Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:28, творческая работа

Описание работы

Работа содержит презентацию по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

makro i mikroekonomika tema 2.pptx

— 112.16 Кб (Скачать файл)

  
ТЕМА 2. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  

 

2.1. Функция спроса.

2.2. Функция предложения.

2.3. Равновесие  спроса и предложения

        и его модели.

 

Обозначения  

 

    • D (demand) - спрос
    • S (supply) – предложение
    • Р (price) – цена
    • Q (quantity) – количество товара
    • Е (Equilibrium) – равновесие

Спрос (D)

 

    • это количество продукта, которое потребители готовы (желают) и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Это означает, что для каждого из нас спрос есть функция желания.
    • Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

 

Функция спроса

 

    • функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Факторы (детерминанты) спроса

 

Цена – это сумма денег, которую потребитель готов уплатить за определенное количество товара.

 

 

    1. увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
    2. изменение вкусов и предпочтений потребителей;
    3. ценовые и дефицитные ожидания;
    4. изменение цен взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов);
    5. изменение цен взаимодополняемых (комплементарных) товаров;
    6. рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
    • Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) – такие товары, которые служат однородным целям, поэтому покупатель может выбрать среди ряда взаимозаменяемых товаров такой, который отвечает его желаниям. Как правило, заменяемость является неполной, так что покупатель по-разному относится к взаимозаменяемым товарам - они служат одной и той же цели, но не абсолютно одинаково. Примеры – масло и маргарин, плащи и зонты, дрова и уголь, говядина и баранина и т.д.
    • Взаимодополняемые товары (товары-комплементы) – это те, которые потребляются, как правило, совместно: рубашки и галстуки, автомобили и бензин, иголки и нитки, часы и браслеты к ним и т.д.

 

 

Общая функция спроса

 

                 QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N),            (2.1)

 

где   QD - спрос;

         Р  - цена;

         I  - доход (Income);

         T – вкусы Tastes);

         W - ожидания (Waiting);

         Psub - цена на товары-субституты

                   (взаимозаменяемые);

         Pcom - цена на комплементарные товары

                     (взаимодополняемые);

         N  - количество покупателей.

 

  
QD = f (Р)           (2.2.)  
при условии неизменности всех других факторов  

 

    • Кривая спроса - которая показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах.
    • Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что с экономической точки зрения означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цены.

 

Закон спроса

 

    • при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса и наоборот.

     В основе закона спроса:

    • психология покупателя – склонен покупать по более низкой цене большие объемы товара и наоборот;
    • подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовольствие. Дополнительные единицы товара приобретаются при условии снижения цены на них;
    • эффект дохода – при прочих равных условиях и постоянном доходе снижение цены приводит к повышению покупательной способности потребителя и наоборот;
    • эффект замещения – высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его покупкой аналогичных более дешевых товаров.

 

  
Если спрос изменяется в зависимости от изменения цены, то говорят, что изменился объем спроса и на кривой такое изменение отражается движением точек.  

 

                                                

                    Р                    D

 

 

                    P1                                  А

   

 

                   

                   Р2                                                         В

 

 

 

                                                       Q1                 Q2                Q

Кривая выражает цену спроса

 

    • Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара.
    • Она не тождественна рыночной цене и определяется размером дохода.
    • Она ограничивается доходом и остается неизменной, так как покупатель не может уплатить больше.

 

Сдвиг кривой спроса происходит тогда, когда на спрос действуют неценовые факторы

 

    • денежные доходы потребителей;
    • вкусы и предпочтения потребителей;
    • потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
    • цены на взаимозаменяемые товары;
    • цены на взаимодополняемые товары;
    • число покупателей на рынке;

 

  
Если спрос изменяется в зависимости от изменения цены, то говорят, что изменился объем спроса и на кривой такое изменение отражается движением точек.  

 

                                                

                    Р                    D            D1

 

 

                   

 

                    P1

   

 

                   

                  

 

 

                                                          Q1                     Q2                          Q

Предложение (S)

 

    • это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени. То есть, предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам.

 

  
Функция предложения от цены  
Qs = f(P)         (2.3)  

 

    • Кривая предложения - выражает зависимость между ценой и объемом предложения и имеет положительный наклон (восходящий характер).
    • Между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость, которую выражает закон предложения.

 

 

  
Если предложение изменяется в зависимости от изменения цены, то говорят, что изменился объем предложения и на кривой такое изменение отражается движением точек.  

 

                                                

                    Р                                                                       S

 

 

                    P1                                                 A

   

 

                    Р2                            B

 

 

 

                                                      

                                                 Q2                Q1                Q

Закон предложения

 

    с повышением  цены возрастает и объем предложения  и наоборот.

    • Закон предложения действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем с целью получить большую прибыль. Низкие цены, наоборот, не стимулируют производство товаров, и объем производства снижается.

 

 

Неценовые факторы предложения

 

    • цены на ресурсы и факторы производства;
    • технология производства;
    • налоги и субсидии;
    • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
    • ожидания изменения цен;
    • количество продавцов данного товара на рынке.

 

Общая функция предложения

 

        Qs = f (P, Рres, К, Т, Рs,Pc, W, N),   (2.4)

    где

    Р - цена товара; 

    Рres - цены ресурсов и факторов производства;

    К - технология производства;

    Т - налоги и субсидии;

    Рs,Pc – цены на взаимозаменяемые и

                  взаимодополняемые товары;

     W - ожидания (Waiting);

     N   - количество продавцов;

 

  
При изменении значения какого-либо неценового фактора кривая предложения сместится или сдвинется  

 

                                                

                    Р                                                                       S            S1

 

 

                   

 

              P1                                                

   

 

                                               

 

 

                         

                                                               Q1                Q2          Q

    • Сдвиг кривой предложения под воздействием неценовых факторов в экономическом смысле отражает изменение издержек производства данного товара.
    • Кривая рыночного предложения – это фактически кривая цены предложения, так как отражает издержки производства того или иного товара.

 

Цена предложения

 

    • это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. Величина издержек производства не позволяет продавцам продавать тоже количество товара по цене ниже.
    • Чем ниже цена предложения, тем меньшее количество товаров поступает на рынок, так как у многих производителей затраты выше этой цены. Соответственно, чем выше цена предложения, тем острее конкуренция на рынке, так как большее количество фирм предлагают свои товары на продажу.

 

Фактор времени

 

    В микроэкономике различают три периода:

    • кратчайший (текущий, мгновенный) – в нем все факторы производства постоянны, не изменяются. Повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. Кривая предложения в этом периоде имеет строго вертикальный вид.
    • краткосрочный (короткий) – в нем являются переменными (изменяются)  лишь некоторые факторы (сырье, количество рабочей силы и др.). Повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства (например, количество рабочей силы) в соответствии со спросом. Кривая предложения принимает более пологий вид.
    • долгосрочный (длительный) – в нем все факторы производства являются переменными (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). Даже незначительное увеличение спроса, а соответственно и цены, приводит к значительному росту объема предложения, так как для производства будут использовать в возрастающих количествах все необходимые ресурсы. Кривая предложения принимает все более пологий вид.

Информация о работе Теория спроса и предложения