Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:46, дипломная работа
Основной целью данной работы является совершенствование процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………..5
1.1.Основные понятия территориального планирования………………………..7
1.2. Методика SWOT – анализа в процессе стратегического территориального пла-нирования……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МО «ГОРОД СВИРСК»
2.1. Динамика основных показателей развития…………………………………14
2.2. Анализ экономического и трудового потенциа-ла…………………………..15
2.3. Характеристика основных отраслей муниципального образования
«город Свирск»……………………………………………………………………
2.4. Проблемы развития…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..40
3.1. Перспективное видение г.Свирска………………………………………….40
3.2. Возможные сценарии развития……………………………………………...43
3.3. Мероприятия и предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»……67
3.4. Механизм реализации стратегического планирования…………………….71
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………78
Сводные данные по культуре и спорту представлены в таблице 8.
Таблица 8. Сводные данные по культуре и спорту.
Наименование учреждений |
Кол-во (коллективов, групп, отделений) |
Кол-во участников (мест) |
Городской центр культуры |
10 |
145 |
Коллектив вокального жанра |
2 |
25 |
Коллектив хореографического направления |
3 |
60 |
Коллектив театрального жанра |
2 |
30 |
Кукольный театр |
1 |
15 |
библиотека |
6 |
35 |
детская художественная школа |
2 |
121 |
детская музыкальная школа. |
4 |
130 |
спортсооружения |
4 |
342 (1500) |
Охрана окружающей среды
Город Свирск является неблагополучным с точки зрения экологической безопасности. Идет интенсивное загрязнение всех сред (атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды, почвы).
В городе в течение
нескольких десятилетий
Источником повышенной опасности заражения мышьяком для города и Братского водохранилища являются здания и огарки бывшего Ангарского металлургического завода.
Результатом четырехлетней работы по вопросу ликвидации мышьякового загрязнения территории г.Свирска стало включение данного мероприятия в федеральную программу «Национальная система химической и биологической безопасности в Российской Федерации». На период 2009–2013 годов выделено 204 миллиона рублей.
Осенью 2009 года был объявлен
конкурс на разработку технико-экономического
обоснования «Ликвидация загряз
Инженерно-геологические
и инженерно-экологические
Вся проектная документация пройдет через ряд экспертиз: санитарно-гигиеническую, промышленной безопасности, ГО и ЧС. Будет развернута сеть мониторинга воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Только после этого можно будет приступить к работам по обеззараживанию и захоронению опасных отходов.
Жилищно-коммунальное хозяйство
По состоянию на 01.01.2010г. г. Свирск имеет в своем активе 212,3 тыс.кв. м жилья (без частного сектора).
На развитие транспортной, коммунальной и жилищной инфраструктуры израсходовано более 66,2 миллионов рублей (ремонт водопроводных и электрических сетей, ремонт котельных и теплотрасс, установка приборов учета потребления холодной воды, ремонт дорог, озеленение города, приобретена коммунальная техника и др.)
Количество граждан, состоящих на учёте на получение жилой площади из муниципального фонда г. Свирска составляет – 505 семей.
246 семей (852 человека) проживают в ветхих и аварийных домах. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 16,33 тыс. кв. м.
С целью решения вопроса обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, принята Программа «Переселение граждан г. Свирска из ветхого и аварийного жилищного фонда». Срок реализации указанной Программы 2006 – 2010 годы.
В настоящее время, согласно указанной программы, произведено завершение строительства 28-ми квартирного пятиэтажного дома, расположенного по ул. Молодежная, 10 (блок А) и ведется к завершению строительство 75-квартирного дома по ул. Молодежная, 10 (блок Б), планируемое заселение жильцов из ветхого и аварийного жилья декабрь 2010 года.
Сегодняшние проблемы муниципального образования связаны с историей возникновения и особенностями развития города Свирска. Город возник в результате реализации политики размещения производительных сил, когда возводимые практически на пустом месте крупные промышленные объекты давали импульс развития новых поселений. Город Свирск строился вокруг крупного промышленного объекта (завод «Востсибэлемент»), который, предъявляя спрос на рабочую силу, определил масштабы населения города, обеспечивал функционирование городской инфраструктуры и значительной части социальной сферы, сформировал облик городской среды.
В современных условиях большинство промышленных центров оказались в ситуации, которая качественно отличается от той, которая формировала их развитие в дореформенный период. Рынок предъявил новые требования к ценовым, качественным, номенклатурным характеристикам выпускаемой продукции. Процесс приватизации базовых предприятий города проходил крайне болезненно, сопровождался масштабными спадами производства, массовой безработицей. Вместе с тем, кризисные явления поразили ряд предприятий города, которые по объективным и субъективным причинам так и не смогли адаптироваться к условиям рынка и фактически перестали существовать как самостоятельные объекты.
Перед муниципалитетом стоит задача определения направлений развития на перспективу. Новая модель развития должна позволить г. Свирску найти свою нишу в рыночном экономическом пространстве региона.
Проблем, стоящих перед муниципальным образованием, чрезвычайно много, как обусловленных общей ситуацией в стране, так и специфических. Для целей долгосрочного планирования развития необходимо выделить те, решение которых имеет стратегическое значение, окажет комплексное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, предотвратит возможные масштабные негативные последствия в будущем.
На практике переход к рыночным условиям развертывается в целый ряд конкретных проблем, наиболее существенны среди которых следующие:
1. Структура экономической базы.
Специализация промышленности разнообразна. Но доминирующая роль принадлежит обработке древесины и производству изделий из дерева.
Производственная
деятельность вне деревообработки
находится на более низком уровне,
и это приводит к тому, что средний
уровень заработков в одной отрасли
формирует уровень
2. Неблагоприятная демографическая ситуация.
Неблагоприятные
экологические условия и
3. Низкий уровень жизни населения.
Неудовлетворительное
соотношение доходов и
4. Снижение эффективной занятости.
Сокращения работников на ведущих предприятиях города в кризисные периоды создали значительную резервную армию труда, не всегда охваченную официальным учетом. В настоящее время большая часть из уволенных работников смогли реализоваться в новых сферах занятости. Проблема безработицы носит выраженную окраску: большинство безработных - женщины. Существенны масштабы «теневой» занятости и маятниковой миграции, которые помимо чисто социальных аспектов, сокращают налоговую базу муниципалитетов.
7. Жилищная политика.
Количество граждан, состоящих на учёте на получение жилой площади из муниципального фонда г. Свирска составляет – 505 семей.
246 семей (852 человека)
проживают в ветхих и
Проблему ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда решаться за счет окончания строительства незавершенных объектов, а также, за счет модернизации и реконструкции жилых помещений.
8. Особенности географического расположения.
Муниципальному образованию приходится конкурировать с расположенным неподалеку районным центром, который уже в силу своего статуса, размера, месторасположения, исторических традиций имеет изначальные преимущества перед г.Свирском. Свой отпечаток наносит отсутствие прямой пассажирской железнодорожной ветки связующей г.Свирск с ВСЖД. Основным видом транспорта, соединяющим с различными территориями области, является автомобильный.
10. Экология.
Требуется провести полномасштабные исследования почв, воды из скважин, проб воздуха, биологических образцов на разном удалении от мышьякового завода.
Нужно создавать систему мониторинга загрязнения всех сред окружающей среды и при проведении работ по утилизации отходов АМЗ, и после окончания этих работ.
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Мероприятия
и предложения по
Перспективное видение г.Свирска
Сильные и слабые стороны муниципалитета
За основу формирования образа будущего и определения точек роста муниципального образования «город Свирск» взят SWOT-анализ, сущность которого состоит в анализе преимуществ и недостатков муниципального образования по сравнению с другими муниципальными образованиями, благоприятных возможностей и неблагоприятных тенденций развития муниципального образования4.
Наиболее сильные позиции территории:
Слабые позиции муниципального образования:
В результате SWOT-анализа выявлены основные проблемы развития муниципального образования «город Свирск»:
Информация о работе Территориальное стратегическое планирование социально-экономического развития