Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Типы конкуренции, курсовая.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования  национальной  экономики   было   бы   целесообразно   отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

Конкурентная политика – это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с  трансформируемой экономикой. Принципами  такой  политики  в  рыночной  экономике   являются: эффективность, справедливость, правовая защита  производителя  (продавца)  и потребителя. Она направлена на стимулирование  эффективности  и  контроля  в экономике, предотвращение эксплуатации  более  слабых  участников  рынка [15, c.110].

Основными целями конкурентной политики в развитых странах являются: обеспечение экономического роста и международной   конкурентоспособности экономики, содействие техническому  прогрессу,  контроль  за  деятельностью монопольных субъектов, вытеснение с рынка  нерентабельных  предприятий.  При этом  главные  стратегические  задачи  государства  заключаются  в  создании законодательной   основы   конкурентных   отношений,  а также    нового хозяйственного механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции. Ведущие направления государственной конкурентной политики  сводятся  к разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю  над структурой  рынка,  предотвращению  злоупотреблений  рыночной   властью, к стимулированию предпринимательской деятельности [14, c.258].

Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка,  предотвращение  злоупотреблений  рыночной   власти,   стимулирование предпринимательской  деятельности.  В переходный   период   важно   создать необходимые условия для ее появления.  Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы.  Во-вторых, процесс приватизации существующих    предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков.  В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей.  И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры [15, c.110].

Изучение  зарубежного  опыта  реализации  конкурентной  политики  дает основание   считать,   что   в   Беларуси   также    необходимо    проводить институциональные  преобразования – осуществить структурную перестройку экономики, обеспечить рациональное сочетание различных форм собственности  и эффективное функционирование государственной, снижение уровня  монополизации экономики и становление конкурентной среды, финансовое  оздоровление  страны и  проведение  земельной  реформы.  Кроме  того,  следует  реструктурировать предприятия    и    создать    рыночную    инфраструктуру,    обеспечивающую функционирование  основных  рынков  в  условиях  конкуренции   и   разумного антимонопольного регулирований. А главное – устранить  экономические  основы (условия) злоупотреблений доминирующим  положением  и  создать  условия  для конкурентных отношений, для чего необходимо:

1) выявить природу монополий  и их виды, а также возможности  субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;

2) отказаться от тотального  устранения монопольных структур, подходить дифференцированное к монополистам и лишать монопольной власти  тех,  кто  не способствует прогрессивным сдвигам в экономике,  ее  оздоровлению,  тормозит развитие НТП, допускает расточительство, производит морально устаревшую продукцию;

3)  не столько  реорганизовать  функционирующие  монополии,   сколько изменить   окружающую   их   экономическую   среду;   осуществить   разумную либерализацию  национального  рынка,  обеспечить  развитие  производственной инфраструктуры (транспорта и  связи);  стимулировать  производство  товаров- субститутов и т.д. [14, c.259- 260].

Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно,  как  правило,  включает возведенные  в  закон  «правила   игры»,   нормы   поведения,   регулирующие взаимоотношения  хозяйствующих  субъектов  в  сфере  бизнеса.  При этом в условиях переходной экономики должны   преобладать   меры   не   столько ограничительного, сколько   стимулирующего   характера, направленные на становление и развитие конкуренции.  Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции. Конкурентная политика и законодательство   о   конкуренции   должны ориентироваться   не   столько   на   пресечение   монопольного    поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных  выше  препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы,  направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой   экономике республики, как законодательство о конкуренции. Роль   государства    как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей [15, c.110].

Антимонопольное законодательство промышленно развитых стран, предназначенное для условий превышения предложения над спросом и  призванное охранять налаженную конкурентную среду, не годится  для  условий  тотального дефицита  и  отсутствия  конкуренции.  Решать  вопрос  о  разрушении давно сложившихся в республике монопольных структур необходимо на основе общей реформы собственности и организации управления хозяйством. Из существующего опыта западного антимонопольного регулирования можно заимствовать лишь общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями монополии, деформирующей рыночные отношения, препятствующими развитию конкуренции, а также некоторые технические приемы. Республике Беларусь  необходима своя концепция, призванная не столько спасать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности  злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса [14, c.261–262].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Конкуренция – эффективный, дешёвый метод экономического контроля. Она толкает производителя на сокращение издержек   производства, снижение цен, увеличение объёма сбыта, на борьбу за потребителя и улучшение качества.

Государство играет активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах, руководствуясь общенациональными интересами.  Именно от государства во многом зависит создание условий для   благоприятной конкурентной среды.

В современных условиях важна не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг.   Однако   высокая   степень экономического риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций в производство.

Несмотря на то, что конкуренция в силу своего стихийного характера может   вызвать   побочные   отрицательные   экономические   и    социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования конкурентной среды создает политика государства   в   этой области, а полученные возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании  возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры;  создании кредитной системы,  доступной  всем  субъектам  рынка;  упрощении  процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности  для  частного  предпринимателя; повышении  правовой  культуры  участников  рынка;   обеспечении   соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений. Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от неэффективных, полулегальных   и   недобросовестных   форм   конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных   и   добросовестных   форм конкуренции на потребительском рынке республики.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Атамалиева, Л. Конкуренция и ее роль в работе предприятий / Л. Атамалиева // ФУА. – 2000. - № 9. – С. 31- 32.
  2. Головачев, А.С. Микроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 196 с.
  3. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П.С. Завьялов. – М.: ИД «ИНФРА-М», 2007. — 496 с.
  4. Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы // Экономика БГЭУ — Блог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy-web.org/?p=604. – Дата доступа:  21.02.2015.
  5. Макроэкономика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по экон.спец. / [В.А. Воробьев и др.]; под ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 269 с.
  6. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон.спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. – 2-е изд. -Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  7. Микроэкономика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по экон.спец. / [В.А. Воробьев и др.]; под ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 239 с.
  8. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экон.спец. учреждений, обеспеч. получение высш. образования / [А.В. Бондарь и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – 2-е изд. -Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  9. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов учреждений высшего образования по экон. спец. / [В. Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимова – 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2012. – 649 с.
  10. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов \ Р.М. Нуреев. - 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. – 595 с.
  11. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 № 2034-XII. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. - № 36. - Ст.569);
  12. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. – Минск, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.economy.gov.by/nfiles/001146_99629 _Proekt_Program.doc. – Дата доступа:  21.02.2015.
  13. Пыко, В.Т. Рыночная деятельность фирмы / В.Т. Пыко // Веснік БДЭУ. -2000. - № 5. - С. 21-25.
  14. Санько, Г. Г. Монополия и конкуренция: монография / Г.Г. Санько. -  Минск : БГЭУ, 1999. - 302 с.
  15. Санько, Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике / Г.Г. Санько // БЭЖ. – 1999. - № 2. – С. 100-111.
  16. Хруцкий В.Е., Корнеева, И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 28 с.
  17. Целикова, Л. Конкуренция: методы оценки / Л. Целикова // НЭГ. – 2000. -  5 апреля. – С. 7.
  18. Шамхалов, Ф. Философия бизнеса / Ф. Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. – 381 с.
  19. Эванс, Дж.Р., Берман, Б. Маркетинг / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 2003. – 350 с.
  20. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно- практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / А.Ю. Юданов. - М.: OOO Гном-пресс, 1998. - 384 с.
  21. Яшева, Г. Конкурентоспособность предприятий: методика оценок и результаты / Г. Яшева // ФУА. – 2000. - № 4. – С. 17-20.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике