Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Типы конкуренции, курсовая.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                      Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Типы конкуренции и основные рыночные структуры в     

современной экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2015

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 48 с., 2 табл., 3 рис., 21 источник

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА, СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА

Объект исследования: конкуренция и рыночные структуры.

Предмет исследования: типы конкуренции и основные рыночные структуры.

Цель работы: рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных о конкуренции рассмотрены ее основные типы, выделены положительные и отрицательные стороны конкуренции, рассмотрены основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают, рассмотрена законодательная база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Макроэкономика».

 

 

_____________________

                                                                                                                              подпись

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей.

Наличие   конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при   котором   их   субъекты побуждаются  к  активной    предпринимательской   деятельности.     Проблема создания условий для ее  возникновения  и  развития  чрезвычайно  важна  для переходной к рынку экономики Беларуси.  При  ее  решении  следует  различать условия  возникновения  конкуренции  и  условия  формирования   конкурентной среды. Недостаточное понимание сущности и  механизма проявления  конкуренции отрицательно  сказалось   на  первых  шагах  белорусских   предпринимателей, получивших   право   самостоятельно   вести   внешнеторговые   операции. Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.

Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов    предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.

Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы.

Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в работе мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки экономической ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Исследованию данной темы посвящены работы таких учёных, как М. Фридман, Фридрих фон Хайек, В. Рожок, Паклин Ю.И. и др.

Предметом исследования данной работы стали типы конкуренции и основные рыночные структуры.

Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

1) выяснить понятие и  сущность конкуренции, определить  её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;

2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;

3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;

4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.

 

1 Типы конкуренции и основные рыночные структуры

1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо   универсальным   определением.   Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (лат. concurro - сталкиваться, состязаться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. 

Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма  существования капитала,  при  которой  один индивидуальный капитал соперничает  с  другим.  Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Виды конкуренции

Виды

Цель

Механизм

Результаты

Внутри - отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Меж-отраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины

Рыночная

Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен)

Динамика соотношения предложения и спроса товара

Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены


 

Примечание – источник: [4].

Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.  Являясь атрибутом рынка,  конкуренция  естественным  путём  возникает  из  рынка  и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренция содержит в  самой  себе  противоречие,  которое  в  результате проявления воспроизводит явления, отрицающие  саму  конкуренцию.

Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно  хозяйствующих  единиц,  их укреплению  и  росту  при  одновременном  разорении  тех,  кто  отстаёт   от требований  рынка.  На  определённом  этапе   этот   процесс   обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития  конкуренции  такова, что она в принципе не  в  состоянии  сохранить  себя  в  «чистом»  виде  и переходит  в  свою  противоположность – монополию.  И  то,   что   монополия сдерживается в определённых границах  во  многих  странах  под воздействием антимонопольного законодательства, – следствие   противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства  в  целом.  Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке существенно  устойчивее  и сильнее,  чем   монополистические.   В   действительности   победителями   в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие,  то  сильные,  а  порой (в виде  исключения)  даже  слабые  фирмы.  Ключ  к  уяснению  вопроса,  почему монополия не  вытесняет  конкуренцию,  лежит  в  понимании  того,  насколько разными являются борющиеся между собой  фирмы.  Конкуренция  не  сводится  к борьбе  сильного  против  слабого:  в  таком  случае  сверхмощные  монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников. В реальности конкуренция строится по более сложной формуле.  Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности:  у  ведущих монополий – это сила, у мелких фирм – гибкость, у специализированных компаний – приспособленность к особым сегментам («нишам»)  рынка,  у  фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных    ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество. Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для   товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их   систематически   применять   новые   технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты.  Иначе  говоря,   конкуренция   систематически   воздействует   на индивидуальные  издержки  производства  в   сторону   снижения,   заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания  используемых факторов производства [3, с. 212].

Деятельность любой хозяйственной единицы   в   условиях   конкуренции подвергается двойному контролю: с одной стороны, – это   внутренний непосредственный  контроль  в  рамках  фирмы,  а  с  другой, – это   внешний опосредствованный  контроль  на  рынке  со  стороны  фирм-конкурентов  через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля  является жёсткой,  но  беспристрастной.  Объективность  оценки   возможностей   любой хозяйственной единицы определяется тем, что, в конечном счете, оценку  выносит покупатель,  который,   руководствуясь   собственными   интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента [19, с. 243].

Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной  деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за  большую  прибыль,  деньги покупателя создаёт  такую  ситуацию,  когда  экономика  производит  то,  что требуют  потребители,   заказчики   путём   применения   самой   эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в  ногу  с  темпами научно-технического прогресса, совершенствовать  и  развивать  производство, проявлять инновационную активность. На этой  основе  возможен  выигрыш  того предпринимателя,  который  снижает   затраты   на   производство   благодаря использованию  достижений  научно-технического  прогресса,  освоению   новой продукции с  высоким  качеством.  Важнейшей  функцией  конкуренции  является саморегулирование   хозяйственной   деятельности.   В   рыночной   экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей  определяет  цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период  времени.  Производится только  то,  что  приносит  прибыль.  Продукцию,  изготовление  которой   не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая  рыночная  система  в состоянии доводить  до  сведения  поставщиков  ресурсов  и  предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать  осуществлению надлежащих  коррекций  в  перераспределении  ресурсов  экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к   более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует  резервы  экономического роста, и нет смысла  их  скрывать.  Конкурентный  режим  хозяйствования – это антипод   бесхозяйственности,   расточительности. Конкуренция способна «санировать» производство, выталкивая из него нерентабельные,  отсталые  в техническом отношении предприятия.

Конкуренция     выполняет     функцию     дифференциации      доходов товаропроизводителей   на   основе    обеспечения    разной    эффективности производства. Выигрывает в конкуренции  тот,  кто  минимизирует  затраты  на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских   вкусах   и   предпочтениях    покупателей    и    способен перестраиваться «на  ходу»,  обеспечивает  дифференциацию  продуктов по потребительским свойствам,  ценам,  реагирует  на  изменяющийся  спрос  и  в известном смысле формирует его для  разных  групп  потребителей,  возрастов, различных  территорий,  городского  и  сельского  населения,  покупателей  с разным уровнем доходов.

Таким образом, выделим положительные и отрицательные стороны конкуренци.

 

Положительные стороны конкуренции:

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике