Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 11:10, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.
В советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль. Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Таким образом, интенсивность конкуренции резко отличается на разных рынках. В одних отраслях почти все компоненты получают высокую прибыль, для других же – типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способными избежать их. Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит мягкий характер. Фирмы могут позволять себе поступать по принципу: “Живи и дай жить другим”. Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм победа над соперником – это вопрос жизни и смерти [ 20, c.43].
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти [15, c. 100].
Формирование конкурентной среды – сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории. Конкурентную среду можно определить как исторически конкретную социально-экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечивающую товарно-денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов производства (включая перелив капитала), для развития деловой активности. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения[14, c. 243].
Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономических интересов.
В Беларуси рыночная конкуренция была устранена с ликвидацией частной собственности в советский период в результате тотального огосударствления экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производство, а также одно из исходных условий появления конкуренции – обособленность свободных производителей как собственников средств производства и произведенного продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения. Основными конкурентами там выступают предприниматели. Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за фонды и лимиты. Это была конкуренция ведомств и организаций за ресурсы общества. В коррумпированных слоях административно-командной системы велась борьба за выживание любой ценой. Имела место также конкуренция руководителей за изменение собственного положения на иерархической лестнице руководства.
В результате сегодня в нашей экономике, прежде всего в сфере материального производства, нет полноценной конкуренции. Существующие же гипертрофированные формы конкурентных отношений, как правило, носят недобросовестный, зачастую криминальный характер. В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла «теневая» – между монопольными группами «дельцов», монопольными структурами по проведению спекулятивных операций (например, в торговле – между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте – конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.
В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. По оценкам специалистов на 80 обследованных негосударственных предприятиях не было падения объемов производства; 60 — имели незначительную кредиторскую и дебиторскую задолженность, были рентабельны и обеспечены собственными оборотными средствами, что позволило некоторым из них провести реинвестирование.
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО “Белавтомаз” дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной. Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов [14, c. 244-246].
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70 %. Для сравнения: в США — в среднем 15–20 %. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д. Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики [1, с. 31].
С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции? Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности растут: в 2000 г. удельный вес негосударственного сектора в производстве был равен 22,1 %, в 2004 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6–7 %, рентабельность оказалась на 3—5 % выше рентабельности госсектора. С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных предприятиях затраты выросли в 2004 г. более чем в 4 раза, на негосударственных ненамного меньше – в 3,8 раза. Естественно, цены остаются высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется. Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного воспроизводства в 2–2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве, особенно на внешнем рынке становится маловероятной [13, c.22].
За двадцать лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы. Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15 % территории, располагая 0,18 % численности населения, республика производит 11 % мирового производства калийных удобрений, 0,6 – химических волокон и нитей, 0,15 – стали и цемента. 1,3 – холодильников, 0,4 – телевизоров, 1,8 – шерстяных тканей, 0,8 – обуви, 8,7 – льноволокна, 0,4 – мяса в убойном весе, 1,1 % – молока. Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций [15, c. 109].
В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой. Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные – включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные – включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополий).
В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем [15, с. 104].
Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорусском рынке решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями. Сказываются и технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования, сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных усилий участников рынка [17, с.7].
Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа. Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения. Органы государственной власти, как и прежде, используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость [15, c.102].
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике