Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:46, дипломная работа
Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5
1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального пла-нирования……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МО «ГОРОД СВИРСК»
2.1. Динамика основных показателей развития…………………………………14
2.2. Анализ экономического и трудового потенциа-ла…………………………..15
2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования
«город Свирск»……………………………………………………………………
2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40
3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40
3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43
3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67
3.4. Механизм реализации стратегического планирования…………………….71
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78
SWOT - анализ показывает, что муниципальное образование «город Свирск» имеет определенный потенциал для устойчивого развития. Относительная близость к областному центру, относительно высокий образовательный уровень населения, частичное сохранение исторически сложившейся специализации экономики, наличие свободных производственных площадей, наличие свободных для застройки земельных участков, близость к экспортопригодным ресурсам (лес, газ, уголь) – эти и другие конкурентные преимущества муниципального образования создают позитивные предпосылки для устойчивого развития Свирска.
С учетом расширения функциональных возможностей г.Свирска перспективные преобразования в районе могли проходить под лозунгом «Свирск» – территория новых возможностей!», который предполагает создание условий для получения на территории города:
Стратегия развития г.Свирска нацелена на создание качественной среды в муниципалитете, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.
Стратегия основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития г. Свирска. Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию. Благоприятное географическое положение города в непосредственной близости от Восточно – Сибирской железной дороги, автомагистрали г.Иркутск – г.Красноярск и р. Ангара, относительная близость к областному центру, наличие речного порта, свободных производственных площадей, земельных участков, в совокупности со сформированным гражданским сообществом и богатые трудовые традиции населения в области производства промышленной продукции обуславливают широкие возможности для развития города, как центра муниципального образования единого субъекта Российской Федерации на базе объединения Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа.
Свирск разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Свирска. Стратегические цели и приоритеты развития муниципального образования сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.
Сложившаяся за
годы реформирования структура экономики
не в полной мере обеспечивает воспроизводство
и капитализацию ключевого
Возможные сценарии развития
Основой для разработки прогноза являются сценарные условия социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Сценарные условия определяют основные целевые параметры, ограничения, факторы экономического и социального развития страны, уровень инфляции и величину индексов – дефляторов на ближайшие годы, а также и другие общеэкономические условия деятельности предприятий и организаций. Прогноз основных параметров экономики проводится по двум основным вариантам (инерционному и инновационному). Сценарные условия развития г. Свирска приведены в таблице 9.
Таблица 9. Сценарные условия развития города Свирска.
Инерционный |
Инновационный |
1.решение локальных проблем, 2. повышение эффективности
деятельности местных служб в
рамках существующих 3. слабая технологическая связь промышленного узла с областью, 4. инфраструктуры ориентирована на удовлетворение текущих потребностей жителей города, 5. снижение рисков от проектных решений, 6. при передаче управления ключевыми социальными объектами на уровень области – возможно свертывание объемов и качества услуг, оказываемых в муниципалитете, 7. выравнивание уровня обеспеченности бюджетных услуг, проводимой областным руководством, 8. развитие платных услуг ограничено масштабами местного рынка, обусловленного относительно небольшой долей высокодоходных групп населения, 9. высокая вероятность сохранения, и даже углубления, неравенства между городом Свирском и областью. |
1. активное привлечение
г. Свирском на свою 2. два варианта сценария
- ориентированный на увеличение
численности жителей и не 3. ключевое различие
предполагают достройку уже 4. развитие рекреационно- 5. расширение позиции
на строительном рынке по 6. за счет привлечения платежеспособных клиентов повысить ассортимент и качество платных услуг, привлечение дополнительных финансовых и трудовых ресурсов, 7. опасность потери
темпа. Могут возникать зоны, где
соответствующие 8. риск может быть
снижен за счет |
При выработке стратегии развития города Свирска были использованы выводы анализа ее социально-экономического положения в предыдущие годы, концепции стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разработанного Министерством регионального развития Российской Федерации, отраслевых стратегий, принятых на федеральном уровне.
В силу сложившегося социально – экономического положения, стратегия территориального планирования муниципального образования «город Свирск» носит инерционный характер и основывается на сохранении динамики социально-экономического развития, наметившейся в последние годы. Данный сценарий не предполагает существенного вмешательства органов государственной власти области в развитие экономики. При этом основной объем инвестиций будет направляться на поддержание существующих производственных мощностей, экономика области сохранит свою экспортно-сырьевую направленность.
Общая стратегическая цель развития муниципального образования «г.Свирск» может быть сформулирована как «Достижение статуса промышленного, торгового, культурного города с качественной муниципальной средой, полноценным местным сообществом, развитым промышленным потенциалом и инфраструктурой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности».
Для достижения стратегической цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, которые должны позволить качественным образом изменить социально-экономическое положение муниципалитета:
Исходя из заявленной цели, планируется достижение следующих показателей, характеризующих повышение уровня жизни и благоприятные условия для экономической деятельности (см. табл.10).
Таблица 10. Основные целевые индикаторы развития.
Наименование покзателей |
2009 |
2013 |
2016 |
2021 |
Численность населения (тыс.чел.) в том числе: |
14,506 |
14,592 |
14,7 |
14,8 |
- моложе трудоспособного возраста |
2,835 |
2,913 |
3,2 |
3,3 |
- в трудоспособном возрасте |
8,654 |
8,721 |
8,8 |
9,1 |
- старше трудоспособного возраста |
3,017 |
3,058 |
2,7 |
2,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
65-70 |
65-70 |
67 |
68-69 |
Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение денежных доходов и прожиточного минимума),( раз) |
0,6 |
0,7 |
0,8-1,0 |
1,2-1,6 |
Доля промышленного производства Свирска в общем объеме промышленного производства Иркутской области, (в %) |
0,5 |
0,9 |
1,0 |
1,1-1,2 |
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике,(в %) |
21,8 |
22,0 |
22,2-22,5 |
23,0-25,0 |
Для достижения общей стратегической цели устойчивого развития планируется обеспечить следующие направления:
-повышение экономического
потенциала и
- улучшение качества муниципальной среды;
-создание системы формирования здоровой, образованной и культурно-развитой личности через совершенствование управления социальным развитием;
-внедрение эффективных
технологий в практику
Приоритет 1. «Повышение экономического потенциала и конкурентоспособности г.Свирска»
Развитие
экономического потенциала
Задача: рост валового продукта и создание новых рабочих мест на основе выстраивания взаимовыгодных отношений с собственниками крупного, среднего и малого бизнеса, повышения конкурентоспособности предпринимательской среды.
Способы реализации:
- обеспечение
прозрачных и стабильных
- поддержка
предприятий, производящих
- организация
конструктивного диалога с
- стимулирование
развития среднего и малого
бизнеса, создание условий для
формирования кластеров
- упрощение системы лицензирования, сертификации и регистрации, в том числе при получении прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости;
ООО «ТМ Байкал». Сегодня это современное высокотехническое предприятие – экспортер, профилирующееся на изготовлении пиломатериалов для строительства. В ближайшие годы продолжится реализации проекта по расширению производства готовой древесины.
Согласно проекту будет осуществлено:
-увеличение сушильного хозяйства. При этом коэффициент сухого пиломатериала возрастет с 30% до 60%.
-приобретение штабеле – формирующей машины для укладки готовой продукции.
- увеличение производственной площади за счет пристроя к основному корпусу цеха.
Реконструкция производства и введение новых мощностей позволит:
- увеличить выпуск готовой продукции на 1,7%;
- снизить выбросы загрязняющих веществ;
- создать дополнительно новые рабочие места;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Общий объем инвестиций в реконструкцию предприятия составят более 80 млн. рублей. Экономический эффект от внедрения мероприятий рассмотрим в таблице 11.
Таблица 11. Экономический эффект от внедрения мероприятий
по ЗАО ТМ «Байкал».
Наименование показателей |
Факт 2009 (до проекта) |
План (после проекта) |
% отношение факта к плану |
Объем производства пиломатериалов, тыс. куб.м. |
94 237 |
95839 |
101,7 |
Выручка, тыс руб |
1026333 |
1043780 |
101,7 |
Прибыль, тыс.руб. |
140305 |
155200 |
110,6 |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. |
886028 |
888580 |
100,3 |
Рентабельность, % |
15,8 |
17,5 |
110,8 |
Численность работающих, чел. |
465 |
475 |
102,2 |
Информация о работе Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития