Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 11:10, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её типы и влияние на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить положительное и отрицательное влияние конкуренции на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) рассмотреть основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым их различают;
4) определить наиболее эффективные меры развития конкуренции в Республике Беларусь.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2. отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3. не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользования (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4. не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
5. не содержит механизмов,
препятствующих возникновению
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособны. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
б) при его потреблении:
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Под рыночной структурой обычно понимается экономическая среда, в которой протекает конкуренция или, иными словами, соперничество между отдельными товаропроизводителями и предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг. Рыночная структура характеризуется рядом черт, среди которых можно выделить следующие:
1. Количество производителей (потребителей) и их доля в рыночном объёме продаж (покупок), от которой зависит степень влияния каждого хозяйствующего субъекта на рыночную ситуацию.
2. Условия вступления фирм в отрасль и выхода из неё, т.е. наличие (отсутствие) входных барьеров для появления нового производителя и возможность беспрепятственного выхода из отрасли. Спектр входных барьеров обширен: юридические барьеры - лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности, патенты; экономические - преимущества крупных производителей, которые в состоянии нести большие капитальные затраты на увеличение масштаба производства, но и одновременно снижая средние издержки; закрытость доступа к материальным ресурсам в силу их отсутствия на свободном рынке; исключительное право заниматься данным видом деятельности (авторские права).
3. Степень контроля
4. Характер продукции – однородный либо дифференцированный продукт. Степень дифференциации продукта существенно влияет на уровень конкуренции на рынке.
5. Доступность информации – осведомленность покупателей и продавцов о ценах на товары и ресурсы определяет характер их стратегического поведения [7. c.36-37].
Всё многообразие рыночных структур можно разделить на следующих два вида: рыночные структуры, для которых характерна совершенная конкуренция и рыночные структуры, для которых характерна несовершенная конкуренция. В свою очередь рыночную структуру с несовершенной конкуренцией принято подразделять на следующих три основных типа: рынок, где доминирует монополистическая конкуренция, олигополистический и монополистический рынки (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Основные характеристики форм и моделей конкуренции
Формы и модели конкуренции |
Признаки, определяющие форму и модель конкуренции |
Степень контроля над ценами | |
Совершенная (свободная, неограниченная) |
|
отсутствие контроля; цена устанавли-вается в соответ-ствии с действием законов спроса и предложе-ния | |
Несовершенная (ограниченная) Ее модели: Монополия |
|
продавцы и покупатели могут воздейст-вовать на рыночную цену; полный контроль | |
Монополисти-ческая конкуренция |
|
достаточно слабый контроль; ограничен возможностью замены товара |
Продолжение таблицы 1.2
Олигополия |
Преобладающая модель в современной рыночной структуре:
|
частичный контроль |
Примечание – источник: [4].
Чистая конкуренция относится к свободной (совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия – к монополистической (несовершенной) конкуренции. В условиях чистой конкуренции существует большое число предприятий, производящих одинаковый продукт (например, рожь, лён). Новые предприятия легко могут войти в отрасль. Поскольку доля каждого конкурентного предприятия в общем объёме предложения товара незначительна, отдельное предприятие не может оказать существенного влияния на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупности спроса и предложения.
Чистая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один товаропроизводитель, который полностью контролирует объём предложения товара и очень сильно влияет на цены. Проникновение в отрасль дополнительных предприятий заблокировано. Отсутствует дифференциация продукции.
Рисунок 1.2 – Эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополии
Примечание – источник: [2; с. 105].
На рисунке 1.2 видно, что отрезок I кривой спроса монополии D является эластичным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица продукции, соответствующая данному отрезку, увеличивает совокупный доход (TR). Предельный доход (MR) здесь является положительным. При понижении цены, соответствующей неэластичному отрезку II, прирост совокупного дохода уменьшается, а предельный доход становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрезке, так как это невыгодно.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят похожую, но не идентичную продукцию (одежду, книги, строительные материалы). Вхождение в отрасль довольно простое. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами за свою продукцию. Многие производители используют рекламу, торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения покупателей в том, что их продукция лучше, чем продукции конкурентов.
Рисунок 1.3 – Модель монополистической конкуренции в кратко- (а) и долгосрочном (б) периодах
Примечание – источник: [2; с. 109].
Теорию монополистической конкуренции можно описать с помощью модели, представленной на рис.1.3. Она отражает кратко- (а) и долгосрочные (б) состояния равновесия для типичной фирмы в условиях монополистической конкуренции. Кривая спроса убывает потому, что продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых ее конкурентами. Кривые спроса и предельного дохода в условиях монополистической конкуренции располагаются примерно так же, как и в условиях чистой монополии, но они более эластичны, чем у чистой монополии (производитель в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары, монополист же практически не имеет конкурентов.
Олигополия отличается небольшим числом продавцов, каждый из которых обладает значительной долей рынка. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигопольной отрасли могут производить однородные (сталь, цемент, алюминий и т.д.) и дифференцированные (автомобили, бытовые электрические приборы, пишущие машинки и т.д.) продукты. Вступление в олигопольные отрасли затруднено для претендентов.
В историческом аспекте следует отметить, что до середины 19 века в национальных хозяйствах (современных) развитых стран существовала свободная или совершенная конкуренция. В этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции. Масштаб производства каждого производителя настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночных цен на данный тип продукции. Капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из неё. Во второй половине 19 века ситуация изменилась. Благодаря нововведениям, структурным изменениям в производстве, с возрастанием роли отраслей тяжёлой промышленности против лёгкой, пищевой постепенно возникают крупные предприятия и их объединения, которые захватывают всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более крупных предприятиях, в акционерных обществах. Конкуренция становилась несвободной (несовершенной). Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из них получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. Создаются условия для монополизации производства, т.е. установление такого типа экономических отношений, при котором отдельные хозяйствующие субъекты навязывают собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности, регулируют производство данного вида продукции и господствуют на рынке [16, с. 8].
Главные формы проявления конкуренции – ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако, как долговременная тенденция идёт смещение «центра тяжести» от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые методы конкурентной борьбы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы. Конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.
В соответствии с поведением
участников (субъектов) рыночных
отношений конкуренция проявляется по
следующим направлениям: «товаропроизводитель-
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция – главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог – застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны. Конкуренция – сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция – это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление – чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок – порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции [18, с. 103].
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике