Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5
1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального пла-нирования……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МО «ГОРОД СВИРСК»
2.1. Динамика основных показателей развития…………………………………14
2.2. Анализ экономического и трудового потенциа-ла…………………………..15
2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования
«город Свирск»……………………………………………………………………
2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40
3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40
3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43
3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67
3.4. Механизм реализации стратегического планирования…………………….71
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78

Файлы: 1 файл

Копия редактирую Диплом 777.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

SWOT - анализ показывает, что муниципальное образование «город Свирск» имеет определенный потенциал для устойчивого развития. Относительная близость к областному центру, относительно высокий образовательный уровень населения, частичное сохранение исторически сложившейся специализации экономики, наличие свободных производственных площадей, наличие свободных для застройки земельных участков, близость к экспортопригодным ресурсам (лес, газ, уголь) – эти и другие конкурентные преимущества муниципального образования создают позитивные предпосылки для устойчивого развития Свирска.

С учетом расширения функциональных возможностей г.Свирска перспективные преобразования в районе могли проходить под лозунгом «Свирск»  – территория новых возможностей!», который предполагает создание условий для получения на территории города:

  • Хорошей и высокооплачиваемой работы
  • Удобного жилья для горожан и жителей
  • Безопасной среды обитания
  • Широкого спектра услуг для населения
  • Медицинского обслуживания, на базе современного оборудования
  • Качественного образования
  • Многообразных форм и возможностей культурного досуга
  • Эффективного муниципального управления

Стратегия развития г.Свирска нацелена на создание качественной среды в муниципалитете, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Стратегия основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития г. Свирска. Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию. Благоприятное географическое положение города в непосредственной близости от Восточно – Сибирской железной дороги, автомагистрали г.Иркутск – г.Красноярск и р. Ангара, относительная близость к  областному центру, наличие речного порта, свободных производственных площадей, земельных участков, в совокупности со сформированным гражданским сообществом и богатые трудовые традиции населения в области производства промышленной продукции обуславливают широкие возможности для развития города, как центра муниципального образования единого субъекта Российской Федерации на базе объединения Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа.

Свирск разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Свирска. Стратегические цели и приоритеты развития муниципального образования сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Сложившаяся за годы реформирования структура экономики  не в полной мере обеспечивает воспроизводство  и капитализацию ключевого актива города –  человеческих ресурсов. Органы муниципальной власти обязаны создать в Свирске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению,  включая социально незащищенные слои.

Возможные сценарии развития

Основой для разработки прогноза являются сценарные условия социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Сценарные условия определяют основные целевые параметры, ограничения, факторы экономического и социального развития страны, уровень  инфляции  и  величину  индексов – дефляторов на ближайшие годы, а также и другие общеэкономические условия деятельности предприятий и организаций. Прогноз основных параметров экономики проводится  по двум основным вариантам (инерционному и инновационному). Сценарные условия развития г. Свирска приведены в таблице 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9. Сценарные условия развития города Свирска.

Инерционный

Инновационный

1.решение локальных  проблем,

2. повышение эффективности  деятельности местных служб в  рамках существующих экономических  условий и тенденций,

3. слабая технологическая  связь промышленного узла с  областью,

4. инфраструктуры ориентирована на удовлетворение текущих потребностей жителей города,

5. снижение рисков  от проектных решений,

6. при передаче управления ключевыми социальными объектами на уровень области – возможно свертывание объемов и качества услуг, оказываемых в муниципалитете,

7. выравнивание уровня  обеспеченности бюджетных услуг, проводимой областным руководством,

8. развитие платных  услуг ограничено масштабами местного рынка, обусловленного относительно небольшой долей высокодоходных групп населения,

9. высокая вероятность  сохранения, и даже углубления, неравенства между городом Свирском и областью.

1. активное привлечение  г. Свирском на свою территорию, новых, не освоенных ранее функций (производство пеллет, производство древесно-волокнистых изоляционных плит и деревянных двутавровых балок ),

2. два варианта сценария - ориентированный на увеличение  численности жителей и не ориентированный  на привлечение дополнительных  жителей. Наиболее реалистичным представляется вариант, не предусматривающий существенного увеличения численности жителей города.

3. ключевое различие  предполагают достройку уже сейчас  имеющихся функциональных узлов.  В первую очередь – это торговля  и бытовое обслуживание.

4. развитие рекреационно-оздоровительных  и культурно-развлекательных услуг,

5. расширение позиции  на строительном рынке по направлениям  развития ресурсной (предложение  стройматериалов, выделение площадей  под застройку),

6. за счет привлечения платежеспособных клиентов повысить ассортимент и качество платных услуг, привлечение дополнительных финансовых и трудовых ресурсов,

7. опасность потери  темпа. Могут возникать зоны, где  соответствующие функциональные  узлы будут формироваться быстрее,  чем г.Свирск в силу недостаточно высоких темпов преобразования муниципальной среды и доли рынка соответствующих услуг.

8. риск может быть  снижен за счет синхронизированного  запуска относительно небольших  проектов, имеющих собственное экономическое  обоснование, но вместе с другими работающих на формирование и продвижение имиджа города.


 

При выработке стратегии  развития города Свирска были использованы выводы анализа ее социально-экономического положения в предыдущие годы, концепции стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разработанного Министерством регионального развития Российской Федерации, отраслевых стратегий, принятых на федеральном уровне.

В силу сложившегося социально  – экономического положения, стратегия территориального планирования муниципального образования «город Свирск» носит инерционный характер и основывается на сохранении динамики социально-экономического развития, наметившейся в последние годы. Данный сценарий не предполагает существенного вмешательства органов государственной власти области в развитие экономики. При этом основной объем инвестиций будет направляться на поддержание существующих производственных мощностей, экономика области сохранит свою экспортно-сырьевую направленность.

Цели и приоритеты развития г.Свирска

Общая стратегическая цель развития муниципального образования «г.Свирск» может быть сформулирована как «Достижение статуса промышленного, торгового, культурного города с качественной муниципальной средой, полноценным местным сообществом, развитым промышленным потенциалом и инфраструктурой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности».

Для достижения стратегической цели необходимо решить ряд взаимосвязанных  задач, которые должны позволить  качественным образом изменить социально-экономическое положение муниципалитета:

  • повышение конкурентоспособности г. Свирска в производстве товаров и услуг, пользующихся растущим спросом на мировом рынке и рынке страны;
  • повышение уровня и качества жизни населения через увеличение внутреннего спроса;
  • улучшение демографической ситуации в городе, преодоление тенденции сокращения численности населения;
  • позиционирование г. Свирска как административного, промышленного центра муниципального образования, производящего различные виды продукции и услуг, в том числе для нужд территорий в рамках межмуниципальной кооперации;
  • преобразование архитектурного облика города;
  • формирование системы экологической безопасности и быстрого реагирования по предотвращению угрозы жизни населения и нанесению ущерба окружающей среде; обеспечение низкого уровня преступности.

Исходя из заявленной цели, планируется достижение следующих показателей, характеризующих повышение уровня жизни и благоприятные условия для экономической деятельности (см. табл.10).

Таблица 10. Основные целевые индикаторы развития.

 

Наименование покзателей

2009

2013

2016

2021

Численность населения (тыс.чел.)

в том числе:

14,506

14,592

14,7

14,8

- моложе трудоспособного  возраста

2,835

2,913

3,2

3,3

- в трудоспособном  возрасте

8,654

8,721

8,8

9,1

- старше трудоспособного  возраста

3,017

3,058

2,7

2,4

Ожидаемая продолжительность  жизни, лет

65-70

65-70

67

68-69

Покупательная способность  денежных доходов населения (соотношение  денежных доходов и прожиточного минимума),( раз)

0,6

0,7

0,8-1,0

1,2-1,6

Доля промышленного  производства Свирска в общем  объеме промышленного производства Иркутской области, (в %)

0,5

0,9

1,0

1,1-1,2

Доля занятых на малых  предприятиях в общей численности  занятых в экономике,(в %)

21,8

22,0

22,2-22,5

23,0-25,0


 

Для достижения общей  стратегической цели устойчивого развития планируется обеспечить следующие направления:

-повышение экономического  потенциала и конкурентоспособности; 

- улучшение качества  муниципальной среды;

-создание системы  формирования здоровой, образованной и культурно-развитой личности через совершенствование управления социальным развитием;

-внедрение эффективных  технологий в практику управления  развитием муниципалитета.

Приоритет 1. «Повышение экономического потенциала и конкурентоспособности г.Свирска»

 Развитие  экономического потенциала существующих  предприятий.

Задача: рост валового продукта и создание новых рабочих мест на основе выстраивания взаимовыгодных отношений с собственниками крупного, среднего и малого бизнеса, повышения конкурентоспособности предпринимательской среды.

Способы реализации:

- обеспечение  прозрачных и стабильных правил  осуществления экономической деятельности  в установленном законодательством  порядке;

- поддержка  предприятий, производящих конечную  продукцию и продукцию глубокой степени переработки потребительского и производственного назначения;

- организация  конструктивного диалога с собственниками  крупных предприятий, направленного  на взаимовыгодное сотрудничество, повышение налоговой отдачи, участие  крупного бизнеса в реализации проектов и программ органов муниципальной власти;

- стимулирование  развития среднего и малого  бизнеса, создание условий для  формирования кластеров предприятий;

- упрощение  системы лицензирования, сертификации  и регистрации, в том числе при получении прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости;

ООО «ТМ Байкал». Сегодня это современное высокотехническое предприятие – экспортер, профилирующееся на изготовлении пиломатериалов для строительства. В ближайшие годы продолжится реализации проекта по расширению производства готовой древесины.

Согласно проекту будет  осуществлено:

-увеличение сушильного хозяйства. При этом коэффициент сухого пиломатериала возрастет с 30% до 60%.

 -приобретение штабеле – формирующей машины для укладки готовой продукции.

- увеличение производственной  площади за счет пристроя к  основному корпусу цеха.

Реконструкция производства и введение новых мощностей позволит:

-  увеличить выпуск готовой продукции на 1,7%;

- снизить выбросы загрязняющих  веществ;

- создать дополнительно  новые рабочие места;

- увеличение налоговых  поступлений в бюджеты всех  уровней.

Общий объем инвестиций в реконструкцию предприятия  составят более 80 млн. рублей. Экономический эффект от внедрения мероприятий рассмотрим в таблице 11.

Таблица 11. Экономический эффект от внедрения мероприятий

по ЗАО  ТМ «Байкал».

Наименование  показателей

Факт 2009 (до проекта)

План (после  проекта)

% отношение  факта к плану

Объем производства пиломатериалов, тыс. куб.м.

94 237

95839

101,7

Выручка, тыс руб

1026333

1043780

101,7

Прибыль, тыс.руб.

140305

155200

110,6

Полная себестоимость  продукции, тыс. руб.

886028

888580

100,3

Рентабельность, %

15,8

17,5

110,8

Численность работающих, чел.

465

475

102,2

Информация о работе Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития