Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:46, дипломная работа
Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5
1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального пла-нирования……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МО «ГОРОД СВИРСК»
2.1. Динамика основных показателей развития…………………………………14
2.2. Анализ экономического и трудового потенциа-ла…………………………..15
2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования
«город Свирск»……………………………………………………………………
2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40
3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40
3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43
3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67
3.4. Механизм реализации стратегического планирования…………………….71
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78
Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:
– краткосрочный (текущий, годовой) план, совпадающий по срокам с бюджетным годом;
– среднесрочный план – на 5 лет;
– долгосрочный план – на 10 лет.
Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования (КП СЭР МО) – документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов.
Основным законом планирования развития любого муниципального образования должна являться стопроцентная реализация закрепленных за ним вопросов местного значения с учетом возрастающих жизненных потребностей населения.
Следует отметить, что в национальной и международной практике существуют два интегрированных показателя, концентрирующих все аспекты ценностных ориентацией человека, – это уровень жизни и индекс развития человеческого потенциала. В целом они соответствуют мировой практике выбора главной цели развития, как на уровне государства, так и на уровне региона и муниципального образования.
Уровень жизни – это интегрированный показатель, включающий в себя десять основных индикаторов: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, располагаемый доход домашних хозяйств, среднедушевые денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике, средний размер назначенных месячных пенсий, величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, соотношение с величиной прожиточного минимума (в процентах) среднедушевых денежных доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднего размера назначенных месячных пенсий, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов).
Индекс развития человеческого потенциала – расчетный показатель (ИРЧП), который вычисляется по методике ООН как средневзвешенное следующих индексов: средней продолжительности жизни, образованности населения, определяемой процентом грамотности взрослых и полнотой охвата обучением в начальной, средней и высшей школе и специального индикатора материального благосостояния, в основе которого лежит уровень реального ВВП на душу населения.
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального планирования
Одной из основ формирования образа будущего и определения точек роста муниципального образования является SWOT-анализ, который, являясь признанным подходом в менеджменте, в последние годы начинает использоваться в управлении муниципальными образованиями.
Сущность SWOT-анализа состоит в анализе преимуществ и недостатков муниципального образования по сравнению с другими муниципальными образованиями, благоприятных возможностей и неблагоприятных тенденций развития муниципального образования. Разработка стратегии развития муниципального образования должна основываться на использовании преимуществ и благоприятных возможностей развития.
Название методики SWOT-анализа представляет собой аббревиатуру. Она составлена из первых букв слов: сильные стороны внутренней среды (strength - S), слабые стороны внутренней среды (weakness - W), возможности внешней среды (opportunities - O), угрозы внешней среды (threats - T) (см. таблицу 1.). SWOT - анализ включает в себя анализ ситуации внутри определенной территории, а так же анализ внешних факторов и ситуации, влияющих на эту ситуацию.
На основе данных SWOT - анализа разрабатываются возможные варианты развития субъектов при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.
Таблица 1. Матрица SWOT - анализа
Сильные стороны |
Возможности |
Угрозы |
На сколько сильные стороны позволяют использовать эту возможность |
Могут ли сильные стороны позволить избежать этой угрозы | |
Слабые стороны |
На сколько слабые стороны мешают использовать эту возможность |
На сколько слабые стороны препятствуют избеганию угроз |
При проведении SWOT-анализа развития используется статистическая информация, программные документы, реализуемые на территории муниципального образования, аналитические и отчетные материалы.
В качестве основной гипотезы при проведении SWOT-анализа принимается сохранение политики развития Российской Федерации и следование приоритетам, заявленным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации, а также достижение и реализация целей и задач, определенных в Программе социально-экономического развития субъектов РФ. Это связано с тем, что муниципальное образование является открытой системой, и непосредственно реагирует на политические, экономические, социальные, природно-географические и другие факторы, проявляющиеся на всех внешних уровнях - международном, национальном, региональном. События, изменяющие запланированный ход развития Российской Федерации оказывают значительное влияние на развитие территории. В таких условиях что-то конкретное об особенностях развития города в долгосрочной перспективе можно сказать только в рамках определенной гипотезы. При изменении внешних условий развития субъекта стратегия должна корректироваться в соответствии с продекларированным принципом корректировки стратегии.
Смысл территориального планирования состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что:
а) стратегия развития муниципального образования должна носить комплексный характер и включать в себя в качестве составных частей как основные стратегические приоритеты, обеспечивающие конкурентоспособность муниципальных образований в выбранных секторах рынка на долговременную основу, так и пути развития прочих областей и сфер экономической и социальной жизни муниципального образования;
б) стратегическое планирование муниципального образования должно отражать основные шаги органов власти, бизнес-сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных целей и задач.
Муниципальное образование «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый. Численность населения – 14,506 тыс. человек. Административным центром муниципального образования является город Свирск.
На сегодня Свирск - один из самых живописных небольших городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.
В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.
В августе 1941 года на Свирский завод источников тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».
Новый этап развития Свирск получил после Великой Отечественной войны. К этому времени Свирск перерос рамки рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус города. Сочетание водной глади Ангары, крутых, поросших лесом берегов правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска.
Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.
В тяжелые годы
перестройки город Свирск
2.1. Динамика основных показателей развития
На протяжении 2005-2009 гг. наблюдается рост объемов производства и оказываемых услуг предприятиями материальной сферы (см. таблицу 2.).
Таблица 2. Динамика основных показателей социально экономического развития МО «город Свирск»
Показатели |
Ед.изм. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
1.Объем производства материальной сферы экономики |
млн. руб. |
1876,6 |
2096,1 |
2190,4 |
2828,3 |
2845,3 |
2.Численность работающих в экономике |
чел. |
4579 |
4309 |
4033 |
3852 |
3763 |
3.Среднемесячная зарплата |
руб. |
6048 |
6824 |
8190 |
10041 |
10587 |
Из рисунка 2.1. видно, что рост объемов производства материальной сферы экономики был в большей степени обусловлен ростом инфляции и повышением цен на внутреннем и внешнем рынке. Наблюдается снижение численности работающих в экономике, что связано с реорганизацией некоторых предприятий и естественной убылью и миграционным процессом. Заработная плата увеличивается, что говорит о стабильной работе предприятий материальной сферы. Графическое изображение основных показателей социально-экономического развития МО «город Свирск» представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика показателей социально-экономического развития.
2.2. Анализ экономического и трудового потенциала.
Сегодня Свирск – это 242 хозяйствующих субъекта различных видов деятельности и форм собственности (82 крупных, средних и малых предприятий, 160 ИПБОЮЛ).
Основу экономики города составляют предприятия:
1. Совместное российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал».
В мае 1991 года в г.Свирске было создано совместное российско–японское предприятие ООО «ТМ Байкал», учредителями которого стали Мингосимущество РФ и две японские фирмы: «Таджима Ламбер Ко. ЛТД» и «Мицуи и Ко., ЛТД». Уже в марте 1994г. первый вагон с пиломатериалами отправлен в Японию.
Основная деятельность компании «ТМ Байкал» - лесопиление и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.
За 2009г. объем производства пиломатериала составил 94237 тыс. куб. м.
В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «ТМ Байкал» составляет 77,7%.
На всех этапах производственного процесса задействованы местные трудовые ресурсы. Средний возраст работающих 36-38 лет. Среднесписочная численность работающих за 2009г. составила 465 чел. Среднемесячная заработная плата - 20534 руб.
ООО «ТМ Байкал» занимается не только деревообработкой. Предприятие само обеспечивает автотранспортные перевозки (на его балансе – более 80 единиц автотранспорта), ведет капитальное строительство.
По итогам 2009 г. объем инвестиций составил 7 млн. руб. Источником финансирования в основной капитал являются собственные средства предприятия.
На предприятии развита социальная сфера: бесплатная доставка рабочих на предприятие собственным транспортом; оплата более 70% стоимости питания в заводской столовой; ежегодная организация отдыха детей работников в летних детских лагерях и санаториях.
Предприятие вносит значительный материальный вклад в городской бюджет. Благотворительные средства используются на решение проблем местных школ, на реализацию проектов в сфере культуры, на благоустройство, на развитие телекоммуникаций.
2. ЗАО «Актех-Байкал».
Компания «Аккумуляторные технологии» была создана в 1999 году, когда группа иркутских предпринимателей выкупила контрольный пакет акций ЗАО «Востсибэлемент-98». К началу 2000 года было стабилизировано производство, создана торговая марка «АкТех» и стали выстраиваться основные блоки системы качества. Были подписаны первый контракты на поставку аккумуляторов на сборочный конвейер «АвтоВАЗ». Немного позже начались поставки и на другие крупнейшие автозаводы: сначала на «ИжМаш» и «РосЛаду», затем на «ГАЗ» и «УАЗ». В 2001 году аккумуляторы, выпускаемые компанией, стали победителями конкурса «100 лучших товаров России».
Информация о работе Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития