Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 11:10, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.
Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организации (особенно торговых – розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» – должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия – немонополисты, руководители теневого бизнеса. В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма – государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности. Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции. Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства – ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли – устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий – пресечение диктата производителя (продавца). Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [11].
Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что:
1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;
2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала;
3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;
4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.
На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике – на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии – монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма. Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., программах демонополизации экономики Беларуси на 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2006-2010 гг., 2011-2015 гг. Так, целями объявлены: изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.
Основными направлениями демонополизации выступают:
1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;
2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
3) государственное регулирование деятельности монополий;
4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений). Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства – литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67 % акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн. долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем [15, с.107 - 108].
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате.
Становлению полноценной конкуренции в республике препятствуют:
1. Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность.
2. Искусственные административные барьеры для новых хозяйствующих субъектов, устанавливаемые республиканскими и местными органами исполнительной власти. Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия регистрации и выдачи лицензий, предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции, дискриминационное применение нормативных актов в отношении негосударственных предприятий и т.д. (Чиновники допускают массовые злоупотребления при регистрации предприятий, запреты на виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, ценовую дискриминацию негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прессинг и т.п.).
3. Несовершенство и недостаток статистической информации, инфраструктуры поддержки предпринимательства.
4. Несовершенство законодательств, касающихся собственности, инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистрации и лицензирования; редкое использование процедур санации и банкротства. (Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным выходом для них.).
5. Формальный характер акционирования белорусских предприятий, отсутствие открытого для всех рынка ценных бумаг.
6. Создание концернов и холдингов на базе бывших министерств, что сохраняет и укрепляет государственную монополию (особенно в торговле и снабжении).
7. Отсутствие в госбюджете средств для инвестиций; ограниченные кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность.
К факторам, тормозящим становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, относятся:
- налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства;
- длительные сроки окупаемости капиталовложений;
- неплатежи;
- политика существующих на рынке структур;
- неразвитость рыночной инфраструктуры;
- ограниченность ресурсов,
отсутствие навыков
Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать как возврат к усилению методов административного воздействия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров [4, c.7].
Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:
- полное обособление производителей как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей однородной продукции достигается путем создания новых экономических структур в монополизированных отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;
- заинтересованность
субъектов в
- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
- преодоление
монополизма государственных
Кроме этого, для повышения конкурентоспособности белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи. Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:
— проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга (создать службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить должностные обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие квалификационные требования к образованию и специальности);
— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;
— выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;
— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;
— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;
— осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.
Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:
— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;
— ускорять оборачиваемость оборотных средств:
— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.
Совершенствовать менеджмент. В этих целях:
— четко определять цели;
— выработать стратегии;
— совершенствовать организацию управления предприятием;
— разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.
Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга [21, c.19].
В условиях отсутствия конкуренции конкурентная среда должна формироваться поэтапно, начиная с появления конкуренции между субъектами и заканчивая формированием структурных элементов по ее обеспечению.
На первом этапе происходит становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и сырья, между банками — за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.
На втором этапе формируется межотраслевая конкуренция за норму прибыли, происходит становление нетоварных форм конкуренции между концернами, холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство.
На третьем этапе предусматривается обеспечение равно-партнерских
отношений между отечественными и иностранными производителями.
Следовательно, эти этапы должны совпадать с этапами развития рыночных отношений в республике. Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей [14, c.256].
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике