Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 11:10, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Типы конкуренции и основные рыночные структуры в
современной экономике
Минск 2015
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 48 с., 2 табл., 3 рис., 21 источник
КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА, СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА
Объект исследования: конкуренция и рыночные структуры.
Предмет исследования: типы конкуренции и основные рыночные структуры.
Цель работы: рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных о конкуренции рассмотрены ее основные типы, выделены положительные и отрицательные стороны конкуренции, рассмотрены основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают, рассмотрена законодательная база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Макроэкономика».
_____________________
СОДЕРЖАНИЕ
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей.
Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды. Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции. Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.
Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы.
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в работе мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки экономической ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Исследованию данной темы посвящены работы таких учёных, как М. Фридман, Фридрих фон Хайек, В. Рожок, Паклин Ю.И. и др.
Предметом исследования данной работы стали типы конкуренции и основные рыночные структуры.
Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.
Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (лат. concurro - сталкиваться, состязаться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Виды конкуренции
Виды |
Цель |
Механизм |
Результаты |
Внутри - отраслевая |
Получение сверхприбыли |
Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара |
Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара |
Меж-отраслевая |
Получение наибольшей прибыли |
Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли |
Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины |
Рыночная |
Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) |
Динамика соотношения предложения и спроса товара |
Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены |
Примечание – источник: [4].
Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию.
Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в «чистом» виде и переходит в свою противоположность – монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, – следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников. В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий – это сила, у мелких фирм – гибкость, у специализированных компаний – приспособленность к особым сегментам («нишам») рынка, у фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество. Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства [3, с. 212].
Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: с одной стороны, – это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой, – это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что, в конечном счете, оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента [19, с. 243].
Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста, и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования – это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна «санировать» производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.
Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться «на ходу», обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.
Таким образом, выделим положительные и отрицательные стороны конкуренци.
Положительные стороны конкуренции:
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике