены
Qs = f(P) (2.3)
- Кривая предложения - выражает зависимость между ценой и объемом предложения и имеет положительный наклон (восходящий характер).
- Между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость, которую выражает закон предложения.
Если предложение изменяется в зависимости
от изменения цены, то говорят, что изменился объем предложения и на кривой такое изменение
отражается движением точек.
Р S
P1 A
Р2 B
Q2 Q1 Q
Закон предложения
с повышением
цены возрастает и объем предложения
и наоборот.
- Закон предложения действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем с целью получить большую прибыль. Низкие цены, наоборот, не стимулируют производство товаров, и объем производства снижается.
Неценовые факторы предложения
- цены на ресурсы и факторы производства;
- технология производства;
- налоги и субсидии;
- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
- ожидания изменения цен;
- количество продавцов данного товара на рынке.
Общая функция предложения
Qs = f (P, Рres, К, Т, Рs,Pc, W, N), (2.4)
где
Р - цена
товара;
Рres - цены ресурсов и факторов
производства;
К - технология
производства;
Т - налоги
и субсидии;
Рs,Pc – цены на взаимозаменяемые
и
взаимодополняемые товары;
W -
ожидания (Waiting);
N
- количество продавцов;
При изменении значения какого-либо неценового фактора кривая предложения сместится или сдвинется
Р S
S1
P1
Q1 Q2 Q
- Сдвиг кривой предложения под воздействием неценовых факторов в экономическом смысле отражает изменение издержек производства данного товара.
- Кривая рыночного предложения – это фактически кривая цены предложения, так как отражает издержки производства того или иного товара.
Цена предложения
- это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. Величина издержек производства не позволяет продавцам продавать тоже количество товара по цене ниже.
- Чем ниже цена предложения, тем меньшее количество товаров поступает на рынок, так как у многих производителей затраты выше этой цены. Соответственно, чем выше цена предложения, тем острее конкуренция на рынке, так как большее количество фирм предлагают свои товары на продажу.
Фактор времени
В микроэкономике
различают три периода:
- кратчайший (текущий, мгновенный) – в нем все факторы производства постоянны, не изменяются. Повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. Кривая предложения в этом периоде имеет строго вертикальный вид.
- краткосрочный (короткий) – в нем являются переменными (изменяются) лишь некоторые факторы (сырье, количество рабочей силы и др.). Повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства (например, количество рабочей силы) в соответствии со спросом. Кривая предложения принимает более пологий вид.
- долгосрочный (длительный) – в нем все факторы производства являются переменными (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). Даже незначительное увеличение спроса, а соответственно и цены, приводит к значительному росту объема предложения, так как для производства будут использовать в возрастающих количествах все необходимые ресурсы. Кривая предложения принимает все более пологий вид.