Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5
1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального пла-нирования……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МО «ГОРОД СВИРСК»
2.1. Динамика основных показателей развития…………………………………14
2.2. Анализ экономического и трудового потенциа-ла…………………………..15
2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования
«город Свирск»……………………………………………………………………
2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40
3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40
3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43
3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67
3.4. Механизм реализации стратегического планирования…………………….71
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78

Файлы: 1 файл

Копия редактирую Диплом 777.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:

– краткосрочный (текущий, годовой) план, совпадающий по срокам с бюджетным годом;

– среднесрочный план – на 5 лет;

– долгосрочный план –  на 10 лет.

Комплексная программа  социально-экономического развития муниципального образования (КП СЭР МО) – документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов.

Основным законом планирования развития любого муниципального образования должна являться стопроцентная реализация закрепленных за ним вопросов местного значения с учетом возрастающих жизненных потребностей населения.

Следует отметить, что  в национальной и международной  практике существуют два интегрированных показателя, концентрирующих все аспекты ценностных ориентацией человека, – это уровень жизни и индекс развития человеческого потенциала. В целом они соответствуют мировой практике выбора главной цели развития, как на уровне государства, так и на уровне региона и муниципального образования.

Уровень жизни – это  интегрированный показатель, включающий в себя десять основных индикаторов: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, располагаемый доход домашних хозяйств, среднедушевые денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике, средний размер назначенных месячных пенсий, величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, соотношение с величиной прожиточного минимума (в процентах) среднедушевых денежных доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднего размера назначенных месячных пенсий, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов).

Индекс развития человеческого  потенциала – расчетный показатель (ИРЧП), который вычисляется по методике ООН как средневзвешенное следующих индексов: средней продолжительности жизни, образованности населения, определяемой процентом грамотности взрослых и полнотой охвата обучением в начальной, средней и высшей школе и специального индикатора материального благосостояния, в основе которого лежит уровень реального ВВП на душу населения.

 

 

1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального планирования

Одной из основ  формирования образа будущего и определения  точек роста муниципального образования  является SWOT-анализ, который, являясь признанным подходом в менеджменте, в последние годы начинает использоваться в управлении муниципальными образованиями.

Сущность SWOT-анализа состоит в анализе преимуществ и недостатков муниципального образования по сравнению с другими муниципальными образованиями, благоприятных возможностей и неблагоприятных тенденций развития муниципального образования. Разработка стратегии развития муниципального образования должна основываться на использовании преимуществ и благоприятных возможностей развития.

Название  методики SWOT-анализа представляет собой аббревиатуру. Она составлена из первых букв слов: сильные стороны внутренней среды (strength - S), слабые стороны внутренней среды (weakness - W), возможности внешней среды (opportunities - O), угрозы внешней среды (threats - T) (см. таблицу 1.).  SWOT - анализ включает в себя анализ ситуации внутри определенной территории,  а так же анализ внешних факторов и ситуации, влияющих на эту ситуацию.

На основе данных SWOT - анализа разрабатываются возможные варианты развития субъектов при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

Таблица 1. Матрица SWOT - анализа

 

 

Сильные стороны

Возможности

Угрозы

На сколько  сильные стороны позволяют использовать эту возможность

Могут ли сильные  стороны позволить избежать этой угрозы

 

Слабые стороны

На сколько  слабые стороны мешают использовать эту возможность

На сколько  слабые стороны препятствуют  избеганию угроз


 

При проведении SWOT-анализа развития используется статистическая информация, программные документы, реализуемые на территории муниципального образования, аналитические и отчетные материалы.

В качестве основной гипотезы при проведении SWOT-анализа принимается сохранение политики развития Российской Федерации и следование приоритетам, заявленным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации, а также достижение и реализация целей и задач, определенных в Программе социально-экономического развития субъектов РФ. Это связано с тем, что муниципальное образование является открытой системой, и непосредственно реагирует на политические, экономические, социальные, природно-географические и другие факторы, проявляющиеся на всех внешних уровнях - международном, национальном, региональном. События, изменяющие запланированный ход развития Российской Федерации оказывают значительное влияние на развитие территории. В таких условиях что-то конкретное об особенностях развития города в долгосрочной перспективе можно сказать только в рамках определенной гипотезы. При изменении внешних условий развития субъекта стратегия должна корректироваться  в соответствии с продекларированным принципом корректировки стратегии.

Смысл территориального планирования состоит в определении  основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что:

а) стратегия развития муниципального образования должна носить комплексный характер и включать в себя в качестве составных частей как основные стратегические приоритеты, обеспечивающие конкурентоспособность муниципальных образований в выбранных секторах рынка на долговременную основу, так и пути развития прочих областей и сфер экономической и социальной жизни муниципального образования;

б) стратегическое планирование муниципального образования должно отражать основные шаги органов власти, бизнес-сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных целей и задач.

Основной задачей стратегического  планирования для органов местного самоуправления является задача создания условий перевода развития муниципального образования с инерционного пути на инновационный.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО « ГОРОД СВИРСК»

 

Муниципальное образование  «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый. Численность населения – 14,506 тыс. человек. Административным центром муниципального образования является город Свирск.

На сегодня Свирск -  один из самых живописных небольших  городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.

 В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.

 В августе 1941 года  на Свирский завод источников  тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».

 Новый этап развития  Свирск получил после Великой  Отечественной войны. К этому  времени Свирск перерос рамки  рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус  города. Сочетание водной глади   Ангары, крутых, поросших лесом берегов  правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска.

Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.

 В тяжелые годы  перестройки город Свирск выстоял  и выжил. Город стал возрождаться, ресурсы Свирска начинают вовлекаться  в эффективный хозяйственный оборот, начинают вновь работать на жителей города.

2.1. Динамика основных показателей развития

 

На протяжении 2005-2009 гг. наблюдается рост объемов производства и оказываемых услуг предприятиями материальной сферы (см. таблицу 2.).

Таблица 2. Динамика основных показателей социально экономического развития МО «город Свирск»

Показатели

Ед.изм.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

1.Объем производства материальной сферы экономики

млн. руб.

1876,6

2096,1

2190,4

2828,3

2845,3

2.Численность работающих в экономике

 

чел.

 

4579

 

4309

 

4033

 

3852

 

3763

3.Среднемесячная зарплата

 

руб.

 

6048

 

6824

 

8190

 

10041

 

10587


 

Из рисунка 2.1. видно, что  рост  объемов производства материальной сферы экономики был в большей  степени обусловлен ростом инфляции и повышением цен на внутреннем и внешнем рынке. Наблюдается снижение численности работающих в экономике, что связано с реорганизацией некоторых предприятий и естественной убылью и миграционным процессом. Заработная плата увеличивается, что говорит о стабильной работе предприятий материальной сферы. Графическое изображение основных показателей социально-экономического развития МО «город Свирск» представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика показателей социально-экономического развития.

 

2.2. Анализ экономического и трудового потенциала.

 

Сегодня Свирск – это  242 хозяйствующих субъекта различных видов деятельности и форм собственности (82 крупных, средних и малых предприятий, 160 ИПБОЮЛ). 

Основу экономики города составляют предприятия:

1. Совместное российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал».

В мае 1991 года в г.Свирске  было создано совместное российско–японское предприятие ООО «ТМ Байкал», учредителями которого стали Мингосимущество РФ и две японские фирмы: «Таджима Ламбер Ко. ЛТД» и «Мицуи и Ко., ЛТД». Уже в марте 1994г. первый вагон с пиломатериалами отправлен в Японию.

Основная деятельность компании «ТМ Байкал» - лесопиление  и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.

За 2009г. объем производства пиломатериала составил 94237 тыс. куб. м.

В общем объеме выручки  крупных и средних предприятий  муниципального образования  удельный вес ООО «ТМ Байкал» составляет 77,7%.

На всех этапах производственного  процесса задействованы местные  трудовые ресурсы. Средний возраст работающих 36-38 лет. Среднесписочная численность работающих за 2009г. составила 465 чел. Среднемесячная заработная плата - 20534 руб.

ООО «ТМ Байкал» занимается не только деревообработкой.  Предприятие само обеспечивает автотранспортные перевозки (на его балансе – более 80 единиц автотранспорта), ведет капитальное строительство.

По итогам 2009 г. объем инвестиций составил 7 млн. руб. Источником финансирования в основной капитал являются собственные средства предприятия.

На предприятии развита  социальная сфера: бесплатная доставка рабочих на предприятие собственным  транспортом; оплата более 70% стоимости  питания в заводской столовой; ежегодная организация отдыха детей работников в летних детских лагерях и санаториях.

Предприятие вносит значительный материальный вклад в городской  бюджет. Благотворительные средства используются на решение проблем  местных школ, на реализацию проектов в сфере культуры, на благоустройство, на развитие телекоммуникаций.

2. ЗАО «Актех-Байкал».

Компания «Аккумуляторные  технологии» была создана в 1999 году, когда группа иркутских предпринимателей выкупила контрольный пакет акций ЗАО «Востсибэлемент-98». К началу 2000 года было стабилизировано производство, создана торговая марка «АкТех» и стали выстраиваться основные блоки системы качества. Были подписаны первый контракты на поставку аккумуляторов на сборочный конвейер «АвтоВАЗ». Немного позже начались поставки и на другие крупнейшие автозаводы: сначала на «ИжМаш» и «РосЛаду», затем на «ГАЗ» и «УАЗ». В 2001 году аккумуляторы, выпускаемые компанией, стали победителями конкурса «100 лучших товаров России».

Информация о работе Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития