Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5
1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального пла-нирования……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МО «ГОРОД СВИРСК»
2.1. Динамика основных показателей развития…………………………………14
2.2. Анализ экономического и трудового потенциа-ла…………………………..15
2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования
«город Свирск»……………………………………………………………………
2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40
3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40
3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43
3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67
3.4. Механизм реализации стратегического планирования…………………….71
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78

Файлы: 1 файл

Копия редактирую Диплом 777.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития (на примере муниципального образования «город Свирск»)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2

ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ   СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5

1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7

1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального планирования……………………………………………………………………...10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО  – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МО «ГОРОД  СВИРСК»

2.1. Динамика основных показателей  развития…………………………………14

2.2. Анализ экономического и трудового потенциала…………………………..15

2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования

«город Свирск»……………………………………………………………………

2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36

ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40

3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40

3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43

3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67

3.4. Механизм реализации  стратегического планирования…………………….71

ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществление в России рыночных реформ в последнем десятилетии XX века привело к коренному изменению  структуры экономики и системы  территориального управления, что способствовало возникновению и обострению целого ряда сложных проблем развития регионов и городов, которые все труднее было решать традиционными методами. В этих условиях требовались новые механизмы воздействия на социально-экономическое развитие территорий. Городские и региональные власти столкнулись с очевидной необходимостью реформирования системы управления с целью ее ориентации на стратегические подходы к местному развитию.

Актуальность внедрения  территориального стратегического  планирования обусловлена многоплановым назначением этого механизма управления: социальным, экономическим, политическим и организационным. Обеспечение социальных гарантий и высокого качества жизни населения является одним из главных целевых ориентиров стратегического плана. В то же время достижение гармоничного социального развития невозможно, если нарушена экономическая сбалансированность, обеспечение которой является основой социального развития. Огромную роль может играть стратегическое планирование с точки зрения создания благоприятного политического климата в городе, ибо стратегический план — это инструмент обеспечения общественной консолидации и повышения доверия населения к местным властям. Наличие стратегического плана способствует росту уверенности горожан в ясно «очерченном» будущем города, позволяет сформировать представление о городе у его перспективных партнеров (зарубежных городов-побратимов и партнеров, крупных инвесторов, международных организаций и т.д.). Прикладное организационное значение стратегического плана, направленное вовнутрь на совершенствование системы местного управления, заключается в усилении координации различных крупных программ и проектов, в достижении согласованности действий различных секторов и подразделений местной администрации и в исключении дублирования функций управления. В начале XXI века актуальность городского стратегического планирования подтверждается его широким признанием на различных уровнях — от международного до местного.

Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:

- определить место  и назначение территориального  стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;

- сформулировать и  обобщить организационно-методические  основы территориального стратегического  планирования;

- определить этапы  процесса территориального стратегического  планирования и требования к его организации;

- разработать и предложить  муниципальным служащим и специалистам, привлекаемым к стратегическому  планированию, инструмент для проведения самостоятельной оценки и контроля соответствия разрабатываемых документов требованиям, предъявляемым к стратегическому плану.

Объектом исследования данной работы является муниципальное образование «город Свирск». Предметом исследования является стратегическое планирование социально-экономического развития города, организационно-методическое обеспечение этого процесса и практический опыт его применения.

Временной период исследования стратегического планирования территории определен с 2011г. до 2021г.

В ходе реформы  местного самоуправления упразднено Черемховское городское муниципальное образование. С 1 января 2006 года вновь образованное муниципальное образование «город Свирск» в полном объеме приступило к решению вопросов местного значения.

  Административное  выделение муниципалитета  с одной  стороны, не должно привести  к разрушению экономических, организационных, инфраструктурных и человеческих связей, сложившихся в данном регионе, с другой, влечет за собой автоматическое образование социально-экономической автономии данного муниципалитета, которая должна стать основой для самостоятельного определения перспективы своего развития. Перспективы муниципального образования по-прежнему будут зависеть от того, насколько горожанам,  органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на данной территории, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики города, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом  за органами  местного самоуправления, может быть эффективным, если станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Развитие мирового сообщества в последнем десятилетии двадцатого столетия знаменовалось двумя противоположными тенденциями в области теории и практики территориального управления1.

Наиболее ярко преимущества планирования динамичного развития муниципальных образований во имя достижения конкретных стратегических целей были продемонстрированы на примере городов, обеспечивавших в различный период времени прием Олимпийских игр: Барселона, Мюнхен, Хельсинки, Сеул и т.д.

Основными движущими силами, заставившими территориальные власти перейти от традиционного формирования годовых бюджетов, определяющих основные параметры финансирования ключевых направлений деятельности муниципалитетов, к элементам планирования, обеспечивающим сбалансированность развития основных элементов муниципального хозяйства (промышленность, транспорт, производственная и социальная инфраструктура) на длительный период времени, по мнению аналитиков, явились:

во-первых, рост социальных противоречий как следствие роста безработицы в городах;

во-вторых, рост конкуренции  на рынках производимых товаров и  услуг как следствие глобализации мировой экономики;

в-третьих, рост сложности  координации территориальных социально-экономических  процессов как следствие процесса формирования и развития крупных территориально-производственных кластеров.

В настоящее время  территориальное планирование и  прогнозирование является основным инструментом достижения целей муниципального управления практически во всех развитых странах.

По данным американского экономиста Л. Райзе2, исследовавшего эту проблему в 350 городах, расположенных в пятнадцати штатах США, к середине 90-х годов только в 17% из них отсутствовали комплексные программы экономического развития. В 46% городов составлялись стратегические планы развития.

В мировой практике различают  в основном три вида территориальных  стратегий:

– стратегия развития территории;

– стратегия развития человеческого потенциала;

– стратегия развития реальных секторов экономики.

Основные задачи, решаемые средствами муниципального планирования в развитых странах, группируются в основном по четырем направлениям:

1. Задачи формирования оптимального  сочетания государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики на территории муниципального образования.

2. Задачи согласования отраслевых  стратегий и стратегий развития  хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципального образования.

3. Задачи пространственного согласования  планов гражданского и производственного землепользования с планами развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

4. Задачи обеспечения конкурентоспособности  муниципального образования на международном рынке товаров, услуг и ресурсов, как основы высокого качества жизни населения, с одновременным сохранением поселения как среды обитания человека.

В Российской Федерации  возврат к планированию и прогнозированию  социально-экономического развития муниципальных  образований, как и экономики страны в целом, идет крайне медленно, противоречиво и на основе слабой научной проработки и недостаточной правовой базы.

В качестве документов, согласующих  совместные действия органов власти, населения и хозяйствующих субъектов в целях эффективного развития муниципального района, городского округа, выступают в настоящее время самые различные документы: концепции, стратегии, комплексные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционные программы.

Основной функцией территориального планирования на уровне современного муниципального образования должно являться формирование условий достижения точности фокусировки управленческих решений органов власти, как на текущий момент, так и на длительную перспективу.

1.1. Основные понятия территориального планирования

Смысл территориального планирования состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления.

Территориальное планирование и прогнозирование социально-экономического развития любого административно-территориального образования является составной частью системы его управления. Это обуславливает необходимость и обязательность учета при формировании планов и программ муниципальных образований, прежде всего, общих принципов управления этими административно-территориальными единицами в современных условиях;

Муниципальные образования являются открытыми экономическими и социальными подсистемами более крупных систем – субъектов Российской Федерации и должны поэтому рассматриваться только как часть целого;

Муниципальные образования, хотя и являются частью целого, имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от субъектов Российской Федерации задачи и вопросы ведения.

Обобщение общих признаков  различных формулировок рассматриваемых  понятий в современной литературе и распространение их на область территориального управления позволяют сделать следующие выводы:

Прогнозирование – это представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени.

Планирование – это  четкое представление того, что и  в какой период времени необходимо сделать субъектам территории для  достижения намеченных целей и задач в условиях меняющегося взаимодействия внутренних и внешних факторов.

Концепция развития муниципального образования – документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15 – 20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни поселения, района и города, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся.

Стратегия развития муниципального образования – система действий по достижению поставленных в концепции стратегических целей и задач на основе мобилизации имеющегося в муниципальном образовании потенциала и реально привлекаемых внешних ресурсов.

Приоритет муниципального образования – цель, выбранная  местным сообществом для первоочередной реализации.

Стратегическое планирование развития муниципальных района, городского округа – процесс самостоятельного определения городским, районным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития муниципального образования на основе согласованных действий власти, хозяйствующих субъектов и населения.

Прогноз – научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии системы (муниципального района, городского округа) или ее составных частей (поселение, административный район), выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов и систем показателей3.

План социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения – плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов, их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

Информация о работе Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития